3 марта 2020 г. Институт исследований международных экономических отношений (ИнИМЭО) совместно с посольством Кыргызской Республики в Российской Федерации организовал международную научно-практическую конференцию «Перспективы рынка труда Евразийского экономического союза и миграции» в рамках перекрестного года России и Киргизии и Киргизии в России. В мероприятии приняли участие ответственные сотрудники государственных органов России и Киргизии, ЕЭК, Исполнительного комитета СНГ, посольств Армении, Казахстана, Молдавии и Узбекистана, представители Международной организации по миграции, Духовного управления мусульман России, Русской Православной Церкви, Аппарата Уполномоченного по правам человека, Российской академии наук, научного и экспертного сообществ, киргизских диаспоральных структур в Москве, преподаватели российских вузов при информационном содействии официального печатного органа Правительства Российской Федерации «Российская газета» и при участии средств массово информации Киргизии.
 
 
 
Открывая конференцию, проректор по международному сотрудничеству Финуниверситета А.С. Линников в своем докладе подчеркнул, что миграция общая и особенно трудовая занимает важное место во взаимоотношениях государств Содружества Независимых Государств и стран Евразийского экономического союза, поэтому тема, предложенная киргизскими коллегами, более чем актуальна. Он акцентировал роль денежных переводов мигрантов для экономики Кыргызской Республики: в последние три года (2017-2019) поступления денежных переводов в Киргизию ежегодно составляли около 2,5 млрд долл. США, то есть более 30% ВВП страны (в 2019 г. немного менее). При этом 98% переводов поступило из России, что свидетельствует о важности трудовой миграции и российского рынка труда для населения Кыргызской Республики.
 
Ментальность человека, отметил А.С. Линников, имеет особое значение для обучения и адаптации иностранных студентов, являющихся носителями самобытной ментальности и культуры, у которых уже сложилась определенная система ценностей и норм, что обусловливает своеобразный способ мышления и видения мира. Поэтому процесс их адаптации к новой культурной системе может переживаться достаточно болезненно и не всегда быть успешным, а это в свою очередь снижает учебный и культурно-воспитательный эффект обучения. Задача Финансового университета и всей российской высшей школы состоит в том, чтобы учитывать ментальные особенности иностранных студентов – их систему взглядов, ценностей, норм и образцов поведения. Культурно-этнические традиции студентов других стран могут стать основой для обогащения культуры принимающей стороны: наших студентов и преподавателей, если организация учебного процесса и внеучебного досуга учитывает их ментальность.
 
Пример правительства Республики Татарстан, которое с 2018 г. предоставляет субсидии из бюджета республики благотворительным некоммерческим организациям, осуществляющим реализацию социально значимых проектов по социальной адаптации и интеграции мигрантов, показывает то, к чему должны стремиться все регионы России, которые намерены принимать у себя мигрантов и интегрировать их в региональную экономику и местное социальное пространство. Казанский (Приволжский) федеральный университет с участием Лиги студентов Республики Татарстан и Ассоциации иностранных студентов Республики Татарстан проводят международные научно-практические конференции по трендам и вызовам миграционных процессов.
 
А.С. Линников обратился к представителям присутствующих стран, молодежь которых заинтересована в широком обмене и прохождении учебы, в том числе в университетах нашей страны, с предложением провести в следующем году совместную международную конференцию по адаптации студенческой молодежи стран Содружества.
 
Чрезвычайный и Полномочный посол Кыргызской Республики в Российской Федерации А.Д. Джекшенкулов отметил, что конференция проводится в рамках перекрестного года России в Киргизии и Киргизии в России, открытого президентами двух стран. Программа года предусматривает организацию более 200 мероприятий как в России, так и в Киргизии, результаты которых нацелены на дальнейшее углубление и расширение двустороннего партнерства.
 
Киргизию с Россией связывают отношения стратегического союзничества по различным направлениям. Важнейшим из них является трудовая миграция. Именно люди (трудовые ресурсы) являются основным источником развития государства и евразийского объединения. В этой связи, предпринимаемые в Союзе меры должны быть направлены, в первую очередь, на улучшение правового положения трудящегося и членов их семей, повышение уровня социальной защиты.
 
