Версия для слабовидящих

Размер текста:

Цветовая схема:

Изображения:

Ректор Финансового университета Станислав Прокофьев - об экономистах-инженерах, международном сотрудничестве и реформе образования

Новости Университета03 июня 2025
Финансовый университет при Правительстве РФ - крупнейший экономический вуз не только в России, но и в Европе. Он входит в топ-200 лучших вузов мира по экономике и эконометрике, остается в повестке и формирует тренды не только в экономике, но и образовании, несмотря на санкции и политику вынужденного изоляционизма последних лет. Какие именно, в интервью "РГ" рассказал его ректор, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист России, заслуженный деятель науки России Станислав Прокофьев.

Станислав Евгеньевич, какие ключевые образовательные инновации сейчас внедряет Финансовый университет и как они влияют на качество подготовки студентов?

Станислав Прокофьев: Для достижения технологического суверенитета стратегическим отраслям требуются специалисты со смежными квалификациями. В первую очередь экономисты-инженеры, готовые к работе в условиях многозадачности. Они нужны для определения финансовой жизнеспособности инноваций, эффективности производственных систем предприятий, производящих высокотехнологическую продукцию, способов выведения ее на рынки и т.д.

Соответствующая подготовка экономистов-инженеров-отраслевиков фактически не проводилась. Сейчас целесообразно ее запускать. Не бывает специалистов широкого профиля. Если ты управленец, то должен понимать, в какой сфере компетентен, что является необходимым минимумом знания об отрасли, который важен для принятия правильных решений.

Монопрофильные специалисты - уже во многом вчерашний день. Современному экономисту уже мало базовых профессиональных знаний, он должен обладать широким спектром дополнительных компетенций в смежных областях, уметь работать с большими данными и пользоваться цифровыми инструментами. Наш следующий вклад в модель экономического образования - две квалификации в одном дипломе. Это принципиально новая модель, которая предусматривает сочетание квалификаций на стыке профессий. Вторая квалификация должна быть либо в сфере IT, либо - в сфере знаний технологических и отраслевых особенностей.

Нужно развивать сетевые образовательные программы двух квалификаций, совместно реализуемых экономическими и техническими вузами, с присвоением квалификации "экономист-инженер" (по отраслям). Для этого считаю необходимым включить в перечень специальностей, который разрабатывается в рамках реформы высшего образования, специальности экономиста-инженера и менеджера-инженера. Очень надеюсь, что Минобрнауки России узаконит такой подход.

Сегодня мы даем один диплом основной квалификации, а другой - как дополнительное образование. А нам бы очень хотелось, чтобы нормативные документы позволяли в дипломе прописывать и основную, и дополнительную квалификации. Надеюсь, что ребята, которые сейчас учатся по такой системе, смогут получить дипломы уже в следующем году.

В каких направлениях вы видите наибольший потенциал для расширения образовательных программ?

Станислав Прокофьев: В синергии смежных отраслей, именно на это направлено сегодня развитие наших образовательных программ двух квалификаций. Их у нас уже 31 (21 - в Москве и 10 - в филиалах). Есть еще сетевые программы двух дипломов - в 2025 году мы предлагаем амбициозным и активным ребятам две программы бакалавриата с МГТУ им. Баумана и Государственным университетом по землеустройству и пять программ магистратуры: с Казанским государственным архитектурно-строительным университетом, Сеченовским университетом, ГИТИСом, Чеченским государственным университетом им. Кадырова и МГТУ им. Баумана.

Монопрофильные специалисты - во многом вчерашний день. Современный экономист должен обладать спектром компетенций в смежных областях

Для достижения технологического суверенитета нужен не просто экономист, а экономист, который имеет серьезную инженерную подготовку. Почему это важно? Приведу конкретный пример. Наш IT-факультет показывал мне пилотный проект - макет робота для сельского хозяйства, который, обладая машинным зрением, может собирать урожай в садах. Все хорошо, но это технология отложенного спроса. Пока есть варианты более дешевых альтернатив, в том числе ручной сборки урожая, эта технология коммерциализирована быть не может. И очень важно, чтобы рядом с инженером, который придумал хорошую технологию, оказался грамотный экономист, который понимает, что нужно рынку и как соответствующий продукт донести до потребителя.

