Центр перспективных исследований и разработок в сфере образования

Киселёва Наталья Ильинична

Директор центра

(499)943-1402

Глоссарий современного педагога

​​​​​​​​​​​​​​
 
​​
А
​Б
​ ​ ​
В
​​
Г
Д
З
И
К
​ ​ ​ ​
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Ц
Ч
Ш
Э
Ю
T(eng)


Абилимпикс

Международное некоммерческое движение, основной деятельностью которого является проведение конкурсов профессионального мастерства для людей с ограниченными возможностями здоровья (школьников, студентов и специалистов), с целью их профессиональной ориентации, мотивации, социализации и трудоустройства. Абилимпикс помогает изменить традицион​ный взгляд на возможности человека с инвалидностью, поэтому конкурс получает такую мощную поддержку системы моск​овск​ого образования. С каждым годом увеличивает​ся не только количество участников, но и количество компетенций, по которым оценивается мастерство конкурсантов.

Академические классы

Профильные классы с предпрофессиональным обучением научно-технологической направленности, особенностью которых является активная исследовательская и проектная деятельность обучающихся на базе научных организаций, высших учебных заведений и школ, оснащённых специализированными кабинетами. Обучение в академических классах предоставляет учащимся возможность не только проводить прикладные научные исследования, но и самостоятельно получать новые научные знания, выдвигать гипотезы и оценивать достоверность полученных результатов.

Аквариум

Упражнение, в котором учащиеся (от 8 до 15) образуют дискуссионную группу, а другие учащиеся образуют группу наблюдателей. Группа наблюдателей молча выслушивает мнения или аргументы фокус-группы по заданной теме или проблеме, не имея возможности комментировать. Если есть возможность перемещения стульев в пространстве, их можно расположить двумя концентрическими кругами. Внутренний круг будет зарезервирован для участников фокус-групп. Внешний круг будет зарезервирован для учащихся группы наблюдателей. Если учащийся из группы наблюдателей желает выступить, он может поменяться местами с уча​щимися из дискуссионной группы. Наблюдатели обсуждают на пленарном заседании услышанное и свою реакцию. Возможно, что все учащиеся соберутся вместе на этом пленарном заседании. Этот прием можно использовать и в ролевых играх.

Активный гражданин

Электронная система сбора мнений москвичей по актуальным вопросам развития столицы, в том числе в сфере образования (в системе, например, может осуществляться выбор новых направлений профессионального обучения в школе или факультативных курсов, электронная запись детей в первый класс, голосование за расписание каникул и др.).

Аналитическое наблюдение «надёжная московская школа»

Комплексный мониторинг школ по ряду управленческих, финансовых, кадровых, технологических и методических критериев, работающий в режиме начисления и вычета баллов и преследующий цель повышения уровня ответственности образовательной организации за публично принятые на себя обязательства и результаты своей деятельности. Мониторинг «Надёжная московская школа» предусматривает вычет баллов за внесение изменений в расписание занятий класса в ходе учебного. Периода, за негативное упоминание школы в СМИ, за отсутствие заключённого зарегистрированного коллективного договора и др.

Ассоциация менторов

Общественно-профессиональное сообщество наиболее успешных руководителей московских школ, целью которого является распространение опыта эффективного управления образовательной организацией, в частности, подготовка и экспертное сопровождение реализации управленческих проектов, созданных совместно с менее опытными коллегами. Представители Ассоциации менторов считают своей задачей помогать коллегам продумывать стратегию развития ОО, поддерживать и корректировать проекты, в осуществлении которых наметились трудности, а также давать импульс к рождению новых проектов.

Безопасная среда образовательной организации

Условия безопасного и комфортного пребывания обучающихся и персонала в процессе образовательной деятельности (как на территории ОО, так и за её пределами), созданные с целью сохранения жизни, физического и психического здоровья всех участников образовательного процесса. Формирование безопасной среды в ОО предполагает контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм, норм пожарной безопасности, электробезопасности, техники безопасности, обучение в области гражданской обороны, использование системы электронных пропусков и видеонаблюдения, профилактику терроризма экстремизма в молодёжной среде и мн. др.

Белая ладья

Открытые всероссийские ежегодные соревнования по шахматам среди команд общеобразовательных организаций, сформированных из школьников до 14 лет, которые проводятся с целью выявления одарённых в шахматах детей и повышения их мастерства.

Бренд образовательной организации

Совокупность целенаправленно сформированных и/или исторически сложившихся репутационных характеристик образовательной организации, связанная в сознании людей с узнаваемыми материальными атрибутами (названием, логотипом, символикой ит. п.} и позволяющая идентифицировать её в образовательном пространстве как организацию, гарантирующую высокое качество образования; материально выраженные атрибуты такой организации.

Бортовой журнал

Деятельность, которая подразумевает, что учащийся ежедневно пишет индивидуально или в группе документ, в котором собраны действия, впечатления, открытия или другие соответствующие замечания. Это может быть связано с проектным подходом, кейс-стади, перевернутым классом, обучением на рабочем месте.

Взаимообучение московских школ

Проект Департамента образования Москвы, который предполагает взаимный обмен и распространение лучших практик городских образовательных организаций в области управленческой деятельности, внедрения педагогических технологий, методик обучения и др. «Взаимообучение московских школ» даёт возможность школам поделиться с другими опытом реализации различных образовательных проектов, информировать их об использованных формах и методах, о возможных трудностях и размере затрат на осуществление проекта.

Воспитание личным (собственным) примером

Принцип, в соответствии с которым первостепенную роль в становлении личности воспитанника играют качества и поведенческие особенности воспитателя, а не декларируемые им правила.

