7 октября 2025 года в рамках II Международного симпозиума «Создавая будущее» в Национальном центре «Россия» состоялась дискуссия «Медиа будущего». Мероприятие собрало ведущих представителей медиаиндустрии и высшей школы для анализа глобальных медиатрендов и формирования образа коммуникаций завтрашнего дня: участники поделились своим видением того, как глобальные тренды формируют новую медиареальность, а также обсудили, какими знаниями и инструментами должен владеть современный специалист.
В дискуссии, модератором которой выступил журналист и радиоведущий Петр Косенко, приняли участие ведущие эксперты сферы медиа-коммуникаций: генеральный директор ИД «Коммерсантъ» Роман Уманский, заведующий кафедрой массовых коммуникаций и медиабизнеса Финансового университета Игорь Молодцов, руководитель Академии журналистики «Коммерсантъ» Иван Сухов, первый заместитель Генерального директора ТАСС Михаил Калмыков, а также главный редактор АО «Телекомпания НТВ» Александра Кошарницкая.
В фокусе внимания экспертов оказались ключевые вопросы отрасли: роль искусственного интеллекта, больших данных и метавселенных в переопределении процессов создания контента; поиск доминирующих бизнес-моделей и способов монетизации; сохранение доверия аудитории в эпоху фейков и трансформация навыков журналиста в новой медиасреде.
Заведующий кафедрой массовых коммуникаций и медиабизнеса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Игорь Молодцов выделил два главных фактора, меняющих индустрию: смещение внимания молодой аудитории в сторону короткого видеоконтента и повсеместное внедрение искусственного интеллекта. На примере мировых кейсов он показал, как искусственный интеллект повышает эффективность и доходность редакций, и рассказал, как эти технологии интегрируются в образовательный процесс. «Технологии не подменяют журналистику, а меняют подход к обучению и создают новую компетенцию — умение работать с искусственным интеллектом как с редакционным инструментом», — отметил Игорь Молодцов.
Ключевой темой обсуждения экспертов явилась роль образования и подготовке кадров для медиаиндустрии. Участники подчеркнули необходимость воспитания нового поколения журналистов — многозадачных специалистов, владеющих цифровыми технологиями и искусственным интеллектом. Важнейшим условием для этого было названо укрепление партнерских связей между вузами и лидерами медиарынка, что позволяет готовить специалистов, отвечающих вызовам времени.
Ярким примером партнерства в медиасфере стал недавний перезапуск проекта Академии журналистики «Коммерсантъ» совместно с Финансовым университетом после шестилетнего перерыва. Этот проект, как отметил руководитель Академии журналистики «Коммерсантъ» Иван Сухов, призван восполнить разрыв между теорией и практикой: «Деятельность нашей Академии — это возможность взглянуть на профессию немного со стороны, оставаясь при этом внутри процесса. Разница между профессиональной редакцией и «новыми медиа» по-прежнему колоссальна. Она — в ответственности, в фактчекинге, в уважении к источнику и информации. Именно это отличает журналиста от блогера и дает надежду, что интерес к классическим медиа сохранится».
«Уже первые результаты нашего сотрудничества с Академией журналистики «Коммерсантъ» подтверждают его востребованность и высокий уровень: на программу заявилось 90 человек, из которых по конкурсу были отобраны 27 лучших. Это доказывает, что мы предлагаем рынку действительно качественный и перспективный образовательный продукт. Для Финансового университета «Коммерсантъ» является стратегическим партнером с безупречной репутацией. Сотрудничество с ведущим издательским домом, который находится на острие медиатехнологий, позволит получить уникальный опыт работы в условиях реального рынка. Это именно тот практико-ориентированный подход, который готовит востребованных специалистов, способных не просто адаптироваться, а задавать новые стандарты в медиабизнесе», —подчеркнул Игорь Молодцов
Завершилась дискуссия медиа-экспериментом, в рамках которого участникам секции показали видео, созданное искусственным интеллектом. В течение всей дискуссии искусственный интеллект анализировал выступления экспертов, фиксировал ключевые тезисы и идеи, а затем на их основе сгенерировал полутораминутный ролик, визуализировавший образ медиа будущего: переход к гибким медиа-экосистемам, интеграцию искусственного интеллекта в редакционные процессы, цифровизацию образования и эру персонализации контента.