Российская нефетепереработка продолжает трансформироваться, подстраиваясь под энергопереход и санкции. Общим трендом энергетики является снижение темпов роста мирового спроса на нефть, что обусловлено замедлением мировой экономики на фоне тарифных войн и геополитической напряженности, а также внедрением низкоуглеродных технологий и развитием электротранспорта в крупнейших экономиках мира (в частности, в Китае), отмечает ведущий аналитик по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Сергей Сницаренко.
Параллельно формируется новая «двойная реальность»: энергопереход набирает ход, но традиционные углеводороды все еще держат систему. По версии Международного энергетического агентства (МЭА), мир входит в десятилетие, где спрос на нефть еще растет, но темпы ниже, а пик спорный и зависит от политики и цен на технологии, обращает внимание аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.
«ОПЕК в долгосроке по-прежнему видит рост примерно до 123 млн баррелей в сутки к 2050 году. Продажи электромобилей превысили 17 млн в 2024 году, их доля составила свыше 20% от мировых новых продаж, что гасит темпы прироста спроса на нефтепродукты в транспорте»,— добавляет аналитик. МЭА в сентябре повысило оценку прироста спроса на 2025 год примерно до 740 тыс. баррелей в сутки при ускоряющемся предложении, что делает баланс достаточно хрупким, считает господин Чернов.
"
В России глобальные вызовы наслаиваются на санкционную среду и структурные ограничения. Система незаконных санкций против России, Венесуэлы и Ирана, а также российских партнеров вывела значительную часть нефтегазового сектора мировой экономики в «серую» зону, говорит заведующий кафедрой логистики Финансового университета при Правительстве РФ профессор Иван Петров. Общая геополитическая напряженность, территориальная фрагментация рынка и перекройка логистических потоков привели к дисбалансу спроса и предложения, что отразилось на непредсказуемости колебания биржевых цен, оторванных от фактических значений по сделкам.
"