30 января 2025 года в Финансовом университете состоялось пленарное заседание юбилейной Международной научно-методической конференции «Форсайт образования: портрет студента будущего» – «Поколение NExT: человек, личность, профессионал».
Дискуссионная площадка собрала более 2 тысяч участников – представителей образования, науки и бизнеса из 62 регионов страны и 6 зарубежных стран. В фокусе внимания экспертов – вопросы трансформации образа студента, изменения его ожиданий от учебы в вузе и возможностей построения карьеры. Спикеры сессии обсудили, как найти баланс между фундаментальными знаниями и персонализированными подходом, основанным на новых технологиях и цифровизации, и воспитать гармоничную, социально ответственную патриотичную личность. Модератор дискуссии, декан Факультета международных экономических отношений Павел Селезнев, открывая заседание отметил, что образование закладывает основы культурного кода будущих профессионалов для экономики страны.
Роль высшей школы в формировании личности молодых специалистов стала одной из ключевых тем экспертной дискуссии. Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова, приветствуя участников заседания, подчеркнула: «Безусловно, портрет студента будущего определяется уровнем развития общества и запросами экономики. Наша задача – сбалансировать систему таким образом, чтобы на выходе из университета мы получали профессионала и патриота, готового решать сложные задачи и развивать технологический суверенитет родной страны».
Ольга Петрова отметила важность обмена опытом и лучшими практиками в области воспитательной работы, что позволяет сформировать пространство возможностей для самореализации в вузах и выразила благодарность Финансовому университету – инициатору многих социальных инициатив и практик, которые стали примером для академического сообщества : «Важно, когда ведущие университеты задают такую высокую планку и дают возможность перенимать свой уникальный опыт, внедрять обучение в формате действия», – добавила заместитель Министра.
Ректор Финансового университета Станислав Прокофьев поддержал тезис о том, что важно уделять внимание нравственной и культурной компоненте образования:
«Современного выпускника вуза невозможно представить без ценностных ориентиров, без глубокого погружения в культуру», – пояснил ректор
Говоря об образе университета будущего и его студентах, Станислав Прокофьев отметил: «Финансовый университет постоянно думает о том, каким будет образование будущего. Конечно, это должен быть технологичный, современный университет, сочетающий фундаментальные и прикладные знания, внедряющий новые формы взаимодействия с работодателями. Безусловно, наш университет должен стать вузом инноваций, вузом социума. Уверен, что студента будущего формируют преподаватели – талантливые и яркие люди», – рассказал Станислав Прокофьев.
Особое внимание ректор Финансового университета уделил формированию связей между вузом и колледжами, подчеркнув, что система среднего профессионального образования позволяет быстро и качественно готовить профессионалов для отдельных отраслей и дает возможность получать высшее образование. Станислав Прокофьев также выступил с инициативой о создании системы мониторинга успеваемости студентов вузов – победителей и призеров школьных олимпиад. Эта мера, как пояснил ректор, позволит проследить за академическими успехами талантливых молодых людей.
Первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации Александр Бугаев, в свою очередь,подчеркнул, что лучшей мотивацией для молодежи служит личный пример авторитетного наставника.
Заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ Борис Чернышов, обращаясь к экспертам и участникам заседания, отметил значимость соблюдения традиций и воспитания традиционных духовно-нравственных ценностей, которые станут ориентиром в постоянно меняющейся среде.
Заслуженный учитель Российской Федерации, директор школы № 109 Евгений Ямбург в своем выступлении акцентировал внимание на важности внедрения гибких и персонализированных подходов в работе с молодежью. Говоря о значимых навыках студента будущего, эксперт отметил эмоциональный интеллект – способность понимать эмоции других и сопереживать им.
Позицию работодателей в финансовой отрасли озвучила вице-президент по управлению персоналом АФК «Система» Светлана Матвеева. Эксперт отметила, что выпускники вузов отвечают на новые задачи более быстрыми и креативными решениями и добавила: для работодателей важно работать с ожиданиями студентов, привлекать их к решению практических задач и помочь молодым людям понять, что ожидает их на профессиональном поприще.
Директор Департамента по патриотической работе Российского Общества «Знание», Герой России, студент Финансового университета Балдан Цыдыпов, отвечая на вопрос о поиске баланса между получением знаний и практикой, подчеркнул: окончательное решение каждый принимает для себя. Гибкость и адаптивность, по его мнению, послужат залогом успеха в учебе. Герой России выразил благодарность руководству и преподавателям Финансового университета за поддержку и возможность освоить новые знания и навыки, отметив, что именно занятия помогли ему в тяжелые минуты реабилитации.
Специальными гостями пленарного заседания конференции стал телеведущий, продюсер, лауреат премии ТЭФИ, выпускник Финансового университета Денис Семенихин и Протоиерей Андрей Ткачев.
Подводя итоги заседания, эксперты остановились на значимых характеристиках образа студента будущего, отметив такие качества, как проактивность, ответственность, патриотизм и неравнодушие.
Программу конференции продолжили экспертные сессии, посвященные поиску эффективных методов и подходов для обучения студента будущего в условиях быстро меняющегося мира. Участники дискуссий обсудили актуальные практики, призванные заинтересовать молодежь заниматься наукой, и выяснили, как воспитать гармоничную личность в цифровую эпоху. Еще одной значимой темой экспертного обсуждения стала работа со школьниками. Повестка конференции включила и вопросы развития международного сотрудничества: эксперты университета обсудили перспективы запуска совместных образовательных программ как драйвера интеграционных процессов в ЕАЭС.
В рамках второго дня конференции пройдут более 30 дискуссий по актуальным вопросам развития системы образования. Работу конференции продолжает программа Зимней школы педагогического мастерства Финансового университета. Традиционно Зимняя школа объединяет представителей образовательного профсообщества: методистов, преподавателей, административный персонал, задействованный в развитии образовательных организаций. Работа площадки продлится до конца февраля 2025 года.