А.Д. Джекшенкулов особо остановился на проблемах, с которыми сталкиваются в России киргизские граждане:
1. Собственники арендуемого трудящимися жилья не всегда исполняют свои обязанности по направлению в компетентный орган уведомлений о постановке на миграционный учет. Несвоевременное прохождение этой процедуры автоматически переводит трудящегося на нелегальное положение.
2. Нарушение гражданином Киргизии правил пребывания, в т.ч. правил дорожного движения, влечет административную ответственность вплоть до применения к нему мер по ограничению въезда в государство трудоустройства.
3. Члены семей трудящихся не обеспечиваются обязательным медицинским страхованием.
4. В соответствии с требованиями законодательства при въезде для трудоустройства необходимо указывать цель въезда – «работа». В случае указания иной цели необходимо сначала выехать за пределы и повторно въехать, уже указав цель – «работа».
 
Выразив удовлетворение тем, что проблемы постепенно решаются, А.Д. Джекшенкулов высказал надежду на то, что обозначенные им вопросы станут предметом дальнейшей содержательной дискуссии на площадке ЕЭК.
 
Советник Президента Кыргызской Республики О.М. Панкратов отметил ментальную близость русских и киргизов, схожесть системы образования в двух странах, а также то, что русский язык в Киргизии является официальным языком и широко распространен как язык межнационального общения. Основной страной миграционных потоков из Киргизии, сказал он, является Россия: при населении Киргизии в 6,5 млн человек более 700 тысяч из них трудятся в России. Это важно для экономики республики, так как часть заработанных в России денег поступает в виде денежных переводов в Киргизию. В 2018 г. сумма переводов составила 2,5 млрд долл., но в 2019 г. после введения Центробанком ограничений на перевод валюты за границу она сократилась до 2,192 млрд. Как следствие, граждане Киргизии стали попадать в криминальные сводки при попытке переправить деньги на родину наличными.
 
Подчеркнув, что единый рынок труда подразумевает комплекс прав и обязанностей, О.М. Панкратов остановился на еще сохраняющихся проблемах: невозможность регистрации граждан других стран работодателями, жесткость подхода российских властей к нарушению гражданами зарубежных государств процедур прохождения регистрации и правил дорожного движения (из-за этого от 60 до 100 тысяч человек включены в «черные списки», по которым въезд в Россию запрещается на срок от 3 до 10 лет), отказ в предоставлении социального обеспечения членам семей работающих иностранных граждан. Это, по его мнению, противоречит Договору о Евразийском экономическом союзе.
 
Заместитель Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ С.И. Иванов рассказал о работе по упорядочению трудовой миграции, которая ведется в рамках СНГ. Формирование общего рынка труда, отметил он, предполагает поэтапное сближение нормативной правовой базы государств – участников СНГ в социально-трудовой сфере. На первом этапе предполагается продолжить практику разработки Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ модельных законодательных актов, а также заключения государствами – участниками международных договоров. На втором этапе согласовываются и отрабатываются механизмы формирования и функционирования общего рынка труда. На третьем этапе предусматривается завершение формирования единого правового поля общего рынка труда. Приоритетными мероприятиями по формированию общего рынка труда и регулированию миграции рабочей силы на 2017–2020 годы предусмотрены правовое, методическое, информационное и организационное обеспечение формирования общего рынка труда.
 
Среди подписанных документов в рассматриваемой сфере С.И. Иванов выделил Соглашение о сотрудничестве в сфере содействия занятости населения государств – участников СНГ 1998 г., Конвенцию о правовом статусе трудящихся –мигрантов и членов их семей государств – участников СНГ 2008 года, а также Концепцию поэтапного формирования общего рынка труда и регулирования миграции рабочей силы государств – участников СНГ и Приоритетные мероприятия по формированию общего рынка труда и регулированию миграции рабочей силы на 2017–2020 годы, утвержденные на заседании Экономического совета СНГ 17 марта 2017 г. В стадии разработки находится проект Соглашения о сотрудничестве в сфере содействия занятости населения государств – участников СНГ.
 
Руководитель секретариата члена коллегии (министра) по экономике и финансовой политике ЕЭК А.Б. Кишкембаев рассказал о перспективах пенсионного обеспечения трудящихся в ЕАЭС, создания унифицированной системы поиска «Работа без границ», прямого признания документов об учёных званиях и образовании по педагогическим, юридическим, медицинским, фармацевтическим специальностям, а также об урегулировании проблем трудящихся, возникающих в процессе пребывания в государстве трудоустройства.
 