Сейчас мы готовим инновационные проекты, в том числе с использованием беспилотника, который позволяет оценивать объем урожая и возможные потенциальные потери. И это востребовано, мы видим коммерческую составляющую этого проекта. В прошлом году закончили серьезный проект для группы компаний "Аэрофлот" по импортозамещению программных продуктов, разработчики которых ушли из России. Сейчас наш продукт внедряют авиакомпании "Россия", "Победа", "Аэрофлот". И на реализации таких проектов у нас воспитываются студенты, понимающие и отраслевую специфику, и экономические принципы.

Мы вводим новую магистерскую программу с Сеченовским университетом по экономике и финансам в сфере здравоохранения. В первую очередь рассчитываем не на вчерашних студентов, а на действующих управленцев в сфере здравоохранения. Планируем готовить менеджеров, которые глубоко понимают не только саму сферу здравоохранения, но и экономику, финансы, бюджет, системы обязательного и добровольного медицинского страхования. Нам активно в этом помогают Минздрав России и наши партнеры - крупные учреждения здравоохранения.

Вуз не следует трендам, а формирует свои, какие бы вы отметили в 2025 году?

Станислав Прокофьев: Первый - умение работать со специализированными программными продуктами, даже если ты не айтишник. Их применение в различных отраслях экономики - это уже устоявшаяся норма. Поэтому мы открываем цифровые лаборатории и используем цифровые симуляторы не только для ИТ-специалистов, но и для финансистов, управленцев, экономистов. В университете развернуто более 50 программных симуляторов в 90 компьютерных классах в Москве и VR-лабораториях. Например, только у нас есть уникальный симулятор Электронного бюджета, который позволяет ребятам "руками пощупать" систему планирования и исполнения бюджета.

В наших региональных филиалах организовано 12 VR-лабораторий (а к концу года их будет 27), где проводятся занятия по различным дисциплинам и фиджитал-соревнования. Студенты, обучающиеся по финансово-экономическому профилю, участвуют во внешних престижных конкурсах, где необходимо не просто разработать цифровой проект и стартап, но и представить его на сцене в формате питч-сессии. К примеру, наш студент победил во Всероссийском конкурсе Банка России Junior PayTech Forum с проектом, предлагающим оплачивать покупки в магазинах через Систему быстрых платежей без подключения к интернету через QR-код.

Другим трендом является умение применять технологии искусственного интеллекта (ИИ). В университете уже внедрены 10 образовательных программ с индустриальными партнерами, а со следующего года модули по ИИ будут включены в большинство образовательных программ бакалавриата. За последние два года введены в работу цифровые кафедры и лаборатории, прямо или косвенно связанные с ИИ: лаборатории ВТБ, Альфа-Банка, ИИ-кафедра Газпромбанка, цифровая учебная биржа MOEX LAB, Финтех Хаб Банка России, лаборатории виртуальной реальности, лаборатория ИИ на 400 Терафлопс.

Важно, чтобы рядом с инженером, который придумал хорошую технологию, оказался грамотный экономист, который понимает, что нужно рынку

Мы стараемся вооружать актуальными знаниями в первую очередь наших преподавателей. Все они прошли основной и продвинутый курс по ИИ. И как результат, вот уже 20 прикладных проектов в области искусственного интеллекта реализовано нашими преподавателями и студентами.

Все новое, что приходит, не нужно отторгать. Наоборот, вуз, смотрящий в будущее, должен четко отслеживать, какие технологии скоро станут ключевыми, и на этапе, когда они только начинают появляться, сразу их развивать и учить этому студентов.

Какие меры принимает университет для адаптации к новым экономическим реалиям и обеспечения конкурентоспособности выпускников?

Станислав Прокофьев: Мы активно привлекаем представителей бизнеса, практиков и лидеров отрасли к участию в образовательном процессе. Они проводят лекции, мастер-классы и обучающие игры, что позволяет студентам познакомиться с особенностями выбранной профессии, а также узнать, чем живут и дышат занятые в ней люди.

Открываем базовые кафедры профильных министерств и ведомств, а также компаний - лидеров отраслей, которые сильны в определенных ключевых компетенциях. У нас, в частности, действуют базовая кафедра ВТБ, цифровая кафедра Альфа-Банка, базовая кафедра "ПСБ". В партнерстве с Роспатентом открыта базовая кафедра "Управление интеллектуальной собственностью". На факультете налогов, аудита и бизнес-анализа организована базовая кафедра ФНС России. Создаем кафедры с Минтруда России и Минстроем России, обе согласились возглавить сами федеральные министры.

