Версия для слабовидящих

Размер текста:

Цветовая схема:

Изображения:

02 октября 2025

Концепция инклюзивного образования, подразумевающая совместное обучение студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) перестала быть утопическим идеалом и превратилась в официальную политику многих стран, включая Россию. Однако ее практическая реализация продолжает вызывать острые дискуссии. Как отмечает доцент Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета Олеся Юрьевна Дигтяр, анализ эффективности такой модели, а также готовности к ней педагогического состава и инфраструктуры на примере ведущего российского вуза, такого как Финансовый университет при Правительстве РФ, позволяет перейти от абстрактных рассуждений к конкретным выводам. Эффективность инклюзивного образования не является линейной и однозначной. Ее следует рассматривать с нескольких ракурсов. Например, академические результаты - исследования, в том числе мета-анализы, проведенные в разных странах, показывают неоднозначную картину. Для студентов с ОВЗ включение в стандартную академическую среду при условии качественной поддержки является мощным стимулом для развития. Они не только осваивают программу, но и приобретают crucial skills — навыки коммуникации, самоадвокации и решения проблем в реальном мире. Однако, согласно некоторым отечественным исследованиям, около 40% педагогов отмечают, что без индивидуального сопровождения академическая успеваемость этой группы студентов может снижаться из-за высокого темпа работы и недостатка адаптированных материалов. Для нейротипичных студентов инклюзия также несет пользу. Она формирует эмпатию, толерантность и готовность работать в разнородных коллективах — ключевые компетенции для современного специалиста, особенно в такой области, как финансы и экономика, где важны soft skills. Студент Финансового университета, учась в одной группе с незрячим коллегой, который использует скринридер для анализа финансовых отчетов, или с ребятами с нарушениями опорно-двигательного аппарата, получает бесценный опыт инклюзивной командной работы.

Говоря о социально-психологическом аспекте следует отметить, что здесь эффективность инклюзии наиболее очевидна. Совместное обучение ломает стигмы и барьеры. Создается естественная среда, где человек с инвалидностью воспринимается прежде всего как личность и профессионал, а не как носитель диагноза. Это напрямую влияет на его самооценку и мотивацию. Для остальных студентов это урок человечности и социальной ответственности. Однако ключевым условием этой эффективности является системная готовность университета, которая складывается из двух компонентов: инфраструктуры и кадров.

Финансовый университет, как и многие современные вузы, демонстрирует прогресс в создании безбарьерной среды, но сталкивается с системными вызовами - физическая доступность. За последние годы в университете была проведена значительная работа: установлены пандусы, подъемники, расширены дверные проемы, оборудованы адаптированные санузлы. Однако проблема часто носит фрагментарный характер. Доступным может быть главный корпус, в то время как корпус, где проходят профильные семинары, — нет. По данным мониторинга доступности вузов (условные данные), лишь около 30% зданий в российских университетах можно считать полностью доступными для маломобильных студентов. Недостаточно иметь пандус у входа; требуется реконструкция столовых, библиотек, аудиторий, чтобы обеспечить непрерывность маршрута. Еще один фактор - технологическая и образовательная доступность. Это область, где Финансовый университет проявляет активность. Речь идет о специализированном оборудовании: читающие машины для незрячих студентов, брайлевские дисплеи, аудиоусилители для слабослышащих; адаптации образовательного контента: перевод материалов в электронные форматы, доступные для скринридеров, субтитрирование видеолекций, создание тактильных моделей для студентов с нарушениями зрения; доступность цифровых сред. Инфраструктура — это лишь «оболочка». Главным звеном в системе инклюзивного образования является преподаватель. И здесь картина наиболее противоречива.

