Версия для слабовидящих

Размер текста:

Цветовая схема:

Изображения:

22 мая 2025
На недавнем заседании Совета Федерации были рассмотрены ключевые вопросы нормативно-правового регулирования и государственной поддержки в сфере беспилотных авиационных систем (БАС). Обсуждение стало важным этапом в формировании стратегии развития отрасли, охватывающей технологические, институциональные и экономические аспекты.

Основные направления дискуссии:

1. Реализация Национального проекта «Беспилотные авиационные системы»

С момента запуска национального проекта в 2024 году зафиксирован значительный прогресс:

Производство гражданских БАС увеличилось в 2,5 раза и достигло 16,4 тыс. единиц.

Создано 20 научно-производственных центров (НПЦ), объединяющих более 400 резидентов.

Утверждена программа стандартизации до 2032 года — планируется разработка 227 ГОСТов, из которых 36 уже находятся в работе.

Реализуются меры господдержки: субсидии, гранты, льготный лизинг и другие инструменты.

Однако важно переходить от количественного роста к качественному прорыву — формированию зрелой отрасли с устойчивыми правовыми, экономическими и образовательными контурами.

2. Нормативные и институциональные барьеры

Правовая среда остаётся одним из ключевых ограничителей развития:

Ограниченное количество специальных зон для полётов — всего 60 по стране, что не покрывает потребности бизнеса и региональных служб.

Задержки в цифровой сертификации: система «Авиасерт» находится на стадии внедрения.

Отсутствие унифицированной инфраструктуры управления полетами БАС и единых требований к контролю их использования.

3. Экспериментальные правовые режимы (ЭПР)

Механизм ЭПР позволяет тестировать новые решения в условиях ослабленного регулирования:

Тестирование проводится в 24 регионах.

В Нижегородской области запланировано около 2,5 тысячи испытательных полётов для оценки применения дронов в доставке и мониторинге инфраструктуры.

Для масштабирования ЭПР предложено:

Формировать отраслевые кейсы;

Закрепить правовые основы сбора и использования данных;

Обеспечить интеграцию с цифровой инфраструктурой страны.

4. Применение БАС в государственном управлении

Практика показала высокую эффективность использования БАС:

Мониторинг лесных пожаров в Иркутской области;

Контроль за браконьерством в Красноярском крае;

Лазерное сканирование дорог в Новгородской области;

Инспекция линий электропередач в Башкортостане;

Выявление нарушений охотничьего законодательства в ХМАО.

Для расширения применения необходимо закрепить юридическую силу данных, собранных БАС, и их интеграцию в автоматизированные системы ведомств.

5. Государственная поддержка

Общий объем финансирования НП БАС до 2030 года составит 713,6 млрд рублей. Однако эффективность расходования средств требует усиления:

Действующие меры поддерживают производителей, но работают фрагментарно.

Не хватает гибких инструментов сопровождения проектов от НИОКР до вывода на рынок.

Отсутствует механизм экспортной поддержки.

Предложено:

Ввести экспортные субсидии;

Перейти к жизненному циклу поддержки проектов;

Разработать акселераторы и займы для стартапов.

6. Подготовка кадров

В 2024 году обучение по программам БАС прошли более 7 тыс. человек. Созданы:

523 специализированных класса в школах;

30 центров практической подготовки в колледжах;

42 университета начали преподавать три новых модуля.

Однако наблюдается дефицит специалистов по системной интеграции, ИИ и цифровым двойникам. Для решения проблемы предложено:

Внедрять отраслевые стандарты;

Привлекать промышленность к разработке программ;

Создать опорные вузы по модели «инжиниринговых кампусов».

7. Структурные риски

Основные вызовы:

Зависимость от импортных комплектующих;

Несогласованность региональных норм;

Недостаточная инвестиционная активность;

Возможное снижение бюджетного финансирования после 2026 года.

8. Стратегические предложения

Юридически закрепить БАС как часть критической инфраструктуры.

Ввести обязательные KPI для НПЦ, связанные с коммерциализацией.

Завершить цифровизацию процессов в отрасли.

Создать агентство поддержки экспорта дронов.

Урегулировать юридический статус данных с БАС и ИИ.

Разработать правовые регламенты для автономных и роевых систем.


Развитие отрасли беспилотных авиационных систем выходит за рамки технологического тренда — это формирование новой парадигмы взаимодействия между государством, наукой и бизнесом. Следующий этап требует создания устойчивой экосистемы, где инновации, безопасность и экономическая эффективность будут гармонично сочетаться.

Приглашаем всех заинтересованных лиц направить свои предложения до 5 июня на почту: lordshi@yandex.ru

Другие новости

25 мая
Финансирование российской промышленной робототехники сокращено на 1,7 млрд рублей в 2025 году

Финансирование российской промышленной робототехники сокращено на 1,7 млрд рублей в 2025 году

20 мая
Комитет Совета Федерации провел пленарное заседание по правовому регулированию и развитию беспилотной авиации

Комитет Совета Федерации провел пленарное заседание по правовому регулированию и развитию беспилотной авиации

13 мая
Стартует IV Форум-выставка «Робототехника и искусственный интеллект»

Стартует IV Форум-выставка «Робототехника и искусственный интеллект»

11 мая
Открыт приём заявок на подтверждение ИТ-аккредитации

Открыт приём заявок на подтверждение ИТ-аккредитации

09 мая
С Днём Великой Победы — с 80-летием подвига нашего народа!

С Днём Великой Победы — с 80-летием подвига нашего народа!

06 мая
На ВДНХ пройдет форум-выставка «Робототехника и искусственный интеллект 2025»

На ВДНХ пройдет форум-выставка «Робототехника и искусственный интеллект 2025»

04 мая
Фонд НТИ объявил отбор резидентов НПЦ БАС для предоставления государственной поддержки

Фонд НТИ объявил отбор резидентов НПЦ БАС для предоставления государственной поддержки

03 мая
Завершился VI Российский Саммит по цифровой трансформации организаций CDO/CDTO Summit & Awards 2025

Завершился VI Российский Саммит по цифровой трансформации организаций CDO/CDTO Summit & Awards 2025

02 мая
Visa запускает платформу для ИИ-платежей и стейблкоинов: начало новой эры цифровых финансов

Visa запускает платформу для ИИ-платежей и стейблкоинов: начало новой эры цифровых финансов

Выбрать дату

Выбрать дату

Выбрать год

ym(102224032,'reachGoal','https://anketa.fa.ru/user/sign-in/start')