Преференции на едином рынке труда, предоставляемые гражданам ЕАЭС и недоступные для работников из третьих стран, способствуют росту легальной трудовой миграции, сказал он, и статистические данные показывают увеличение ее потоков. В частности, в 2014 году в России, основной стране приема трудящихся, с целью работы на миграционный учет было поставлено 371656 граждан Киргизии, а по итогам 2019 года их число увеличилось на 22% и составило 453702 чел. Численность киргизских граждан, застрахованных в системе индивидуального персонифицированного учета Российской Федерации, на 1 июля 2019 года составила 475051 человек. В отношении 243527 граждан были начислены страховые взносы.
 
А.Б. Кишкембаев высказался за установление единых взаимоприемлемых подходов ко всем проблемным вопросам при совершенствовании механизма функционирования единого рынка труда ЕАЭС.
 
Руководитель представительства Агентства по внешней трудовой миграции при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан С.Ю. Мансуров сообщил, что представительство функционирует в России с марта 2019 г. Хотя Узбекистан не является членов ЕАЭС, создание представительства связано с тем, что сегодня в Российской Федерации работают около 2,5 млн узбекских трудовых мигрантов, из которых получили патенты не более 100 тысяч. Соответственно остальные работают нелегально.
 
Среди имеющихся проблем он выделил сложность и длительность процесса регистрации трудовых мигрантов (30-35 дней), из-за чего они вынуждены обращаться к посредникам. Зачастую разрешение на осуществление трудовой деятельности оформляется на какого-либо гражданина страны – члена ЕАЭС. Чтобы не «засветиться», граждане Узбекистана оплачивают штрафы не со своих банковских карт. Отсутствует единое «окно», куда трудовой мигрант может подать обращение. В результате обращения рассматриваются более 2 месяцев.
 
С.Ю. Мансуров предложил провести совместное исследование о выгоде, которую получает Россия от трудовой миграции, о вкладе мигрантов в российский ВВП.
 
Президент Федерации мигрантов России В.В. Коженов рассказал о положении трудовых мигрантов в России и призвал собравшихся к взаимодействию в миграционной сфере с целью решения актуальных проблем. Он назвал ошибкой введение в 2018 г. в связи с чемпионатом мира по футболу запрета работодателям проводить регистрацию трудовых мигрантов. Среди наиболее острых вопросов он выделил отсутствие механизма защиты прав иностранных граждан, обманутых работодателем. По его мнению, главная сложность заключается в том, что по Уголовному кодексу состав преступления по невыплате зарплаты возникает, если зарплата не оплачивается полные два месяца. То есть, если мигранту платят 100 рублей один раз в течение 7 недель, состава преступления нет.
 
По мнению В.В. Коженова, серьезный пересмотр такой системы может решить множество проблем, связанных с нелегальной миграцией, и, как следствие, проблему экстремизма, поскольку человек, который честно работал, но его выгнали и денег не дали, может стать плодотворной почвой для вербовщиков. Он также обратил внимание на преимущество граждан Киргизии перед остальными трудовыми мигрантами в сфере налогообложения и призвал решить вопрос дисбаланса уплаты налогов гражданами ЕАЭС и СНГ.
 
Заместитель директор ИнИМЭО Финансового университета А.А. Ткаченко обратил внимание на то, что в Киргизии в течение нескольких лет отмечается отрицательное сальдо миграции, но оно составляет всего лишь сотые доли процента от населения страны, которое растет, так как Киргизия является одной из двух стран Центральной Азии, где суммарный коэффициент рождаемости в XXI в. значительно вырос и достиг 3,3 (число рождений на 1 женщину). Поэтому молодое население страны, где доля детей до 14 лет составляет 30%, требует высокого уровня профессиональной подготовки.
 
Доля новых поколений, отметил А.А. Ткаченко, будет продолжать возрастать, и получение качественного образования, особенно профессионального, будет одной из самых важных задач правительства. Вместе с тем, и в Киргизии, и в России доля платных мест в вузах в 2001-2019 гг. возрастала и достигла 85% и превысила 50% соответственно, что может привести к ухудшению человеческого капитала новых поколений. Из стран ЕАЭС только Казахстан, где в этот период доля платных мест в вузах снижалась, понимает всю важность бесплатного обучения своей и привлечения зарубежной молодежи для прохождения профессионального образования в своей стране, а России требуется изменить отношение к политике мягкой силы по отношению к студентам стран СНГ и ЕАЭС.
 
