Версия для слабовидящих

Размер текста:

Цветовая схема:

Изображения:

24 июля 2025

Что заставляет человека браться за что-то новое – изучать, пробовать, делать? Конечно, мотивация. Это двигатель наших идей и, в целом, нашей жизни. Это процесс побуждения к деятельности для получения результата. «Не бойтесь медленного прогресса. Бойтесь только стоять на месте», – гласит китайская пословица.

Если проследить биографии выдающихся и известных личностей, можно убедиться, что это действительно так. Альберт Эйнштейн считал, что не гениальность, а упорство и интерес к познанию мира привели его к открытиям. Его мотивацией было не признание, а желание понять законы Вселенной.

Стив Джобс верил, что страсть к делу важнее денег или славы: «Единственный способ делать великие дела — любить то, что ты делаешь». Даже после ухода из Apple он продолжал работать, потому что был увлечен созданием технологий будущего. Мария Кюри, первая женщина — нобелевский лауреат, работала в тяжелых условиях, но её мотивировало желание раскрыть тайны радиации. Томас Эдисон сделал 10 000 неудачных попыток, прежде чем изобрел лампочку. Его мотивация: «Я не ждал, я просто нашел 10 000 способов, которые не работают». Илон Маск мечтает о колонизации Марса и разбивает эту цель на этапы (Tesla, SpaceX, Neuralink).

Что общего у всех этих людей? Прежде всего, они видели смысл в своем деле, а не просто стремились стать богатыми и известными. Они не боялись совершать ошибки и действовали даже тогда, когда подчас не было вдохновения, ведь мотивация – это не всегда драйв (так ведь?).

Если говорить об образовании, то в учебе мотивация просто необходима – это процессы, методы, способы и средства побуждения к познавательной деятельности. Юные умы не всегда понимают, а зачем, собственно, что-то учить? Даже не так, зачем – они знают. Просто не хотят. Не менее важна мотивация для уже состоявшихся специалистов: немотивированные сотрудники будут избегать занятий по повышению квалификации или проходить эти курсы для галочки. Такое обучение бесполезно для организации, ведь в работе персонал не будет применять новый опыт и новую информацию. Доказано, что мотивация и качество обучения взаимосвязаны. Есть даже шкала, позволяющая оценивать результативность образовательного процесса – Completion rate (COR). С помощью этого метода можно легко определить процент завершивших обучение от числа тех, кто просто зарегистрировался на курс.

А что с мотивацией в изучении английского языка? Все знают, что он нужен, все хотят на нем говорить, но мало кто доходит до высокого уровня в его освоении. Один из виновников сложившейся ситуации – мотивация. Точнее, ее отсутствие. Изучая любой иностранный язык, мы приобретаем умения и навыки пользования чужим языком как средством общения и получения необходимой информации. А. А. Босак, исследуя проблемы мотивации студентов, пришел к следующему выводу: «Мотивация порождает в уме обучаемого цепную реакцию, которую можно представить следующим образом: мотивация – возбуждение положительных эмоций – усиленная умственная деятельность – ускорение и усовершенствование процесса усвоения языка». Но эта цепочка должна работать на практике, подчеркивает заведующий Кафедрой английского языка и профессиональной коммуникации, профессор Марина Мельничук, и очень многое зависит от преподавателя, задача которого максимально индивидуализировать процесс обучения, сделать его профессионально ориентированным, использовать интересные формы и методы работы на занятиях, правильно организовать самостоятельную работу студентов.

Не стоит забывать, что человеку нужен человек. Несмотря на век компьютерных технологий и возрастание роли искусственного интеллекта для многих мотивацией является обучение в группе – обучаемый тянется за более сильными учениками или ему просто нравится проводить время со своей группой. А для кого-то хорошей мотивацией является дедлайн. У каждый человека свои цели изучения английского языка. Согласно данным Бауманского учебного центра «Специалист», 56% студентов считают, что английский им нужен для развития и карьерного роста, 26% хотят его выучить для учёбы или для путешествий, 8% – для прохождения тестирования, 10% – для общения и других целей. Таким образом, на данный момент, главная мотивация для студентов в изучении английского языка – это карьера, а также возможность участвовать в программах академической мобильности. На втором месте – возможность коммуницировать с иностранными друзьями или коллегами.

