Большинство студентов магистерской программы «Страховой бизнес» работают по специальности. Обучение дает возможность расширить теоретическую базу по видам страхования, с которыми многие не сталкиваются в своей профессиональной деятельности. Морское страхование как раз является таким видом. Перевозки по внутренним водным путям и особенно морские перевозки, в том числе нефтепродуктов требует страхования ответственности судовладельцев и морского каско. Соответственно морское страхования – вопрос экономической безопасности нашей страны.
Доцент кафедры логистики и маркетинга Волжского государственного университета водного транспорта (ВГУВТ) О.Л. Домнина провела мастер-класс «Современные тенденции и актуальные проблемы морского страхования». После 2022 года российские судовладельцы столкнулись с рядом проблем: увеличение числа повреждений груза во время транспортировки; рост хищений груза в процессе перевозок; рост нестабильности перевозок вследствие военных действий; отсутствие доступа к привычным формам страхования и западному сервису перестрахования, вызванное санкциями.
Сейчас морским страхованием занимаются семь основных страховых компаний, между которыми поделено 91,2% всего российского рынка морского страхования: Ингосстрах, Альфа-страхование, ВСК, СОГАЗ, Согласие, Абсолют Страхование, Росгосстрах. Перестрахование обеспечивает Российская национальная перестраховочная компания (РНПК), но ее капитализации не всегда хватает для обеспечения страхового покрытия.
Старение флота в том числе «теневого» флота также повышает риски и удорожает стоимость страхования. средний возраст морского грузового флота составляет 26 лет, а значительную долю танкерного флота составляют старые выкупленные у других стран суда. 15 декабря 2024 года в Керченском проливе потерпели крушение танкеры с мазутом «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239». Данные инциденты стали причиной экологических проблем в Черном море. Проверка танкерного флота России, по результатам которой было вынесено 29 решений о приостановке и прекращении лицензий. Речь идет о том, чтобы ограничить эксплуатацию грузовых и пассажирских судов по достижении ими определенного возраста. В качестве возможного критерия для ограничения рассматривается достижение судном 30-летнего возраста. Для таких судов может быть ограничен заход в морские порты. Взамен судовладельцы могут получить господдержку в рамках программ утилизации старого флота и льготного лизинга. Перечисленные проблемы вызывают рост тарифов на морское страхование.
По мнению О.Л.Домниной рассмотренные факторы не являются критичными для морского страхования в Российской Федерации. Хорошие перспективы открываются благодаря расширению международного признания российских страховщиков (переговоры с Индией, Турцией); разработке новых страховых продуктов; совершенствованию нормативной базы (планы Минтранса по ужесточению требований к старым судам) и росту емкости перестрахования (РНПК увеличила лимиты на 20-30%).
Кафедра страхования и экономики социальной сферы не только выполняет собственные исследования, но и следит за наиболее интересными публикациями ведущих российских ученых. Профессора кафедры управления рисками и страхования СПбГУ Н.П. Кузнецова д.э.н., профессор кафедры финансового рынка и финансовых институтов, Новосибирского государственного университета экономики и управления (НИНХ) Е.Л. Прокопьева опубликовали интересное исследование о зависимости между показателями экономического роста в ряде регионов мира и индикаторами развития страхового рынка.
По приглашению д.э.н., профессора кафедры страхования и экономики социальной сферы Н.В.Кирилловой Н.П. Кузнецова провела мастер класс для студентов магистерской программы «Страховой бизнес». Ранее исследователи изучали взаимосвязь макроэкономических показателей и страхового рынка. Однако, от внимания ученых ускользало сопоставление европейских, азиатских, бывших социалистических и крупномасштабных государств с федеративным устройством в их современной пространственно-временной и исторической определенности. Этим обстоятельством и предопределяется центральная идея мероприятия - на основе комплексной классификации разных типов стран выявить совокупность взаимосвязей между параметрами страховой деятельности и показателями экономического роста классифицируемых государств, одновременно определив пути, направления развития национального страхового рынка России. В результате отечественный страховой рынок характеризуется как относительно «молодой», пространственно и регуляторно несбалансированный и неравномерно развивающегося. Вместе с тем рост основных показателей российского страхового рынка, опережающих экономику в целом, а также недострахованность ряда рисков открывает хорошие перспективы для национального рынка.
Приглашение ведущих ученых и практиков страхового рынка является важной частью реализации образовательных программ кафедры страхования и экономики социальной сферы Финансового факультета.










