Концепция инклюзивного образования, подразумевающая совместное обучение студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) перестала быть утопическим идеалом и превратилась в официальную политику многих стран, включая Россию. Однако ее практическая реализация продолжает вызывать острые дискуссии. Как отмечает доцент Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета Олеся Юрьевна Дигтяр, анализ эффективности такой модели, а также готовности к ней педагогического состава и инфраструктуры на примере ведущего российского вуза, такого как Финансовый университет при Правительстве РФ, позволяет перейти от абстрактных рассуждений к конкретным выводам. Эффективность инклюзивного образования не является линейной и однозначной. Ее следует рассматривать с нескольких ракурсов. Например, академические результаты - исследования, в том числе мета-анализы, проведенные в разных странах, показывают неоднозначную картину. Для студентов с ОВЗ включение в стандартную академическую среду при условии качественной поддержки является мощным стимулом для развития. Они не только осваивают программу, но и приобретают crucial skills — навыки коммуникации, самоадвокации и решения проблем в реальном мире. Однако, согласно некоторым отечественным исследованиям, около 40% педагогов отмечают, что без индивидуального сопровождения академическая успеваемость этой группы студентов может снижаться из-за высокого темпа работы и недостатка адаптированных материалов. Для нейротипичных студентов инклюзия также несет пользу. Она формирует эмпатию, толерантность и готовность работать в разнородных коллективах — ключевые компетенции для современного специалиста, особенно в такой области, как финансы и экономика, где важны soft skills. Студент Финансового университета, учась в одной группе с незрячим коллегой, который использует скринридер для анализа финансовых отчетов, или с ребятами с нарушениями опорно-двигательного аппарата, получает бесценный опыт инклюзивной командной работы.
Говоря о социально-психологическом аспекте следует отметить, что здесь эффективность инклюзии наиболее очевидна. Совместное обучение ломает стигмы и барьеры. Создается естественная среда, где человек с инвалидностью воспринимается прежде всего как личность и профессионал, а не как носитель диагноза. Это напрямую влияет на его самооценку и мотивацию. Для остальных студентов это урок человечности и социальной ответственности. Однако ключевым условием этой эффективности является системная готовность университета, которая складывается из двух компонентов: инфраструктуры и кадров.
Финансовый университет, как и многие современные вузы, демонстрирует прогресс в создании безбарьерной среды, но сталкивается с системными вызовами - физическая доступность. За последние годы в университете была проведена значительная работа: установлены пандусы, подъемники, расширены дверные проемы, оборудованы адаптированные санузлы. Однако проблема часто носит фрагментарный характер. Доступным может быть главный корпус, в то время как корпус, где проходят профильные семинары, — нет. По данным мониторинга доступности вузов (условные данные), лишь около 30% зданий в российских университетах можно считать полностью доступными для маломобильных студентов. Недостаточно иметь пандус у входа; требуется реконструкция столовых, библиотек, аудиторий, чтобы обеспечить непрерывность маршрута. Еще один фактор - технологическая и образовательная доступность. Это область, где Финансовый университет проявляет активность. Речь идет о специализированном оборудовании: читающие машины для незрячих студентов, брайлевские дисплеи, аудиоусилители для слабослышащих; адаптации образовательного контента: перевод материалов в электронные форматы, доступные для скринридеров, субтитрирование видеолекций, создание тактильных моделей для студентов с нарушениями зрения; доступность цифровых сред. Инфраструктура — это лишь «оболочка». Главным звеном в системе инклюзивного образования является преподаватель. И здесь картина наиболее противоречива.
По данным опроса, проведенного среди преподавателей российских вузов (включая экономические), только около 15-20% чувствуют себя полностью готовыми к работе со студентами с различными заболеваниями. Основные проблемы, которые они отмечают: дефицит знаний и компетенций. Преподаватель-предметник, будь то специалист по корпоративным финансам или эконометрике, часто не знает специфики работы со студентом с расстройством аутистического спектра (РАС), нарушением слуха или зрения. Как адаптировать методику преподавания? Как оценить знания, если студент не может писать или говорить? Еще один фактор — это отсутствие времени и ресурсов. Разработка индивидуальных образовательных траекторий, создание адаптированных материалов требуют значительных временных затрат, которые в текущей системе оплаты труда и нагрузки часто не компенсируются. И, конечно же, психологический барьер и страх. Непонимание порождает страх совершить ошибку, обидеть студента, несправедливо его оценить.
Финансовый университет предпринимает шаги для решения этих проблем. Созданы и работают Ресурсный учебно-методический центр (РУМЦ) по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ и отдельный Центр развития инклюзивного образования. Они организуют курсы повышения квалификации для преподавателей, проводят консультации, разрабатывают методические рекомендации.
Эффективность инклюзивного образования в высшей школе, как показывает пример Финансового университета, является прямой производной от системности подхода. Сама по себе идея совместного обучения доказала свою социальную и отчасти академическую состоятельность. Она готовит всех студентов к жизни в гетерогенном обществе и дает студентам с ОВЗ реальный шанс на полноценную профессиональную реализацию.
Однако на вопрос «Готовы ли учителя и инфраструктура?» сегодня приходится дать осторожный и неоднозначный ответ. Инфраструктура движется в правильном направлении, но ее развитие неравномерно и требует значительных капиталовложений. Кадровый же вопрос остается самым уязвимым местом. Готовность преподавателей — это не их личная инициатива, а результат хорошо выстроенной системы непрерывного методологического, психологического и ресурсного сопровождения со стороны университета.
Таким образом, Финансовый университет и другие ведущие вузы находятся в середине сложного пути. Они уже прошли этап осознания проблемы и создания первых структур, но им предстоит масштабировать лучшие практики, сделать инклюзивные подходы не исключением, а нормой для каждого преподавателя в каждой аудитории. Только тогда инклюзивное образование перестанет быть «обузой» или «благотворительностью» и станет по-настоящему эффективным инструментом подготовки высококлассных, конкурентоспособных и социально ответственных специалистов для экономики будущего.