 

По данным Минеевой О.А. и Ляшенко М.С., доцентов Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина, направленность мотивации студентов представлена следующими цифрами (см. таблицу).

Направленность мотивации студентов


 

Утверждение

Полностью не согласен

Не согласен

Отчасти не согласен

Отчасти согласен

Согласен

Полностью согласен

1

Владение английским языком необходимо мне, чтобы легче общаться с иностранными друзьями и коллегами.

8,1%

16,1%

8,1%

21%

33,9%

12,9%

2

Знание английского языка необходимо для работы и карьеры

11,3%

4,8%

4.8%

21%

25,8%

32,3%

3

Я интересуюсь культурой и традициями англоговорящих стран

8,1%

22,6%

25,8%

25,8%

9,7%

8,1%

4

Я должен учить английский язык, потому что не хочу получать плохие оценки по этому предмету

8,1%

4,8%

21%

30,6%

19,4%

16,1%

5

Знание английского языка делает меня более образованным человеком

3,2%

6,5%

8,1%

19,4%

29%

33,9%

6

Я учу английский, чтобы свободно путешествовать

8,1%

8,1%

8,1%

19,4%

30,6%

25,8%


Какой бы способ мотивации вы для себя не выбрали, главное – не отступать от своей цели. Двигайтесь маленькими шажочками, не ставьте перед собой задачу выучить сразу весь учебник, пусть это будут небольшие объемы информации. Очень важно заниматься ежедневно: пусть по 15-20 минут, но это будет результативнее, чем если вы будете учить английский один раз в неделю несколько часов. Окружите себя английским – смотрите фильмы, читайте книги, слушайте песни на английском языке. Постепенно изучение английского языка войдет у вас в привычку. «Помните, изучение языка — это марафон, а не спринт», – напоминает Марина Мельничук. Главное — найти личную мотивацию и получать удовольствие от процесса. И не забывайте, что каждый выученный язык — это новый мир, новые друзья и новые возможности.

Мельничук М.В.,

д.э.н., профессор, заведующий Кафедрой английского языка и профессиональной коммуникации

Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Другие новости

13 августа
Центр поддержки технологий и инноваций Финансового университета выявил новую схему мошенничества с фейковыми претензиями о нарушении прав на товарные знаки

Центр поддержки технологий и инноваций Финансового университета выявил новую схему мошенничества с фейковыми претензиями о нарушении прав на товарные знаки

08 августа
Когда выгоднее брать отпуск? Экспертное руководство по финансовой оптимизации отпуска

Когда выгоднее брать отпуск? Экспертное руководство по финансовой оптимизации отпуска

08 августа
Использование нейросетей: ключевые риски и неочевидные ограничения, которые следует учитывать

Использование нейросетей: ключевые риски и неочевидные ограничения, которые следует учитывать

08 августа
Мошенники атакуют абитуриентов: как не стать жертвой обмана при поступлении

Мошенники атакуют абитуриентов: как не стать жертвой обмана при поступлении

08 августа
Студенческая семья – официально закрепленный статус и новые меры поддержки

Студенческая семья – официально закрепленный статус и новые меры поддержки

08 августа
Станислав Прокофьев подвел первые итоги приемной кампании-2025 на третьем закрытом заседании Клуба ректоров

Станислав Прокофьев подвел первые итоги приемной кампании-2025 на третьем закрытом заседании Клуба ректоров

08 августа
Городская среда: малые города сокращают разрыв с мегаполисами

Городская среда: малые города сокращают разрыв с мегаполисами

08 августа
Рынок аренды жилья во II квартале 2025 года: сокращение предложения и рост цен

Рынок аренды жилья во II квартале 2025 года: сокращение предложения и рост цен

08 августа
Мастер-планы и вовлеченность горожан: как растет запрос на развитие городской среды

Мастер-планы и вовлеченность горожан: как растет запрос на развитие городской среды

Выбрать дату

Выбрать дату

Выбрать год