Очень важны ярмарки вакансий и дни карьеры в Финуниверситете, где студенты знакомятся с представителями работодателей в режиме открытого диалога с возможностью прохождения практики, стажировки и дальнейшего трудоустройства.

Студенты по заказу работодателей пишут дипломы. Например, у Российского экспортного центра, Минпромторга России или Внешэкономбанка есть конкретные задачи. Они определяют перечень "заказных" тем. Они предлагаются студентам, которые работают по конкретным задачам. Это помогает ребятам глубже вникнуть в суть будущих профессий, а работодателям - отобрать перспективные кадры.

Также мы поддерживаем реализацию программ именных стипендий крупных компаний, которые присуждаются студентам, принявшим участие и отличившимся в тех или иных состязаниях, кейс-чемпионатах.

Как вы оцениваете перспективы реформы уровней высшего образования и что она может дать вузу?

Станислав Прокофьев: Позитивно оцениваю "деболонизацию" (отказ от Болонской системы образования с 2026 года. - Прим. "РГ") или суверенизацию нашего образования. Особенно важно, что сейчас формируется фундаментальное ядро знаний по всем направлениям подготовки и специальностям, оно должно быть единым для всех вузов вне зависимости от ведомственной принадлежности. И работа над этим уже ведется, в том числе и с участием Финансового университета.

Зачастую людям со средним образованием не хватает компетенций в сфере общей культуры. Некоторые школьники рассуждают так: мы готовимся к поступлению в определенный вуз и готовимся к сдаче конкретных ЕГЭ. Но тогда зачем, к примеру, учить географию или историю? А потом мы, взрослые, удивляемся, что выпускники школ не знают, куда впадает Волга или в каком году была Куликовская битва. Конечно, должно быть ядро из знаний в сфере общекультурных компетенций. Убежден, что аналогичный подход должен быть и в высшем образовании.

Мы постараемся перенести все наши наработки в новую модель, сейчас активно над ней работаем. На основании фундамента базовых наук нужно дать студентам возможность выбрать профилизацию и сконцентрироваться на конкретных направлениях образования.

В будущей магистратуре видятся три направления: академическое, профессиональное и управленческое. Академическая магистратура очень важна вузовскому сообществу и научным организациям. Мы полагаем, что она будет финансироваться за счет бюджета, потому что многотысячный контингент ученых и преподавателей нуждается в воспроизводстве. Для этого нужен постоянный приток кадров через магистратуру или аспирантуру.

Что касается управленческой и профессиональной магистратуры, то задумка авторов реформы в том, чтобы это были заказы работодателей. Они уже придумывают релевантные инструменты. Например, целевое обучение с тем, чтобы потом выпускник пошел к ним работать. Из этих наработок сформируются управленческая и профессиональная магистратура. Мы планируем вводить профильные дисциплины и стажировки у индустриальных партнеров образовательной программы уже с первого курса. Это позволит сохранить мотивацию и интерес студента и направит его энергию в правильное русло. Я с оптимизмом смотрю на предстоящую реформу образования и уверен, что наш вуз успешно в нее интегрируется.

Как санкционное давление повлияло на научное сотрудничество?

Станислав Прокофьев: О снижении интенсивности научного взаимодействия российских ученых с зарубежными коллегами позволяют судить сразу несколько различных источников. Например, количество публикаций российских авторов в изданиях, индексируемых Scopus, уменьшилось со 136 тысяч в 2021 г. до 98 тысяч в 2024 году, а доля публикаций в международном соавторстве за этот период снизилась с 23 до 21 процента.

По информации Российского научного фонда за 2022 и 2023 гг., из-за санкций более чем 100 проектов, выполняемых совместно с представителями недружественных стран, остались без поддержки иностранных партнеров. И учитывая то, что санкции пока сохраняются, мы понимаем, что в этой парадигме нам нужно продолжать жить и дальше, и переориентируемся на дружественные страны. Запущена серия конкурсов с научными фондами из Китая, Беларуси, Монголии, Вьетнама, Индии, что привело к почти полуторакратному увеличению числа международных грантов в 2023 году по сравнению с 2022 годом.

Мы активно публикуем совместные статьи и в их высокорейтинговых журналах, и в соответствующих наших журналах. С Вьетнамом мы сейчас пытаемся получить совместные гранты на исследования и создали консорциум экономических вузов двух стран. Развиваются программы и академических обменов, и двойных дипломов.