Заместитель генерального директора ФГБУ «Редакция "Российской газеты"» А.Е. Першин рассказал об изданном несколько лет назад киргизским филиалом газеты пособия «Справочник трудового мигранта» на русском и киргизском языках для граждан Киргизии, прибывающих на работу в Россию, в котором пошагово расписаны действия трудового мигранта, прибывшего в Россию, со списками всех необходимых телефонов в каждом регионе Российской Федерации. Поскольку справочник был издан в 2013 г., и за истекший период произошло много изменений, редакция планирует выпустить в текущем году его актуализированный вариант при поддержке спонсоров.
 
Миграция занимает важное место во взаимоотношениях стран СНГ и стран ЕАЭС, подчеркнул А.Е. Першин, поэтому тема конференции более чем актуальна, а проблемы, которые необходимо решить, – многообразны и сложны.
 
Бывший и.о. премьер-министра, первый вице-премьер Киргизии и мэр Бишкека Б.И. Силаев отметил важность для России притока трудовых мигрантов, поскольку российские граждане не смогут заполнить 25 млн новых рабочих мест, необходимых для развития экономики страны. Вместе с тем из анализа методов работы российских госорганов можно сделать вывод, что мигранты России как бы не нужны. Иностранные граждане зачастую работают без трудового договора либо получают зарплату на 10-15 тысяч рублей - меньше, чем указано в бухгалтерских документах (это особенно характерно для московской сферы ЖКХ). Имеются проблемы с пенсионным обеспечением трудовых мигрантов.
 
В качестве примера отношения властей к трудовой миграции он привел предложение, сделанное премьер-министром Кыргызской Республики руководителям 20-ти российских регионов, заключить договор о рабочей силе, которым предусматривались бы направление российской стороной информации об имеющихся потребностях и обеспечение мигрантов общежитием и подготовку киргизской стороной своих граждан к переезду в Россию, включая выдачу медицинских сертификатов. Несмотря на выгодность этого предложения, ни одного договора подписано не было. Суть ответов сводился к тому, что рабочая сила региону не нужна или что этот вопрос относится к компетенции миграционной службы.
 
Главный научный сотрудник Департамента политологии и массовых коммуникаций, руководитель Научно-методологического объединения по миграционным и демографическим процессам Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, член Совета по миграции ГУВМ МВД России М.Л. Галас сфокусировала свое выступление на правовых аспектах трудовой миграции в Россию, в частности, на различиях в определении статуса трудового мигранта в Европейском союзе и ЕАЭС (например, в российских нормативных документах отсутствует понятие «трудовой мигрант»). Она также озвучила конкретные предложения о внесении изменений в российскую нормативную правовую базу.
 
Ведущий научный сотрудник ИнИМЭО Финуниверситета Н.С. Ревенко проинформировал участников об опыте ЕС в сфере трудовой миграции. Работа, сказал он, ведется по двум направлениям. Первое направление – привлечение квалифицированных кадров. В этих целях в 2009 г. директивой Совета ЕС была введена в действие т.н. «синяя карта», выдаваемая гражданам третьих стран, желающим въехать в какую-либо страну Евросоюза с целью трудоустройства на срок более трех месяцев, а также членам их семей. Проведенный через 5 лет анализ функционирования этого механизма выявил ряд существенных недостатков, в частности, наличие условий, ограничивающих прием специалистов на работу, и параллельное существование правил, условий и процедур в странах-членах. Поэтому в 2016 г. правила были изменены. В частности, порог минимальной зарплаты мигрантов был снижен со 150% до 100-140%, а по профессиям, в которых есть нехватка, – до 80%.
 
Другое направление работы – интеграция мигрантов. Они испытывают трудности при трудоустройстве на работу, в получении образования, в обеспечении жильем и медицинскими услугами и т.д. Многие мигранты вообще не работают, живут в нечеловеческих условиях, не знают ни языка, ни культуры, ни традиций страны проживания. Европейская комиссия предлагает начинать интеграцию как можно раньше, уже на стадии подготовки к отъезду и сразу после прибытия на территорию Евросоюза, создать систему оценки знания языка недавно прибывшими мигрантами и обучения их языку страны проживания, условия для получения ими образования, продвигать проекты поддержки интеграции на рынке труда за счет быстрого трудоустройства и предоставления возможности пройти профессиональную подготовку, предоставлять мигрантам жилье и доступ к таким базовым услугам, как здравоохранение, включать выходцев из третьих стран во все аспекты жизни общества.
 
