Версия для слабовидящих

Размер текста:

Цветовая схема:

Изображения:

23 апреля 2025
16 апреля 2025 года в Совете Федерации прошла ПАНЕЛЬНАЯ ДИСКУССИЯ по теме "Контрольно-надзорная функция беспилотных систем: нормативно-правовое регулирование и меры государственной поддержки развития технологий и подготовки кадров для отрасли БАС" – это первый прецедент рассмотрения дронов для контрольное – надзорной деятельности силовых структур.

Действительно, в условиях стремительного развития технологий беспилотной авиации и их интеграции в ключевые сферы государственного управления особое значение приобретает нормативно-правовое обеспечение процессов внедрения, эксплуатации и контроля за применением беспилотных авиационных систем (БАС). Одной из актуальных задач становится выработка эффективной системы регулирования контрольно-надзорной деятельности с использованием БАС, а также развитие кадрового потенциала, способного сопровождать данные процессы – Тимченко Вячеслав Степанович, председатель Комитета Совета Федерации.

Общий объём финансирования НП «БАС» на период 2024–2030 годов составляет 713,6 млрд рублей, включая 559,4 млрд рублей из федерального бюджета, 40,9 млрд - из региональных и 113,2 млрд рублей - из внебюджетных источников. В проекте федерального бюджета на новую трехлетку на НП БАС было заложено более 112 млрд рублей, сообщал Минфин. В 2025 году на него планировалось выделить 27,8 млрд рублей, в 2026 - 43,8 млрд рублей, в 2027 - 40,5 млрд рублей - КРАВЧЕНКО Владимир Казимирович, член Комитета Совета Федерации по экономической политике.

О существующих практиках применения БАС для контрольное – надзорных функций доложились: Управления беспилотных систем и робототехники Минпромторга, Департамент государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Минэкономразвития РФ, Департамент информационных технологий Минтруда, Главное управление Министерства обороны, Департамент надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России, Управление ФСБ РФ, Пограничная служба ФСБ России, Главное управление криминалистики Следственного комитета РФ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Управление специальной безопасности РОСТЕХНАДЗОРА – а также ТОП провайдеров по подготовке кадров для БАС: Консорциум университетов 1Т и Финансовый университет при Правительстве РФ.

Беспилотные авиационные системы уже применяются в пилотных проектах надзорного характера (из открытых данных):
● Мониторинг состояния лесных массивов и незаконной вырубки лесов. Например, по данным Федерального агентства лесного хозяйства РФ (Рослесхоз), Иркутская область одна из первых в рамках реализации национального проекта «Беспилотные авиационные системы» (БАС) приобрела беспилотники (49 беспилотников на сумму 73,5 млн рублей) для мониторинга лесов, лесопожарной обстановки, оперативного обнаружения возгораний, тушения лесных возгораний и охраны лесов от незаконных рубок.
Также в Красноярском крае с помощью беспилотников за 2024 год выявили 100 случаев незаконной заготовки древесины. Например, в одном из случаев, в Ермаковском районе беспилотник заметил браконьера и оперативно передал координаты. Специалисты выехали на место и поймали нарушителя с поличным – мужчина успел погубить 14 хвойных деревьев, ущерб гослесфонду составил более 400 тысяч рублей. Таким образом, БАС активно помогают охранять лесной фонд Красноярского края. Сейчас в арсенале лесников региона 59 беспилотных летательных аппаратов.

● Контроль качества дорожного покрытия. В Новгородской области впервые применили технологию воздушного лазерного сканирования дорожного полотна с помощью беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) для контроля качества дорожного покрытия. Тестирование инновационной системы прошло в середине октября 2024 года на одном из участков автодороги Шимск – Старая Русса – Холм. Работы по внедрению инновационной технологии контроля качества дорожного покрытия начали проводиться в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги». (С 2025 года – национальный проект «Инфраструктура для жизни»)