Ждать у моря погоды, пока кто-то соизволит снять санкции, бессмысленно. И, как показывает практика, наши партнеры из дружественных стран обладают не менее высокой компетенцией, чем ученые стран Западной Европы или Северной Америки. Поэтому процесс научного сотрудничества с дружественными странами идет и расширяется.

Вуз широко развивает международное сотрудничество. Каким вы видите его расширение на ближних направлениях - СНГ, СГ, ЕАЭС и на дальних - ШОС, БРИКС?

Станислав Прокофьев: Активизировался обмен со странами ЕАЭС, в первую очередь с Беларусью. У нас там много вузов-партнеров, но ключевых три: Белорусский государственный экономический университет, Белорусский государственный университет и Академия управления при Президенте Республики Беларусь. Развиваются не только студенческие и преподавательские обмены, но и совместные научные проекты, конференции. Недавно провели знаковое мероприятие, посвященное юбилею Великой Победы.

Больше 10 вузов из разных регионов Казахстана являются нашими партнерами. Отдельный вектор - работа с Узбекистаном. У нас есть коллаборация и проект двух дипломов с двумя высшими учебными заведениями в Ташкенте. Основной диплом они получают у себя на родине, но наши преподаватели ездят к ним, а их студенты подолгу учатся и живут у нас и получают наш диплом как второй. Совокупно в Казахстане, Узбекистане и Кыргызстане мы сотрудничаем с 23 университетами и научно-исследовательскими центрами.

До 18 выросло количество китайских вузов, с которыми мы взаимодействуем. Впервые в этом году наши студенты поехали в рамках двойных дипломов в Индию и Вьетнам. Первые студенты отправились в Бразилию, Аргентину, Малайзию, Индонезию, Камбоджу. Сейчас подписываем документы с ведущими вузами Объединенных Арабских Эмиратов, Саудовской Аравии, Катара, Кувейта. Это все планы ближайшего будущего.

Растет популярность вуза за рубежом. У нас обучается свыше 3300 иностранных студентов из 92 стран, а наши студенты имеют возможность получить дополнительное образование в 104 вузах-партнерах, расположенных по всему миру.

Портфель действующих соглашений по сравнению с периодом до 2022 года увеличился почти в два раза.

Зарубежные рейтинги, несмотря на санкции, Финуниверситет не игнорируют. Как вы оцениваете их роль в привлечении студентов и преподавателей?

Станислав Прокофьев: В 2024 году, в эпоху максимального санкционного давления, наш вуз впервые в своей истории вошел в топ-200 лучших вузов мира по экономике и эконометрике. Во многом этот рейтинг основан на отзывах ведущих ученых из многих мировых вузов, а значит, мы все равно в повестке.

Позиции университета в рейтинге - это объективная и взвешенная оценка деятельности. Она формируется на основе анализа таких критериев, как качество образования, научно-исследовательский потенциал, финансовые показатели, уровень развития инноваций, взаимодействие с работодателями. Поэтому рейтинги нужны абитуриентам, родителям, работодателям. Мы знаем, что их итоги оценивает и Минобрнауки России.

Высокие позиции вуза в рейтинге - дополнительное конкурентное преимущество. Статус лидера однозначно дает право выбирать лучших из лучших поступающих, ежегодно обеспечивая высокое качество приема, позволяя привлекать к преподавательской и исследовательской работе наиболее высококвалифицированные кадры.

Финуниверситет входит в топ-5 рейтинга влиятельности вузов агентства RAEX, топ-10 рейтинга лучших университетов страны по версии журнала "Форбс", является лидером предметных рейтингов: по подготовке кадров в области государственного управления - 2-е место (рейтинг "Интерфакса"), 3-е место - по направлению "Экономика", 4-е место - по направлению "Менеджмент", 5-е место - в подготовке социологов, 6-е место в рейтинге по направлению "Политология и международные отношения" (все рейтинги - RAEX 2024 года).

Безусловно, мы учитываем результаты рейтингов при постановке и решении стратегических задач, а также изучаем темпы развития референсных университетов и конкретные направления этого развития. Высокие позиции в рейтингах для нас не являются самоцелью, но, учитывая то, что это определенный ориентир для абитуриентов, для их родителей, для потенциальных преподавателей, а также работодателей, мы, конечно, стараемся быть в топе.