Сотрудник Духовного управления мусульман Российской Федерации А.В. Макаров зачитал приветствие участникам конференции от лица лидера российских мусульман муфтия шейха Равиля-хазрата Гайнутдина и его первого заместителя Дамира Мухетдинова. Он же выступил с докладом «Практики взаимодействия ДУМ РФ с мигрантами». В нем он отметил, что цементирующим фактором интеграции являются люди. Обычно они приезжают в Россию в «розовых очках», но, столкнувшись с отношением к ним со стороны властей и местного населения, через какое-то время эти очки темнеют, и люди приходят к мысли о помощи религиозной организации. Одна из задач ДУМ РФ состоит в работе с ними, чтобы не допустить их превращения в террористов и экстремистов.
 
А.В. Макаров отметил, что киргизская община в России является одной из самых организованных. Среди множества проблем, с которыми сталкиваются мигранты в России, он выделил высокую стоимость похорон в Подмосковье. По этой причине зачастую захоронения осуществляются в соседних областях.
 
Руководитель Центра исследования процессов Евразийской интеграции ФНИСЦ РАН Г.И. Осадчая представила доклад на тему «Феминизация миграции из стран Евразийского экономического союза в Россию», а ведущий научный сотрудник ИСПИ ФНИСЦ РАН И.А. Селезнев – «О проблемах свободного движения рабочей силы в Евразийском экономическом союзе». В докладе И.А. Селезнева особое внимание было уделено имеющимся рискам, которые можно объединить в 3 группы. 1-я группа – риски роста, возникающие в процессе институционализации интеграционной организации, включая поддержание высокого уровня социальной сплоченности и неприятие мигрантов со стороны местных сластей или населения. Примером последнего является введенный в марте 2019 г. главой Республики Саха (Якутия) запрет на привлечение предприятиями и организациями на работу иностранных граждан, которые трудятся на основании патента. 2-я группа – экономические риски. Одной из целей евразийской интеграции является повышение конкурентоспособности экономик стран - членов. В то же время работодатели рассматривают трудовых мигрантов как дешевую рабочую силу, что не стимулирует их внедрять инновации. 3-я группа – риски, связанные с безопасностью, поскольку, как было заявлено директором ФСБ А.В. Бортниковым, трудовые мигранты из СНГ составляют костяк террористов.
 
Председатель Координационного совета кыргызских диаспоральных организаций Москвы и Московской области, председатель правления РОО «Центр поддержки Русско-Киргизских стратегических общественных инициатив» Р.А. Аттокуров остановился на проблемах, которые необходимо решать для развития рынка труда ЕАЭС. Среди них он выделил учет трудового стажа в стране пребывания, предоставление бесплатного медицинского обслуживания, признание без дополнительных процедур документов об образовании и другие.
 
Доцент РАНХиГС, заместитель председателя профсоюза адвокатов России М.А. Бурда отметил, что граждане Киргизии имеют на российском рынке труда явное преимущество перед гражданами других стран Центральной Азии благодаря хорошему знанию русского языка. Проведенный с использованием социальных сетей анализ проблем, с которыми сталкиваются мигранты в России, свидетельствует о том, что они плохо знают действующие в стране правила и по этой причине зачастую прибегают к помощи посредников, подвергая себя риску быть обманутыми. Докладчик высказался в пользу организованного набора трудящихся из других стран ЕАЭС на имеющиеся вакансии, предложив подписать соответствующее соглашение.
 
Руководитель Департамента социологии, истории и философии Финуниверситета А.Г. Тюриков сказал, что сегодня существуют 2 подхода к развитию сферы образования. Первый подход состоит в том, что высшее образование должно обслуживать рынок труда. Его, однако, можно квалифицировать как тактический, поскольку быстрое развитие экономики ведет к появлению новых профессий и новых компетенций. Второй подход состоит в том, что образование движет рынок труда, т.к. все трудящиеся являются выпускниками каких-либо учебных заведений.
 
По мнению докладчика, есть 3 вида исследований в рассматриваемой сфере: мониторинг рынка труда, изучение моделирования межкультурных коммуникаций и анализ профессиональных судеб мигрантов. С результатами ряда из них он ознакомил участников конференции. В этом контексте он предложил при осуществлении мониторинга рынка труда объединить исследование сегмента рынка труда в Киргизии с сегментом образования.
 
