30 января 2024 года в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации состоялся Круглый стол, организованный Советом молодых учёных Финансового университета, в рамках которого были обсуждены ключевые положения проекта Стратегии молодёжной политики в Российской Федерации на период до 2030 года. В обсуждении поучаствовали представители научно-образовательного блока Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства высшего образования и науки, экспертного сообщества, а также представители научно-педагогической среды.

​Основная цель круглого стола — обсуждение и экспертная поддержка проекта Стратегии государственной молодежной политики в России до 2030 года. 


Модераторами круглого стола выступили Заместитель председателя Государственной Думы Российской Федерации Чернышев Борис Александрович и Декан Факультета Международных экономических отношений, председатель Совета молодых ученых Финансового университета при Правительстве РФ Павел Сергеевич Селезнев. Также активное участие в организации мероприятия принял заместитель директора Департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Минобрнауки Ведехин Александр Юрьевич.

В ходе круглого стола затронуты следующие вопросы:

1. Какие вызовы и возможности текущего общественно-политического экономического развития страны необходимо учесть в государственной молодёжной политике на 2024-2030 гг.?
2. Каким образом в Стратегии может быть отражено участие молодёжи в обеспечении национальной безопасности: участие в решении демографической проблемы страны, престижность службы в армии, участие молодёжи в обеспечении технологического суверенитета (приоритет инженерного образования)?
3. Как обеспечить преемственность государственной молодежной политики и эффективное взаимодействие министерств и ведомств?
4. Как эффективнее вписать цели и задачи в новые приоритетные документы и инициативы Власти (национальные и федеральные проекты)?
5. Какие меры могут быть рассмотрены и предложены для улучшения исследовательского климата и преодоления кризиса молодёжной науки?

В своем докладе заместитель председателя Государственной Думы Российской Федерации, куратор образования и науки от Государственной Думы Б.А. Чернышов подчеркнул ключевую роль вузов и экспертного сообщества в выстраивании молодежной политики, а также ее адаптации к изменениям политической и экономической обстановки в интересах молодежи. Поддержала мнение Бориса Александровича и первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию К.А. Горячева, которая в качестве приоритета выделила необходимость изучения самой молодежи, ее интересов и амбиций, которые должны лечь в основу Стратегии молодёжной политики.

Модератор круглого стола П.С. Селезнев подчеркнул, что ряд вопросов молодежной научной политики остается нерешенным – в первую очередь, вопрос с заработанной платой молодых учёных. Также Павел Сергеевич отметил, что в России необходимо выстроить системную работу с талантливой молодежью, «вести» школьников и студентов, получивших престижные награды, в том числе для предотвращения оттока интеллектуального капитала. Молодёжь находится в поиске образа будущего. Поддержал идею о приоритете выстраивания системы эффективной финансовой мотивации научный сотрудник Финансового университета при Правительстве РФ М.А. Юревич, который поделился результатами исследования в области анализа удовлетворенности молодых ученых действующими мерами поддержки. Большинство молодых учёных оценивают финансовую поддержку со стороны государства как неудовлетворительную.


Непосредственно текст проекта Стратегии проанализировал в своем выступлении Директор Института глобальных исследований Факультета международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве РФ С.Ю. Белоконев, отметивший неактуальность обсуждения стратегии на данный период, так как она не будет учитывать майские указы вновь избранного Президента Российской Федерации, потому принятие Стратегии необходимо провести уже после выборов. Сергей Юрьевич отметил недостаточный кадровый потенциал муниципальных образований для ведения системной работы с молодежью, при этом Стратегия возлагает именно на местное самоуправления ряд стратегических задач. Как подчеркнул Председатель Совета молодых политологов Российской ассоциации политической науки Н.М. Печенкин, в Стратегии необходимо более адресно определить ответственных лиц, а также включить ряд неосвещенных вопросов, в том числе демографических.

Также на тему работы с молодежью в вузе высказался Проректор по социальной и воспитательной работе Финансового университета при Правительстве РФ А.В. Кожаринов, который подчеркнул, что необходимо вести работу не только со студентами, но и молодыми преподавателями, которым также необходима социальная поддержка. При этом не стоит недооценивать и роль идеологии, а также культурно-социальной парадигмы, которая будет преобладающей в обществе. Как подчеркнул директор АНО «Центр внедрения инноваций «Цифровая Диагностика» О.А. Нижельский, это проявляется даже в вопросах восприятия трудового коллектива, в котором работают молодые ученые. Также необходимо поощрение инициативы и участия в проектах, организованных вузами и государством. Данную мысль также поддержала Проректор по молодежной политике ГАУГН А.А. Солтас, которая подчеркнула, что молодежь быстро теряет интерес к волонтерству и участию в мероприятиях при отсутствии для себя четкой мотивации. Также в России необходимо выстроить и систему постоянного роста компетенции, которая будет привлекать студентов и молодых профессионалов, а также информировать молодежь о возможностях карьерного развития. Как отметила Директор Центра планирования и развития персонала Финансового университета при Правительстве РФ В.А. Кузнецкая, дефицит кадров в России оценивается в 4,8 миллионов человек за 2023 год, что частично должно решаться за счет более активного привлечения молодых специалистов, которые при этом не до конца понимают конкретные карьерные перспективы.

По итогам круглого стола подготовлены конкретные предложения для органов власти и профильного комитета Государственной Думы Российской Федерации