Как вуз поддерживает молодых преподавателей и специалистов в рамках молодежной политики?

Станислав Прокофьев: Наша молодежная политика включает не только воспитание студентов, но и работу по формированию пула наставников из числа молодых преподавателей и сотрудников университета, которые сами становятся для студентов "лидерами мнений" и "значимыми взрослыми".

Быть молодым преподавателем в вузе - непростая задача, поэтому мы разработали уникальный для российских вузов формат взаимодействия блока воспитательной работы во главе с проректором напрямую с молодыми преподавателями университета - Клуб организаторов воспитательной работы "Лидеры ППС (профессорско-преподавательского состава)".

Клуб создает комфортную среду для реализации потенциала молодых преподавателей и противодействует их профессиональному выгоранию, развивает у них понимание корпоративной культуры, профессиональной этики и навыков ее передачи студентам. Обучаем передовым методам воспитательной работы, механизмам противодействия деструктивному поведению студентов, особенностям коммуникации с российскими и иностранными студентами с учетом их социокультурных особенностей. Сейчас в клубе состоят представители всех факультетов и кафедр вуза, всего более 100 человек. Нашим партнером является Российское общество "Знание", совместно с которым проводится обучение преподавателей и реализуется ряд проектов.

Мы изменили систему оплаты труда, создали более привлекательные условия для того, чтобы выпускники после вуза стремились стать в нем преподавателями. Ввели институт целевой аспирантуры, он позволяет в приоритетном порядке стать преподавателями тем студентам, которые имеют склонность к педагогической деятельности и рекомендованы кафедрами и факультетами. Мы обязательно выделяем гранты для молодых исследователей, чтобы дать им возможность себя проявить. Помогаем в рамках разумного и в решении других социальных вопросов. Семейное общежитие доступно теперь и для молодых преподавателей.

Создали актив молодых преподавателей. Регулярно с ними встречаемся в нашем пансионате "Лесное озеро". Многие их идеи очень помогают нам в работе. Без притока молодежи вуз не живет.

С каждым годом повышается процент молодых исследователей. Моя задача на перспективу - довести процент молодых преподавателей (до 39 лет) до 50 процентов от общего их числа (сейчас - 24 процента).

Насколько важно сегодня в образовательном процессе формировать у студентов внутренний морально-нравственный стержень?

Станислав Прокофьев: Морально-нравственные качества представляют собой фундаментальные черты характера человека, они формируют его личность и мировоззрение. В условиях социальных трансформаций их развитие становится ключевым аспектом современного образования. Именно они создают основу для становления ответственного и сознательного гражданина страны.

Другое дело, что без вовлечения в воспитательный процесс институтов школы и семьи вуз с этим не справится. Проводимая нашей страной Специальная военная операция многие подобные вопросы обострила донельзя. Как мы знаем, часть молодых людей уехала жить и работать за границу. Если нет морально-нравственных принципов и стержня, то человек поедет туда, где ему больше заплатят. Но жить без Родины и флага - это сложная задача. Релоканты просто не понимают, на что они себя обрекают. Поэтому наша задача не дать молодежи совершить эту ошибку.

Наряду с образовательными проектами у нас огромное количество проектов по формированию морально-нравственных принципов, которые всегда для нашей страны имели ключевое значение. В этом году в России отмечается 80-летие Победы в Великой Отечественной войне, мы в университете подготовили отдельный план из более чем 40 мероприятий к празднованию этой знаменательной даты.

Все вузы помогают фронту, изготавливают сети и окопные свечи, но мы пошли дальше. Более двух лет у нас работает цех по пошиву изделий для нужд фронта и полевых госпиталей. Мы разработали выкройки для более чем двадцати типов швейных изделий, согласовали их с руководством военных частей и полевых госпиталей. Сейчас у нас линейка из многих продуктов, которые студенты и преподаватели шьют своими руками в двухсменном режиме каждый день, включая выходные, и отправляют на фронт и в госпитали.

Также ведется большая работа по развитию патриотизма, формированию исторической памяти наших студентов и пропаганде традиционных ценностей. Недавно мы провели Фестиваль народных видов спорта, где, в том числе, играли в лапту и городки. Поддержание и сохранение нашего культурного кода также во многом способствует развитию гражданственности и патриотизма.

