Версия для слабовидящих

Размер текста:

Цветовая схема:

Изображения:

28 октября 2025

24 сентября 2025 года в Государственную Думу внесен Проект Федерального закона № 1023998-8 о внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». 

Изменения разработаны в целях государственного регулирования деятельности туристских агрегаторов и их владельцев, в том числе обеспечения защиты прав и интересов туристов при использовании предоставляемых ими услуг.

Для чего необходимо принятие закона:

В последние годы среди туристов высоким спросом пользуются туристские агрегаторы, представляющие собой технологичные цифровые платформы, которые позволяют потребителю самостоятельно осуществить поиск туристских продуктов и услуг (далее – туристских продуктов), заключить договоры с их поставщиками, а также произвести оплату.

Согласно статистике (по данным Ассоциации туроператоров России), более 90% продаж туров сегодня осуществляется через Интернет-ресурсы. Востребованность услуг туристских агрегаторов обуславливает дальнейший рост их количества и доли реализации на российском туристическом рынке.

Туристские агрегаторы, по сути, выступают новым типом посредника между туроператорами, турагентами и конечным потребителем, однако до сих пор их деятельность не имеет правового статуса в российском законодательстве.

Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 

«О защите прав потребителей» в действующей редакции закрепляет общее понятие владельца агрегатора информации и не содержит специфических требований к деятельности агрегатора в туристкой сфере. 

Также действующие правила не регламентируют порядок формирования и реализации договорных обязательств сторон указанных отношений.

Отсутствие четкого правового статуса туристических агрегаторов порождает противоречия в квалификации их деятельности как туроператорской или турагентской, что, в свою очередь, создает проблему с определением стороны, несущей ответственность перед потребителем в случае нарушения его прав.

Юридическая клиника «Центр правовой поддержки» Юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ поясняет:

Законопроект предусматривает внесение широкого перечня изменений.

В целях обеспечения прозрачности деятельности владельцев туристских агрегаторов, защиты прав и законных интересов участников отношений законопроектом предлагается внесение изменений в статью 1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», определяющих базовые понятия в указанных отношениях. 

Законопроектом определяется объект регулирования, в качестве которого выступает агрегатор информации о туристских продуктах. 

Агрегатор определяется как программа для ЭВМ или сайт в сети «Интернет», предоставляющие туристу или иному заказчику информацию о туристских продуктах, возможность заключить с туроператором или турагентом договор о реализации туристского продукта или договор возмездного оказания услуги с субъектом туристской индустрии, а также осуществить оплату по таким договорам.

В качестве субъекта регулирования определяется владелец агрегатора информации о туристских продуктах, под которым понимается юридическое лицо, владеющее программой для ЭВМ или интернет-сайтом.

Ручкина Гульнара Флюровна, профессор, декан Юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ:

«Законопроектом определены особенности оказания владельцем агрегатора реализуемых услуг. Закреплены требования к формам сделок на оказание реализуемых ими услуг, обязанности владельцев агрегатора информации о туристских продуктах информировать туриста, иного заказчика договора публичной оферты о его условиях, в том числе о порядке предъявления претензий к качеству туристских продуктов, а также о возможностях защиты имущественных интересов, связанных с путешествием. Таким образом, изменения в этой части законодательства обусловлены ситуацией с быстрым развитием онлайн-платформ на рынке туристских продуктов».

Закон устанавливает, что при самостоятельном заключении туристом с использованием ресурсов владельца агрегатора информации о туристских продуктах договоров, деятельность владельца агрегатора информации о туристских продуктах не может квалифицироваться как туроператорская деятельность.

«Принятие законопроекта позволит создать правовые условия деятельности туристских агрегаторов и обеспечить безопасное использование их информационных ресурсов туристами и иными заказчиками» - отмечает Гульнара Флюровна Ручкина.

Другие новости

26 декабря
СБП или эквайринг: какой способ приема платежей выгоднее бизнесу?

СБП или эквайринг: какой способ приема платежей выгоднее бизнесу?

26 декабря
Продление особого порядка трудовых отношений в новых регионах: социальная стабильность и защита занятости как приоритет государственной политики

Продление особого порядка трудовых отношений в новых регионах: социальная стабильность и защита занятости как приоритет государственной политики

26 декабря
Почему инвестбанки ошиблись в прогнозе цены биткоина на 2025 год

Почему инвестбанки ошиблись в прогнозе цены биткоина на 2025 год

26 декабря
Оптимисты алгоритмов: как формируется новый потребительский ландшафт эпохи искусственного интеллекта

Оптимисты алгоритмов: как формируется новый потребительский ландшафт эпохи искусственного интеллекта

26 декабря
Налоговые последствия формального дробления бизнеса

Налоговые последствия формального дробления бизнеса

26 декабря
Миссия выполнима или как успеть получить налоговую выгоду до Нового года

Миссия выполнима или как успеть получить налоговую выгоду до Нового года

26 декабря
Маркетинг производственного бэкстейджа: как открытая «кухня» становится драйвером доверия

Маркетинг производственного бэкстейджа: как открытая «кухня» становится драйвером доверия

26 декабря
Льготы за ГТО с 1 января 2026 года

Льготы за ГТО с 1 января 2026 года

26 декабря
Как лоу-фай аутентичность перевернула медиамаркетинг

Как лоу-фай аутентичность перевернула медиамаркетинг

Выбрать дату

Выбрать дату

Выбрать год