По данным опроса, проведенного среди преподавателей российских вузов (включая экономические), только около 15-20% чувствуют себя полностью готовыми к работе со студентами с различными заболеваниями. Основные проблемы, которые они отмечают: дефицит знаний и компетенций. Преподаватель-предметник, будь то специалист по корпоративным финансам или эконометрике, часто не знает специфики работы со студентом с расстройством аутистического спектра (РАС), нарушением слуха или зрения. Как адаптировать методику преподавания? Как оценить знания, если студент не может писать или говорить? Еще один фактор — это отсутствие времени и ресурсов. Разработка индивидуальных образовательных траекторий, создание адаптированных материалов требуют значительных временных затрат, которые в текущей системе оплаты труда и нагрузки часто не компенсируются. И, конечно же, психологический барьер и страх. Непонимание порождает страх совершить ошибку, обидеть студента, несправедливо его оценить.

Финансовый университет предпринимает шаги для решения этих проблем. Созданы и работают Ресурсный учебно-методический центр (РУМЦ) по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ и отдельный Центр развития инклюзивного образования. Они организуют курсы повышения квалификации для преподавателей, проводят консультации, разрабатывают методические рекомендации.  

Эффективность инклюзивного образования в высшей школе, как показывает пример Финансового университета, является прямой производной от системности подхода. Сама по себе идея совместного обучения доказала свою социальную и отчасти академическую состоятельность. Она готовит всех студентов к жизни в гетерогенном обществе и дает студентам с ОВЗ реальный шанс на полноценную профессиональную реализацию.

Однако на вопрос «Готовы ли учителя и инфраструктура?» сегодня приходится дать осторожный и неоднозначный ответ. Инфраструктура движется в правильном направлении, но ее развитие неравномерно и требует значительных капиталовложений. Кадровый же вопрос остается самым уязвимым местом. Готовность преподавателей — это не их личная инициатива, а результат хорошо выстроенной системы непрерывного методологического, психологического и ресурсного сопровождения со стороны университета.

Таким образом, Финансовый университет и другие ведущие вузы находятся в середине сложного пути. Они уже прошли этап осознания проблемы и создания первых структур, но им предстоит масштабировать лучшие практики, сделать инклюзивные подходы не исключением, а нормой для каждого преподавателя в каждой аудитории. Только тогда инклюзивное образование перестанет быть «обузой» или «благотворительностью» и станет по-настоящему эффективным инструментом подготовки высококлассных, конкурентоспособных и социально ответственных специалистов для экономики будущего.

 


Другие новости

04 декабря
Цифровые инструменты на службе повышения экономической эффективности

Цифровые инструменты на службе повышения экономической эффективности

04 декабря
Умный город – будущее городской инфраструктуры и роль искусственного интеллекта

Умный город – будущее городской инфраструктуры и роль искусственного интеллекта

04 декабря
Роботы-консультанты в праве: может ли ИИ заменить первичную юридическую консультацию

Роботы-консультанты в праве: может ли ИИ заменить первичную юридическую консультацию

04 декабря
Преференциальная торговля в рамках санкционного давления 2025

Преференциальная торговля в рамках санкционного давления 2025

04 декабря
Персонализация маркетинга с помощью искусственного интеллекта и новый стандарт для маркетплейсов

Персонализация маркетинга с помощью искусственного интеллекта и новый стандарт для маркетплейсов

04 декабря
Налоговая система Российской Федерации и ее интеграция в международные налоговые отношения с дружественными странами в новых экономических условиях

Налоговая система Российской Федерации и ее интеграция в международные налоговые отношения с дружественными странами в новых экономических условиях

04 декабря
Разрыв шаблонов: мозговой штурм VS мозговой штиль

Разрыв шаблонов: мозговой штурм VS мозговой штиль

04 декабря
Исламский банкинг как фактор диверсификации финансовых инструментов лизингового рынка России

Исламский банкинг как фактор диверсификации финансовых инструментов лизингового рынка России

04 декабря
Зелёная премия: где заканчивается устойчивость и начинается иллюзия

Зелёная премия: где заканчивается устойчивость и начинается иллюзия

Выбрать дату

Выбрать дату

Выбрать год