Как известно, в условиях глобализации мирового пространства знание иностранных языков, в особенности английского, перестало быть просто культурным или образовательным преимуществом, можно говорить о том, что оно превратилось в стратегический экономический актив человека, страны и далее мира. Особенно это актуально для стран и регионов, стремящихся интегрироваться в международные цепочки поставок, привлечь иностранные инвестиции и развивать экспорт несырьевых товаров и услуг. В России, где экономика по-прежнему в значительной степени зависит от сырьевого сектора, инвестиции в языковое образование могут стать ключевым инструментом диверсификации и повышения конкурентоспособности регионов.
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации провел исследование целью которого было рассмотреть, как инвестиции в языковую компетентность населения (от школьников до предпринимателей) приносят ощутимую экономическую отдачу в различных субъектах Российской Федерации.
Согласно теории человеческого капитала, инвестиции в образование повышают производительность труда и доходы отдельных лиц, а в совокупности ведут к росту ВРП и ВВП. Языковые навыки представляют собой один из наиболее востребованных компонентов этого капитала в международной среде. Исследования Всемирного банка и ОЭСР показывают, что владение английским языком может увеличить индивидуальную заработную плату на 10-30%, а на уровне региона – стимулировать экспорт, туризм и прямые иностранные инвестиции.
В ходе исследования были изучены четыре региона от Москвы до Дальнего Востока. Москва является центральной языковой инфраструктурой как часть инвестиционного климата, поскольку именно столица России держит лидерство по уровню владения иностранными языками. По данным EF EPI, Москва входит в пятерку городов Европы с самым высоким уровнем владения английским языком, наряду с Челябинском, Новосибирском, Санкт-Петербургом и Екатеринбургом. В частности, Департамент образования города Москвы с 2018 года запустил городскую программу «Московская электронная школа», включающую модули по англоязычной STEM-коммуникации. Примерами использования STEM-технологий при обучении английскому языку являются программирование и создание игр на английском языке, использование виртуальной реальности, робототехники и т.д. В вузах активно внедряются гибридные формы обучения на английском языке, проведение занятий в VR-лабораториях и т.д. В результате чего, можно уже на 2025 год говорить о первых результатах данной инвестиции, приведшей к положительному экономическому эффекту. В частности, по данным Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы, более 70% иностранных компаний, открывших офисы в столице, назвали «высокий уровень языковой подготовки кадров» одним из ключевых факторов локализации. Например, Технопарк «Сколково» требует от резидентов владения английским языком на уровне B2 и выше, что является условием для получения международных грантов и участия в партнерских программах.
Вторым регионом был выделен Татарстан (Казань), реализующий языковую политику в поддержку нефтегазового и IT-экспорта. Республика Татарстан активно инвестирует в языковое образование в рамках стратегии диверсификации экономики. Например, с 2020 года в республике продвигается проект «Английский для экспорта», направленный на обучение сотрудников предприятий ПАО «Татнефть», ПАО «КазаньОргСинтез», АО «КамАЗ», «ТатПроф», «Аммоний» и IT-компаний (например, ICL Group). Результаты данной инвестиционной работы региона показали свою валидность. По данным Минэкономики РТ, компании, участвующие в программе, увеличили экспорт нематериальных услуг (ПО, инжиниринг) на 35 % за три года. Более того, в Казанском федеральном университете запущена магистерская программа «Международный бизнес и деловой английский» с обязательной стажировкой за рубежом.
Следующим регионом, инвестирующим в языковое образование, была определена Калининградская область, для которой язык является условием создания логистического хаба. Территориально Калининград, географически отделенный от материковой части России, зависит от международной торговли и транзита. Основная проблема данной области – низкий уровень владения немецким и польским языками среди логистических работников, что естественно тормозит интеграцию в европейские цепочки поставок. Поэтому с 2022 года по линии Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (с учетом аналогий с Калининградом как «особой экономической зоной») запущена программа «Язык для логистики», финансируемая из регионального бюджета. Результаты не заставили себя долго ждать. По данным Торгово-промышленной палаты Калининградской области, в 2023–2024 годах количество контрактов с немецкими и польскими партнерами выросло на 22 %, а среднее время оформления грузов сократилось на 18 %.
Далее был рассмотрен Приморский край (Владивосток) как восточный вектор, ориентированный на языки Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). В рамках «поворота на Восток» регион делает ставку на китайский, корейский и японский языки. В частности, Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) с 2021 года сотрудничает с Huawei и Samsung в рамках программ двуязычного обучения (технические специальности + китайский/корейский язык). Более того, в Свободном порту Владивосток действует требование – владение хотя бы одним языком АТР для получения льгот по налогам при экспорте. Результаты исследования выявили, что по данным Минвостокразвития, доля предприятий Приморья, экспортирующих продукцию в Китай и Южную Корею, за пять лет выросла с 12 % до 29 %. При этом 85 % новых экспортеров прошли языковую подготовку в рамках государственных программ.
Понимая, что точные макроэкономические расчеты по России в рамках исследования четырех регионов недостаточно глобальны, данное исследование позволяет оценить эффект инвестиций в языковое образование. По расчетам Высшей школы экономики на 2023г., каждый рубль, вложенный в языковое образование в экспортно-ориентированных регионах, через 5 лет приносит до 4,5 рублей прироста ВРП. Исследование Финансового университета при Правительстве РФ за 2024г. показало, что регионы с высоким индексом языковой компетентности (Москва, Татарстан, Санкт-Петербург) демонстрируют на 18-25 % более высокие темпы роста несырьевого экспорта, чем в среднем по России.
По мнению доцента Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета Марии Бородиной, инвестиции в языковое образование представляют собой не расходы, а стратегическое вложение в экономический суверенитет и конкурентоспособность регионов. Как показывают примеры Москвы, Казани, Калининграда и Владивостока, такие инвестиции напрямую влияют на экспорт, привлечение инвестиций, развитие туризма и цифровых услуг. Более того, для усиления эффекта необходимо и далее интегрировать языковую подготовку в отраслевые стратегии развития, расширять программы «язык + профессия» в колледжах, поддерживать региональные инициативы по изучению языков стратегических партнеров (стран БРИКС). Следовательно, в условиях новой геоэкономической реальности язык становится не просто средством общения, а инструментом экономической дипломатии и роста.