14 июня 2019 года профессорско-преподавательский состав Департамента политологии и массовых коммуникаций принял участие на пятом заседании Экспертного совета по развитию гражданского образования и социализации обучающихся при Комитете Государственной Думы по образованию и науке.
Бродовская Елена Викторовна (профессор, доктор политических наук) и Пырма Роман Васильевич (доцент, кандидат политических наук) представили результаты научного исследования "Влияние цифровизации на российскую молодёжь: профессиональная культура, гражданская и политическая активность".
В ходе дискуссии обсуждались такие темы, как антидеструктивные иммунитеты у поколения Z, обеспечение кибербезопасности, способы максимизации позитивных возможностей цифровых сред в отношении профессионализации и раскрытия инновационного потенциала молодежи.
Подробнее была представлена следующая информация.
Согласно результатам исследования, абсолютное большинство молодежи (68%) в той или иной степени выражают несогласие с тем, что профессию необходимо выбирать раз и навсегда. Обратного мнения придерживается 32%, при этом преобладающая часть не уверена в своем мнении. Подавляющее же большинство молодежи (87%) считает, что профессий в жизни человека может быть много. Вместе с тем, каждый третий при поступлении в ссуз/вуз не знает, кто будет их потенциальным работодателем. Несмотря на рост доли прагматиков в среде молодежи России, каждый третий молодой россиянин не задумывается или не считает важным при выборе профессии/ссуза/вуза получить информацию о потенциальных работодателях
Самыми востребованными цифровыми компетенциями у российской молодежи оказались умение эффективно находить информацию и данные для обучения и профессии, получение новых знаний посредством цифровых образовательных технологий, применение цифровых технологий для создания новых идей, возможностей, ресурсов для общества.
Были выделены следующие риски Интернет-коммуникации:
1) Абсолютное большинство считают проблемой масштаб распространения фейковой информации онлайн;
2) Абсолютное большинство подвергались вирусной атаке;
3) Каждый второй молодой россиянин подвергался посягательствам на личную неприкосновенность в цифровой среде;
4) Каждый третий представитель поколения Z обнаруживал экстремистские материалы в цифровой среде;
5) Каждый третий представитель российской молодежи хотя бы раз столкнулся с кибербуллингом/травлей.
По результатам исследования, экспертами были сделаны рекомендации Министерству науки и высшего образования:
- система
мер,
относящаяся к обеспечению качества цифровых сред;
- система
мер, связанная с повышением эффективности использования цифровых технологий для
профориентации молодежи;
- система
мер по расширению практик применения цифровых технологий в учебном процессе;
- система
мер, направленная на обеспечение профессиональной навигации в цифровой среде на
этапе выхода на рынок труда;
- система
мер, отражающая необходимость целенаправленного формирования у молодежи
цифровой культуры и антидеструктивных
иммунитетов.