Версия для слабовидящих

Размер текста:

Цветовая схема:

Изображения:

26 сентября 2025

Эпоха, когда полученного в юности профессионального образования хватало на всю карьеру, безвозвратно ушла. Технологические революции, глобализация и динамика рынка труда приводят к тому, что сегодняшние востребованные профессии завтра могут оказаться на грани исчезновения. По данным Всемирного экономического форума (WEF), к концу 2025 г. около 85 миллионов рабочих мест могут быть вытеснены автоматизацией, в то время как появится 97 миллионов новых ролей, требующих иных навыков. В этом контексте концепция Lifelong Learning (LLL) — «образования в течение всей жизни», перестает быть абстрактной идеей и становится императивом выживания и успеха. Ключевой вопрос заключается в том, как школа, исторически нацеленная на передачу фиксированного объема знаний, должна трансформироваться, чтобы подготовить человека не к одной профессии, а к постоянному переобучению и адаптации.

Традиционная система образования, сформированная в индустриальную эпоху, выполняла функцию «конвейера» по подготовке стандартизированных кадров. Ее успех измерялся объемом усвоенных фактов и правил. Однако в современном мире, где любая информация доступна за несколько кликов, ценность энциклопедических знаний резко падает. На первый план выходят так называемые «мягкие навыки» (soft skills) и метапредметные компетенции, которые позволяют эффективно работать с информацией, а не просто хранить ее.

Исследование, проведенное McKinsey Global Institute, показывает, что работники будущего будут тратить на 55% больше времени на использование когнитивных навыков — таких как критическое мышление, креативность и принятие решений — по сравнению с сегодняшним днем. Школа, которая продолжает делать упор на зубрежку и стандартизированные тесты, не просто не готовит учеников к будущему; она формирует у них ложное представление о том, что такое обучение, порождая психологическую уязвимость перед необходимостью постоянного обновления знаний во взрослой жизни.

Чтобы выполнить новую миссию, школа должна фундаментально пересмотреть свои цели и методы. Фокус смещается с «чему учить» на «как учить» и, что еще важнее, «как научить учиться». Так о каких навыках идет речь? Это: формирование «навыков обучения» (Learning to Learn), что является краеугольным камнем LLL. Школа должна целенаправленно развивать у учащихся метакогнитивные навыки: саморефлексию, умение ставить учебные цели, планировать свою деятельность, оценивать свои сильные и слабые стороны, выбирать эффективные стратегии обучения. Это означает внедрение в учебный процесс элементов, где ученик сам управляет своим познанием: ведение учебных дневников, постановка личных учебных целей (цели SMART), защита индивидуальных и групповых проектов; развитие гибких навыков (4К: Критическое мышление, Креативность, Коммуникация, Кооперация). Эти компетенции являются трансферабельными, то есть переносимыми из одной профессиональной области в другую. Проектная деятельность, дебаты, междисциплинарные исследования — вот педагогические инструменты, которые позволяют их культивировать. Участвуя в групповом проекте по созданию экологического стартапа, ученик развивает не только знания по биологии и экономике, но и навыки командной работы, ведения переговоров, публичных выступлений и решения нестандартных проблем; воспитание психологической устойчивости. Карол Дуэк, известный психолог из Стэнфорда, доказала важность «гибкого сознания» (growth mindset) — веры в то, что способности можно развивать через усилия. Школьная система, которая наказывает за ошибки низкими оценками, формирует «фиксированное сознание» (fixed mindset), когда человек воспринимает неудачу как приговор своим способностям. Для мира LLL, где постоянные изменения и необходимость осваивать новое сопряжены с риском ошибок, это катастрофа. Школа должна создать среду, где ошибка рассматривается не как провал, а как ценный опыт обучения. Формирующее оценивание (feedback), которое показывает зоны роста, а не просто выставляет балл, является ключевым инструментом в этом процессе; интеграция цифровой грамотности и адаптивных технологий. Современное переобучение немыслимо без цифровых инструментов. Показателен в этом контексте опыт Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, где концепция Lifelong Learning реализуется через создание сквозной образовательной экосистемы. Как отмечает доцент Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Олеся Юрьевна Дигтяр, университет активно развивает программы, ориентированные не только на студентов, но и на выпускников, а также специалистов финансовой отрасли. Например, проекты по микрообучению (microlearning) и короткие онлайн-курсы на собственной цифровой платформе позволяют профессионалам в сжатые сроки осваивать актуальные навыки — от основ цифровых активов до устойчивого финансирования (ESG). Этот подход демонстрирует, как учебное заведение трансформируется из поставщика «разового» образования в постоянного партнера по развитию карьеры, что является практической моделью для школы будущего. 

Школа должна научить не только базовым компьютерным навыкам, но и умению ориентироваться в цифровой среде: находить достоверные источники информации, использовать онлайн-курсы (MOOC), работать в виртуальных командах. Опыт таких платформ, как Khan Academy, показывает, что адаптивные технологии, подстраивающиеся под уровень ученика, помогают сформировать позитивный опыт самостоятельного обучения, что является прямой подготовкой к будущему онлайн-обучению.

Подготовка человека к lifelong learning — это не добавление в учебный план еще одного предмета. Это глубинная трансформация философии образования, его содержания и методов. Школа будущего должна стать не «фабрикой знаний», а «тренажерным залом» для ума, где культивируются любознательность, устойчивость к неопределенности и радость от самого процесса познания. Выпускник такой школы будет обладать не дипломом как финальной точкой обучения, а внутренним компасом, позволяющим ему уверенно навигировать в океане перемен, постоянно пересобирать свой профессиональный профиль и оставаться активным, востребованным и реализованным членом общества на протяжении всей жизни. Инвестируя в такую трансформацию, мы инвестируем не просто в человеческий капитал, а в нашу коллективную способность адаптироваться к будущему, которое наступает уже сегодня.

Другие новости

26 сентября
Метавселенные и ИИ как новая медиа-среда: от потребления к проживанию опыта

Метавселенные и ИИ как новая медиа-среда: от потребления к проживанию опыта

26 сентября
Эффективные стратегии подготовки к ЕГЭ: научный подход и данные студентов ведущих вузов России

Эффективные стратегии подготовки к ЕГЭ: научный подход и данные студентов ведущих вузов России

26 сентября
Проблемные вопросы идентичности современного работника в контексте цифровой среды

Проблемные вопросы идентичности современного работника в контексте цифровой среды

26 сентября
Налоговые преференции как инструмент развития предпринимательской активности

Налоговые преференции как инструмент развития предпринимательской активности

26 сентября
Особенности перехода от импортозамещения в нефтегазовом комплексе России к концепции технологического суверенитета

Особенности перехода от импортозамещения в нефтегазовом комплексе России к концепции технологического суверенитета

26 сентября
Кошелек как зеркало души: почему мы тратим вопреки разуму

Кошелек как зеркало души: почему мы тратим вопреки разуму

26 сентября
Какие ниши выживут в охладевающем российском EdTech?

Какие ниши выживут в охладевающем российском EdTech?

26 сентября
Укрепление доверия к искусственному интеллекту

Укрепление доверия к искусственному интеллекту

26 сентября
Виртуальная реальность в образовании: быть или не быть?

Виртуальная реальность в образовании: быть или не быть?

Выбрать дату

Выбрать дату

Выбрать год