Игровая индустрия как драйвер цифровой экономики
14 мая 2025 года на площадке Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Москва, Ленинградский пр., 49) состоялся форум «E-Play Forum 2025». Организаторами выступили кафедра бизнес-информатики Факультета ИТ и анализа больших данных совместно со студенческим кибер клубом Fin e-Sport.
Мероприятие объединило ведущих экспертов игровой индустрии, представителей бизнеса, IT-компаний, университетов, органов власти и киберспортивной индустрии для обсуждения ключевых вопросов влияния геймдева и киберспорта на экономику и поиск новых моделей развития цифрового сектора.
Основные задачи форума:
- Создание экспертной платформы для обсуждения актуальных бизнес-идей в сфере геймификации и игровой индустрии;
- Поиск эффективных моделей взаимодействия бизнеса с игровыми экосистемами;
- Оценка перспектив развития VR/AR и phygital-решений;
- Формирование предложений по совершенствованию нормативной базы для инвестиций в игровую индустрию.
В рамках пленарной дискуссии выступили представители киберспортивных организаций, IT-бизнеса, крупнейших банков и лидеры общественного мнения. На форуме рассматривались вопросы влияния геймдева на молодежь, перспективы phygital-решений, внедрения VR и метавселенных, развития корпоративных практик через игровые механики и финансовых инструментов для игровой индустрии.
Среди гостей и спикеров были:
- Шабаев Никита Александрович – Вице-президент Национальной студенческой лиги компьютерного спорта, член правления Федерации компьютерного спорта России;
- Никишин Дмитрий Александрович – Генеральный директор государственной цифровой платформы "Мой спорт";
- Кошкин Андрей Николаевич – Руководитель проектов государственной цифровой платформы "Мой спорт", Государственный советник РФ 1 класса;
- Прошин Константин Андреевич – Руководитель направления, Студия инноваций ВТБ;
- Полевик Владислав Сергеевич – Директор по маркетингу, ГК Леста Игры, проект "Мир танков";
- Мустафаев Акшин Ровшан оглы – Владелец продукта МТС Оплата, ПАО «МТС Банк»;
- Малинина Елена Александровна – Директор центра экономического анализа, АО "Интерфакс", финалист конкурса "Лидеры России";
- Левченко Александр Владимирович – блогер по игре Tanks Blitz, киберспортсмен, многократный чемпион игры, участник топового клана 7STAR;
- Ткачев Ярослав Васильевич – Генеральный менеджер киберспортивного клуба Forza esports;
- Шилина Валентина Ивановна – Руководитель проектов Департамента ИТ г. Москвы;
- Григорьев Кирилл Александрович – Советник генерального директора Департамента ИТ г. Москвы.
По итогам форума участники договорились о развитии совместных инициатив в области образовательных, технологических и бизнес-проектов для роста отечественной игровой индустрии и киберспорта.
Цитаты спикеров форума:
Александр Владимирович Левченко, блогер по игре Tanks Blitz, киберспортсмен: «С 2022 года киберспорт вышел совершенно на другой уровень! Для меня киберспорт – это, в первую очередь, про организацию и спонсоров».
Ярослав Васильевич Ткачёв, генеральный менеджер Forza esports: «Киберспорт и классический спорт похожи друг на друга по уровню подготовки, соревновательным моментам и отношению к делу. Мы как организация воспитываем молодых киберспортсменов». «Физическая форма также важна для достижения результатов. Существует множество исследований, показывающих, что физическая культура и упражнения развивают и способствуют благоприятной работе нашего мозга». «Мы предлагаем не просто зарплату или оклад, а комплексное развитие киберспортсмена».
Акшин Ровшан оглы Мустафаев, владелец продукта МТС Оплата, ПАО «МТС Банк»: «По статистике за прошлый год оборот игровой индустрии в России составил 173 миллиарда рублей. Сегодня создаются различные банковские продукты, такие как МТС Оплата, которые дают возможность пополнять игровые ресурсы, сервисы и сами игры».
Никита Александрович Шабаев, вице-президент НСЛКС, член правления Федерации компьютерного спорта России (в ответ на выступление Андрея Кошкина): «С точки зрения физической активности киберспорт может помочь понять, что для достижения результата “в здоровом теле – здоровый дух”».
Дмитрий Александрович Никишин, генеральный директор платформы «Мой спорт»: «Киберспорт – один из самых интеллектуальных видов спорта».
Андрей Николаевич Кошкин, руководитель проектов платформы «Мой спорт», государственный советник РФ 1 класса: «У нас огромные планы в сфере киберспорта и phygital». «Фокусироваться только лишь на киберспорте – не совсем полезно. Это детренирует физическое тело человека. Продуктивная парадигма – это phygital».
Елена Александровна Малинина, директор центра экономического анализа АО "Интерфакс": «Для меня игры – это возможность изучить сложные вещи в простом формате». «Меня игры научили доводить дело до конца». «Я за частный бизнес, за частную собственность. Что касается того, какая модель выиграет – я считаю, что монополия».
Константин Андреевич Прошин, руководитель направления, Студия инноваций ВТБ: «В VR легче и дешевле добиться имитации процессов, которые тяжело сымитировать в реальной жизни». «Метаверс вряд ли заменит очный контакт, но когда мы распределены по разным местам, корпоративная вселенная становится очень актуальным инструментом». «Мы стараемся через тернии к звездам принести не только новое, но и полезное для корпоративного рынка от виртуальных миров».
Владислав Сергеевич Полевик, директор по маркетингу, ГК Леста Игры («Мир танков»): «“Мир танков” – это не просто игра, а культурный феномен». «Мы снимаем много различных видео, например, исторические, без какой-либо прямой рекламы и маркетинговых целей. Для нас это – социальная ответственность: важно доносить правильные ценности до широкой аудитории». «Игра – это тоже про бизнес. Я постараюсь раскрыть эту тему с точки зрения киберспорта и объяснить, почему мы выбрали именно этот путь».