Что заставляет человека браться за что-то новое – изучать, пробовать, делать? Конечно, мотивация. Это двигатель наших идей и, в целом, нашей жизни. Это процесс побуждения к деятельности для получения результата. «Не бойтесь медленного прогресса. Бойтесь только стоять на месте», – гласит китайская пословица.
Если проследить биографии выдающихся и известных личностей, можно убедиться, что это действительно так. Альберт Эйнштейн считал, что не гениальность, а упорство и интерес к познанию мира привели его к открытиям. Его мотивацией было не признание, а желание понять законы Вселенной.
Стив Джобс верил, что страсть к делу важнее денег или славы: «Единственный способ делать великие дела — любить то, что ты делаешь». Даже после ухода из Apple он продолжал работать, потому что был увлечен созданием технологий будущего. Мария Кюри, первая женщина — нобелевский лауреат, работала в тяжелых условиях, но её мотивировало желание раскрыть тайны радиации. Томас Эдисон сделал 10 000 неудачных попыток, прежде чем изобрел лампочку. Его мотивация: «Я не ждал, я просто нашел 10 000 способов, которые не работают». Илон Маск мечтает о колонизации Марса и разбивает эту цель на этапы (Tesla, SpaceX, Neuralink).
Что общего у всех этих людей? Прежде всего, они видели смысл в своем деле, а не просто стремились стать богатыми и известными. Они не боялись совершать ошибки и действовали даже тогда, когда подчас не было вдохновения, ведь мотивация – это не всегда драйв (так ведь?).
Если говорить об образовании, то в учебе мотивация просто необходима – это процессы, методы, способы и средства побуждения к познавательной деятельности. Юные умы не всегда понимают, а зачем, собственно, что-то учить? Даже не так, зачем – они знают. Просто не хотят. Не менее важна мотивация для уже состоявшихся специалистов: немотивированные сотрудники будут избегать занятий по повышению квалификации или проходить эти курсы для галочки. Такое обучение бесполезно для организации, ведь в работе персонал не будет применять новый опыт и новую информацию. Доказано, что мотивация и качество обучения взаимосвязаны. Есть даже шкала, позволяющая оценивать результативность образовательного процесса – Completion rate (COR). С помощью этого метода можно легко определить процент завершивших обучение от числа тех, кто просто зарегистрировался на курс.
А что с мотивацией в изучении английского языка? Все знают, что он нужен, все хотят на нем говорить, но мало кто доходит до высокого уровня в его освоении. Один из виновников сложившейся ситуации – мотивация. Точнее, ее отсутствие. Изучая любой иностранный язык, мы приобретаем умения и навыки пользования чужим языком как средством общения и получения необходимой информации. А. А. Босак, исследуя проблемы мотивации студентов, пришел к следующему выводу: «Мотивация порождает в уме обучаемого цепную реакцию, которую можно представить следующим образом: мотивация – возбуждение положительных эмоций – усиленная умственная деятельность – ускорение и усовершенствование процесса усвоения языка». Но эта цепочка должна работать на практике, подчеркивает заведующий Кафедрой английского языка и профессиональной коммуникации, профессор Марина Мельничук, и очень многое зависит от преподавателя, задача которого максимально индивидуализировать процесс обучения, сделать его профессионально ориентированным, использовать интересные формы и методы работы на занятиях, правильно организовать самостоятельную работу студентов.
Не стоит забывать, что человеку нужен человек. Несмотря на век компьютерных технологий и возрастание роли искусственного интеллекта для многих мотивацией является обучение в группе – обучаемый тянется за более сильными учениками или ему просто нравится проводить время со своей группой. А для кого-то хорошей мотивацией является дедлайн. У каждый человека свои цели изучения английского языка. Согласно данным Бауманского учебного центра «Специалист», 56% студентов считают, что английский им нужен для развития и карьерного роста, 26% хотят его выучить для учёбы или для путешествий, 8% – для прохождения тестирования, 10% – для общения и других целей. Таким образом, на данный момент, главная мотивация для студентов в изучении английского языка – это карьера, а также возможность участвовать в программах академической мобильности. На втором месте – возможность коммуницировать с иностранными друзьями или коллегами.
По данным Минеевой О.А. и Ляшенко М.С., доцентов Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина, направленность мотивации студентов представлена следующими цифрами (см. таблицу).
Направленность мотивации студентов
|
Утверждение |
Полностью не согласен |
Не согласен |
Отчасти не согласен |
Отчасти согласен |
Согласен |
Полностью согласен |
1 |
Владение английским языком необходимо мне, чтобы легче общаться с иностранными друзьями и коллегами. |
8,1% |
16,1% |
8,1% |
21% |
33,9% |
12,9% |
2 |
Знание английского языка необходимо для работы и карьеры |
11,3% |
4,8% |
4.8% |
21% |
25,8% |
32,3% |
3 |
Я интересуюсь культурой и традициями англоговорящих стран |
8,1% |
22,6% |
25,8% |
25,8% |
9,7% |
8,1% |
4 |
Я должен учить английский язык, потому что не хочу получать плохие оценки по этому предмету |
8,1% |
4,8% |
21% |
30,6% |
19,4% |
16,1% |
5 |
Знание английского языка делает меня более образованным человеком |
3,2% |
6,5% |
8,1% |
19,4% |
29% |
33,9% |
6 |
Я учу английский, чтобы свободно путешествовать |
8,1% |
8,1% |
8,1% |
19,4% |
30,6% |
25,8% |
Какой бы способ мотивации вы для себя не выбрали, главное – не отступать от своей цели. Двигайтесь маленькими шажочками, не ставьте перед собой задачу выучить сразу весь учебник, пусть это будут небольшие объемы информации. Очень важно заниматься ежедневно: пусть по 15-20 минут, но это будет результативнее, чем если вы будете учить английский один раз в неделю несколько часов. Окружите себя английским – смотрите фильмы, читайте книги, слушайте песни на английском языке. Постепенно изучение английского языка войдет у вас в привычку. «Помните, изучение языка — это марафон, а не спринт», – напоминает Марина Мельничук. Главное — найти личную мотивацию и получать удовольствие от процесса. И не забывайте, что каждый выученный язык — это новый мир, новые друзья и новые возможности.
Мельничук М.В.,
д.э.н., профессор, заведующий Кафедрой английского языка и профессиональной коммуникации
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.