Версия для слабовидящих

Размер текста:

Цветовая схема:

Изображения:

15 декабря 2025

Российские компании, вовлеченные в практику публичной нефинансовой отчетности, затрачивают значительные финансовые и человеческие ресурсы на подготовку и публикацию отчета об устойчивом развитии. Какие цели они преследуют, регулярно публикуя необязательную в российской юрисдикции отчетность? По данному вопросу имеющиеся исследования дают идентичный результат: подавляющее большинство российских компаний рассматривают нефинансовый отчет как способ улучшения своей деловой репутации, инструмент продвижения, а также как средство самодиагностики и дань актуальным трендам. Как отмечает доцент кафедры бизнес-аналитики факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Игорь Ушанов: «При таком взгляде на отчетность об устойчивом развитии как на PR-элемент отчитывающейся компании вопрос равноценного диалога с ключевыми группами заинтересованных сторон посредством такой отчетности не является определяющим, как и повышение инвестиционной привлекательности компании в глазах поставщиков финансового капитала».     

Подобный подход к роли и содержанию публичной нефинансовой отчетности, сформировавшийся в российской практике, некоторым образом объясняется наличием значимых барьеров, с которыми сталкивается российский бизнес в процессе подготовки такой отчетности. По оценке самих компаний к этим барьерам относятся, прежде всего, незрелость практик по учету, сбору и консолидации соответствующей информации как во внешнем, так и во внутреннем контуре бизнеса, ограничения по раскрытию чувствительной информации, проблематичность выделения достаточных ресурсов на подготовку качественной нефинансовой отчетности. Отдельным аспектом, ограничивающим расширение практик раскрытия нефинансовой информации российским бизнесом, является отсутствие обязательности такого раскрытия для абсолютного большинства отечественных компаний.

С учетом озвученных целей и барьеров развития практики раскрытия нефинансовой информации представляется возможным выделить ключевые факторы, которые оказывают существенное влияние на содержание публичной нефинансовой отчетности российских компаний. В первую очередь это нормативно-правовое регулирование в области раскрытия нефинансовой информации, однако в отечественной практике, в условиях отсутствия обязательности публикации нефинансовых отчетов (за исключением компаний из первого и второго котировальных списков Мосбиржи) данный фактор приобретает форму четкого сигнала со стороны регулятора о важности отражения в публичной отчетности бизнеса взаимосвязи между результатами его деятельности и вкладом в достижение национальных целей и приоритетов развития Российской Федерации. Именно публичная нефинансовая отчетность, по мнению Игоря Ушанова, выступает одним из наиболее удачных форматов для раскрытия соответствующей информации.

Вторым фактором, определяющим содержание нефинансовой отчетности, выступают собственные цели и приоритеты отчитывающейся компании в рамках стратегии устойчивого развития, ее видение существенных тем и конечных результатов.

Третий фактор – информационные потребности ключевых заинтересованных сторон, выступающих главными адресатами публичной нефинансовой отчетности. Задача бизнеса в данном случае – на регулярной основе отслеживать соответствующие запросы стейкхолдеров, конвертируя их в разделы отчета об устойчивом развитии или иной формы нефинансовой отчетности.

Четвертый фактор – национальные и международные стандарты и инициативы в области подготовки и раскрытия нефинансовой информации о деятельности компаний. Недостатка в соответствующих рекомендациях отечественный бизнес не испытывает.

Таким образом, можно выделить следующие характерные черты и направления развития публичной нефинансовой отчетности в нашей стране:

· смещение фокуса раскрываемой информации от отчетности по Целям устойчивого развития ООН к национальным целям развития Российской Федерации, обозначение вклада конкретной компании в достижение национальных приоритетов, развитие регионов присутствия бизнеса и местных сообществ;

· ориентация отечественного бизнеса на широкий круг международных стандартов и инициатив в области подготовки публичной нефинансовой отчетности параллельно с активным внедрением национальных рекомендаций, необходимость их совмещения в границах единого отчета;

· расширение и развитие форматов публичной нефинансовой отчетности, практики выпуска отдельных тематических отчетов (экологических, о сохранении биоразноообразия и т.п.), а также отдельных дата-буков (data book), содержащих числовые данные по ключевым вопросам устойчивого развития компании;

· поступательное развитие практик заверения публичной нефинансовой отчетности.

Другие новости

16 декабря
Цифровые сертификаты и будущее профессиональной идентичности в IT

Цифровые сертификаты и будущее профессиональной идентичности в IT

16 декабря
Реализации первых этапов технологической интеграции на федеральном уровне: вызовы и перспективы

Реализации первых этапов технологической интеграции на федеральном уровне: вызовы и перспективы

16 декабря
Предиктивная аналитика в ивент-индустрии: как прогнозировать посещаемость, выручку и риски

Предиктивная аналитика в ивент-индустрии: как прогнозировать посещаемость, выручку и риски

16 декабря
Переосмысление HR. Почему компании делают ставку на обучение, а не на найм

Переосмысление HR. Почему компании делают ставку на обучение, а не на найм

16 декабря
От «фальшивых друзей» к «цифровым компаньонам»: как NPC-стриминг и ИИ-блогеры переписывают правила социального взаимодействия

От «фальшивых друзей» к «цифровым компаньонам»: как NPC-стриминг и ИИ-блогеры переписывают правила социального взаимодействия

16 декабря
Особенности раздела имущества супругов при наличии ипотечной квартиры

Особенности раздела имущества супругов при наличии ипотечной квартиры

16 декабря
Ноябрьские новеллы законодательства 2025

Ноябрьские новеллы законодательства 2025

16 декабря
Новые форматы нефинансовой отчетности в России: как бизнесу отразить свой вклад в достижение национальных целей развития?

Новые форматы нефинансовой отчетности в России: как бизнесу отразить свой вклад в достижение национальных целей развития?

16 декабря
Коммуникация пенсионных продуктов без цифровых сервисов: как банки и фонды выстраивают доверие в офлайн-среде

Коммуникация пенсионных продуктов без цифровых сервисов: как банки и фонды выстраивают доверие в офлайн-среде

Выбрать дату

Выбрать дату

Выбрать год