● Мониторинг состояния водных объектов. В Ханты-Мансийском автономном округе проведены комплексные испытания беспилотников с участием сотрудников департамента информационных технологий, операторов нефтяной компании, представителей Природнадзора и территориального подразделения Росрыболовства. Был проведён мониторинг незаконного вылова рыбы маломерными судами, объектов незаконного строительства и ведения хозяйственной деятельности в водоохранной зоне. В результате – зафиксирован вылов рыбы из установленных сетей. В 2024 году благодаря дронам выявлено 170 нарушений охотничьего законодательства, 11 из которых квалифицированы как уголовные преступления.
Таким образом, беспилотные авиационные системы (БАС) существенно расширяют возможности контроля и надзора в различных отраслях, позволяя оперативно мониторить состояние объектов инфраструктуры, проводить аэрофотосъемку и лазерное сканирование дорог, выявлять нарушения в лесном и водном хозяйствах, а также осуществлять экологический контроль за загрязнением и выявление утечек на производственных объектах. А интеграция БАС с цифровыми платформами и системами искусственного интеллекта, обеспечивающими быстрый анализ данных и автоматизированное принятие решений – в перспективе позволит существенно повысить эффективность оперативного реагирования и безопасности в условиях ограниченного доступа или труднодоступных территорий.
Стоит отметить, что для повышения эффективности применения БАС для контрольно-надзорной деятельности требуется нормативная детализация процедур полетов, регламентация допустимых зон мониторинга, протоколов обработки данных, а также взаимодействия с Росавиацией, МЧС, МВД и другими федеральными органами.

В настоящее время в России ведётся активная работа по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере беспилотных авиационных систем (БАС). Центральным направлением является создание условий для безопасной и эффективной эксплуатации как гражданских, так и военных дронов. В ходе обсуждений на федеральном уровне принимаются меры по формированию единой системы контроля за полётами, стандартизации испытаний и разработке экспериментальных правовых режимов, позволяющих ускорить тестирование и внедрение инновационных технологий.

Согласно Приказу Росавиации от 27 декабря 2024 года № 1186-П, с 1 января 2025 года вводятся новые нормативы, устанавливающие требования к летной годности легких БАС. Эти нормы не только способствуют унификации критериев безопасности, но и создают предпосылки для организации централизованных площадок, где будут проводиться сертификационные испытания беспилотных воздушных судов различных типов. Такой подход позволит стандартизировать процедуры тестирования, ускорить процесс получения сертификатов и обеспечить высокие стандарты безопасности в отрасли.
Важным элементом современного регулирования также является внедрение экспериментальных правовых режимов, которые упрощают проведение тестовых полётов и сертификацию новых технологий, что позволяет не только снизить административные барьеры для инновационных разработок, но и создавать специализированные зоны, где новые методы использования БАС можно апробировать в реальных условиях без риска нарушить общественную безопасность.

Одним из ключевых направлений является интеграция БАС в единое воздушное пространство страны. Для достижения этой цели разрабатываются единые протоколы обмена данными между операторами беспилотников и государственными системами мониторинга, что в перспективе позволит обеспечить безопасное выполнение полётов даже вблизи объектов критической инфраструктуры. Министерства транспорта и обороны совместно работают над нормативными документами, которые предусматривают создание цифровых платформ для управления воздушным движением с участием как пилотируемых, так и беспилотных авиационных судов.

Таким образом, беспилотные авиационные системы становятся важнейшим инструментом цифровой трансформации госсектора. Их грамотное и регулируемое внедрение в контрольно-надзорную деятельность способно не только повысить управляемость и прозрачность, но и создать основу для технологического лидерства России в этой области.

По итогам проведения панельной дискуссии были совместно выработаны предложения Правительству Российской Федерации по дополнительным мерам финансовой поддержки инициатив, направленных на развитие и внедрение БАС в контрольно-надзорную деятельность и расширению механизмы субсидирования, льготного кредитования и лизинга беспилотных авиационных систем и расширению правоприменение экспериментальных правовых режимов для ускоренного тестирования БАС в надзорных целях и другие.
Сбор предложений продолжается до 20 апреля на lordshi@yandex.ru.

Другие новости

21 апреля
Всероссийская IT-конференция "Цифровая трансформация в бизнесе и промышленности. Опыт внедрения ИИ и других IT-решений"

Всероссийская IT-конференция "Цифровая трансформация в бизнесе и промышленности. Опыт внедрения ИИ и других IT-решений"

21 апреля
Рынок больших данных и ИИ в России демонстрирует стремительный рост

Рынок больших данных и ИИ в России демонстрирует стремительный рост

18 апреля
В Кирове прошел интенсив по вопросам цифровой трансформации городской среды и ЖКХ

В Кирове прошел интенсив по вопросам цифровой трансформации городской среды и ЖКХ

16 апреля
В Совете Федерации состоится закрытое совещание по развитию беспилотных систем

В Совете Федерации состоится закрытое совещание по развитию беспилотных систем

Выбрать дату

Выбрать дату

Выбрать год