Одних спортивных секций в вузе больше 70, свыше 30 разного рода кружков по интересам, не считая научных. Они дают возможность ребятам выявить и развить свои таланты, это наша важнейшая задача.

Ключевой вопрос

Что для вас значит быть ректором крупнейшего финансового вуза страны в период масштабных изменений? Какие профессиональные и личные ценности вы считаете ключевыми для успешного руководителя в сфере образования?

Станислав Прокофьев: Для меня большая честь и огромная ответственность возглавлять Финансовый университет - один из ведущих вузов нашей страны, авторитетный научно-образовательный центр с богатой историей и славными традициями.

Находясь в должности ректора в это непростое, турбулентное для всего мира время, вижу свою задачу в том, чтобы, опираясь на опыт предшествующего развития, стараться оперативно отвечать на возникающие вызовы и привносить новые перспективные направления в формирование современной научно-образовательной архитектуры университета. Стремлюсь к тому, чтобы Финансовый университет был не только одним из флагманов отечественной высшей школы, а являлся именно тем вузом, который задает тренды отечественного образования и формирует его будущее. Наша ключевая специализация - финансы, управление и экономика. И это наше конкурентное преимущество.

Если говорить о качествах, которые необходимы руководителю вуза, то прежде всего это компетентность, порядочность, патриотизм и преданность Отечеству. Также важно, чтобы ректор умел смотреть за горизонт и видеть перспективу, ведь руководить - это во многом уметь предвидеть будущее.

Ректор - это не просто топ-менеджер или руководитель. Быть ректором - значит жить одной жизнью с университетом, уметь быть "на одной волне" со студентами и преподавателями. Очень важно напрямую разговаривать со студентами. Нужно не стесняться выходить к ним на диалог, не навязывая свое мнение, но и не скрывая свою позицию. Нет полной уверенности, что она будет принята, но только в таких диалогах с ребятами понимаешь, что их волнует. А волнуют зачастую простые вещи, которые совсем нетрудно поправить, и такие вопросы, которые можно и нужно оперативно решить.

Очень важно уметь их слышать и реагировать на возникающие эксцессы. Иногда реагировать нужно жестко, но всегда нужно уметь объяснить, почему ты, как ректор, принял соответствующее решение. Поэтому я за диалог. Диалог поколений должен быть в каждом вузе, и очень надеюсь, что у нас мы его отстроили.

Источник: https://rg.ru/2025/06/03/delo-tehnikov.html

Другие новости

05 июняНовости Университета
Пленарная конференция VII Московского академического экономического форума (МАЭФ-2025) прошла в Финансовом университете

Пленарная конференция VII Московского академического экономического форума (МАЭФ-2025) прошла в Финансовом университете

05 июняНовости Университета
Набор на программы профессиональной переподготовки

Набор на программы профессиональной переподготовки

04 июняНовости Университета
Спорт, который объединяет: итоги IX Спартакиады Финансового университета

Спорт, который объединяет: итоги IX Спартакиады Финансового университета

04 июня
Станислав Прокофьев предложил меры поддержки российской экономики в эпоху глобальных перемен на МАЭФ-2025

Станислав Прокофьев предложил меры поддержки российской экономики в эпоху глобальных перемен на МАЭФ-2025

04 июня
В Финансовом университете продолжается реализация масштабного образовательного проекта «Кадры СФР»

В Финансовом университете продолжается реализация масштабного образовательного проекта «Кадры СФР»

04 июняНовости Университета
Луганск – Донецк – Мелитополь: маршрут команды ДПО

Луганск – Донецк – Мелитополь: маршрут команды ДПО

04 июняНовости Университета
Финансовый университет вошел в топ-10 лучших вузов России по версии RAEX

Финансовый университет вошел в топ-10 лучших вузов России по версии RAEX

03 июняНовости Университета
Адаптировать инновации к запросам рынка – Станислав Прокофьев о подготовке специалистов будущего на форуме «Будущее высшей школы»

Адаптировать инновации к запросам рынка – Станислав Прокофьев о подготовке специалистов будущего на форуме «Будущее высшей школы»

03 июняНовости Университета
Финуниверситет – в топ-10 лучших вузов России по версии RAEX!

Финуниверситет – в топ-10 лучших вузов России по версии RAEX!

Выбрать дату

Выбрать дату

Выбрать год

ym(102224032,'reachGoal','https://anketa.fa.ru/user/sign-in/start')