Доклад заведующего Лабораторией миграционных исследований ИСЭПН ФНИСЦ РАН Е.С. Красинца был посвящен поиску эффективных путей решения практических задач многостороннего сотрудничества и более тесной координации миграционной политики государств евразийского интеграционного объединения в области трудовой миграции. В частности, он констатировал, что в ЕАЭС существуют 2 центра притяжения мигрантов – Россия и Белоруссия, а половину приехавших на работу в Россию составляют граждане Киргизии. Анализируя существующие проблемы, он выделил отсутствие полномасштабного учета мигрантов и системы контроля за миграционными потоками, предложив наладить такой контроль на пространстве ЕАЭС.
 
 
 
Начальник Департамента по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей, Пенсионного фонда Российской Федерации О.М. Полохов проинформировал о содержании Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза, подписанного в Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 г. Им, в частности, установлено, что каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории. Если стажа работы, приобретенного на территории одного государства-члена, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств-членов в соответствии с законодательством каждого из государств-членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени.
 
За стаж работы, приобретенный после вступления Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы, а за стаж работы, приобретенный до вступления Соглашения в силу, она назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждангосударств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.
 
По состоянию на начало марта 2020 г., сообщил О.М. Полохов, российскую пенсию получают 1375 чел., прибывших из Киргизии.
 
Эксперт Международной организации по миграции К.Д. Шевченко проинформировал о подготовке концепции «Об особом статусе гражданина ЕАЭС». Цель документа – предоставить трудящимся стран ЕАЭС, имеющим долгосрочные трудовые, гражданско-правовые договора или свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также членам их семей, объем прав, не меньший, чем тот, которым обладают иностранные граждане, проживающие в союзном государстве.
 
Сославшись на поднятую А.Д. Джекшенкуловым и О.М. Панкратовым проблему необходимости выезда иностранного гражданина за пределы России, если в ходе пребывания в стране он найдет для себя работу, К.Д. Шевченко сообщил, что она сейчас изучается и для ее решения установлены жесткие сроки. Что касается предоставления бесплатного медицинского обслуживания членам семей мигрантов, то в России существуют большие опасения, что это станет большой нагрузкой на российский бюджет. Отчисления в Фонд социального страхования платят лишь работающие, пояснил он, и увеличение числа лиц, обслуживаемых на основе ОМС, приведет к сокращению суммы, выделяемой на каждого человека, либо ухудшению качества медицинского обслуживания. Выход из положения докладчик видит в формировании межгосударственного фонда социального страхования.
 
К.Д. Шевченко сообщил, что работодатели имеют право производить постановку на миграционный учет при условии, что мигрант проживает на жилой площади организации, в которой он работает. Возникающие сложности он объяснил проблемой правоприменительной практики.
 
Главный научный сотрудник ИнИМЭО Финансового университета Б.Г. Хаиров изложил свое видение вопроса развития трудовых потоков в рамках сотрудничества России и Исламской Республики Иран. По его мнению, проблемным направлением взаимовыгодного экономического партнерства России и Ирана наряду с низким уровнем развития транспортной инфраструктуры является отсутствие скоординированных и оптимально выстроенных цепей поставок, основанных на трудовых потоках. Малый и средний бизнес двух стран как основной поставщик для отечественных транснациональных корпораций заинтересован в развитии трудовой миграции, в том числе на основе аутстаффинга. Переход участников российско-иранского взаимодействия к многостороннему партнерству в рамках трудовой миграции, позволит учесть интересы социума и достигнуть экономического эффекта для хозяйствующих субъектов.
 
Сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата И.С. Беспалов посвятил свое выступление ментальной адаптации мигрантов.
 
Полномочный представитель Кыргызстана в Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ А.М. Рыскулова подчеркнула необходимость предварительной подготовки трудовых мигрантов перед их переездом в другую страну.
 
 
Подводя итоги дискуссии, А.Д. Джекшенкулов сказал, что с момента вручения верительных грамот он побывал во многих российских регионах, где на встречах с киргизами, спрашивал их, есть ли какие-либо изменения, и получил однозначный ответ: «Да, в последние годы стало значительно лучше». Так что наш союз развивается – правда, медленнее, чем хотелось бы, но для устранения имеющихся проблем необходимо время.
 
Директор ИнИМЭО В.В. Перская поблагодарила Посольство Кыргызской Республики за столь ценную инициативу по проведению конференции и предложенную актуальную тему, важность которой была полностью подтверждена в ходе плодотворной дискуссии. Ее результаты будут обобщены и направлены в заинтересованные органы России и ЕЭК.