Взаимный совет.

Техника, заключающаяся в том, что учащимся предлагается собраться небольшими группами и случайным образом обменяться между ними результатами своей работы или своего индивидуального размышления. Первоначально каждый знакомится с работой другого и оценивает ее по предоставленной преподавателем сетке критериев. Затем учащиеся делятся с группой результатами своего анализа. Этот подход можно использовать как часть лекции.

Высокотехнологичная образовательная среда

Образовательная среда, обеспечивающая эффективное взаимодействие её субъектов с техническими средствами обучения, адекватными современному уровню развития постиндустриального общества и цифровой экономики (персональными компьютерами, программным обеспечением, интерактивными и проекционными устройствами, цифровым лабораторным оборудованием, учебными тренажёрами и др.).

Геймификация

Применение в образовательном процессе игровых элементов, приёмов, технологий, свойственных компьютерным играм (например, сюжета, ролевого распределения, перехода на новые уровни, шкалы прогресса, рейтинговой системы), а также учебных компьютерных игр. Большой вклад в вовлечение слушателя вносит геймификация дистанционного курса. Даже такой простой элемент образовательной среды, кок индикатор выполнения учебной роботы, на полосе которого отображаются выполненные и невыполненные задания, может визуализировать прогресс и сделать обучение занимательным.

Город, который учит

Перифр., о Москве; город, образовательные возможности которого активно используются в обучении через посещение музеев, театров, памятников архитектуры, технопарков, встреч со специалистами в различных областях науки и культуры и др.

Гражданско-патриотическое воспитание

Целенаправленное и целесообразное воздействие на подрастающее поколение, и с тем, чтобы привить ему любовь и уважение к своему Отечеству, приобщить к национальной культуре, сформировать активную гражданскую позицию и чувство ответственности за будущее своей страны.

Гибридное обучение

Метод основан на чередовании дистанционного и очного обучения. В контексте дистанционного обучения учащиеся работают в одиночку с цифровыми ресурсами или недоступны в Интернете. В большинстве случаев письменное руководство сообщает ему, какую работу он должен выполнить, используя предлагаемые ресурсы. Таким образом, обучение лицом к лицу выполняет исключительно 3 функции: обмен информацией со сверстниками, постановка себя в ситуацию и выполнение индивидуального и коллективного действия. Другие цели связаны с восходящим и нисходящим потоком.

Головоломка

Деятельность, которая хорошо подходит для изучения теоретических понятий. Учащиеся делятся на рабочие группы. Каждому члену рабочей группы дается порция теоретического материала для изучения. Например, каждому учащемуся 1 в каждой из рабочих групп отводится часть изучаемого материала, каждому учащемуся 2 — часть и т. д. Впоследствии все учащиеся, изучившие часть 1, встречаются, чтобы сформировать группы экспертов по доверенной им части материала. Когда кажется, что понимание этого достигнуто в каждой группе экспертов, эксперты возвращаются в свою соответствующую рабочую группу, чтобы сообщить об этом. Таким образом, весь материал проходит со вниманием рабочей группы, которая, в итоге, должна обобщить его перед всеми обучающимися. Это задание аналогично заданию «Экспертные группы».

Демонстрационный экзамен по стандартам

Проводимый в рамках итоговой государственной аттестации экзамен как форма определения у студентов и выпускников уровня знаний, умений, навыков, позволяющих вести профессиональную деятельность в соответствии со стандартами.

Движение worldskills

Международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий, развитие и стандартизация профессионального образования посредством проведения конкурсов профессионального мастерства для молодых квалифицированных рабочих, студентов университетов, учащихся колледжей и старших школьников.

Дизайн образовательного пространства

Деятельность по проектированию интерьера учебного помещения, отвечающего требованиям безопасности, эргономичности, функциональности, эстетичности и трансляции культурных ценностей, а также результат этой деятельности применительно к отдельно взятой образовательной организации. Огромное значение имеет не только содержание обучения, но и дизайн образовательного пространства. Такая простая вещь, как расстановка столов и стульев, а также лёгкость, с которой можно быстро перестроиться для разных типов активности, кардинально меняют учебный процесс.

Дискуссионные субботы

Периодические встречи директоров школ, педагогов, методистов, руководителей Департамента образования города Москвы и др. для обсуждения актуальных вопросов образования.

Доверие к школе

Измеряемый посредством опросов и учёта динамики контингента обучающихся результат работы школы, в соответствии с которым последняя мыслится как надёжный партнёр общества, и прежде всего родителей, в сфере обучения, воспитания и развития ребёнка. Анализ записи детей в первый класс показал, что 68 % родителей оказали доверие школам по месту жительства.

Доступная образовательная среда

Образовательная среда, обеспечивающая комфортные психологические, материально-технические и информационные условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Технические условия являются важнейшим, а во многих случаях решающим фактором в обеспечении доступной образовательной среды.

Доступное образование

Образование, в основе которого лежит принцип равных образовательных возможностей населения вне зависимости от социального статуса учащегося, места его проживания, финансовых возможностей и физического состояния. Самая важная задача, которую мы должны решать в любых экономических условиях, — обеспечить всем российским школьникам равные возможности через получение доступного и качественного образования.

Доступность качественного образования

Принцип, в соответствии с которым любой учащийся вне зависимости от его социального статуса, физического состояния и финансового положения семьи имеет возможность получения качественного образования в шаговой доступности от места проживания.

Дебаты

Сначала учитель формулирует обсуждаемый предмет, цели дискуссии и правила. На втором этапе учащиеся обсуждают в небольших группах, чтобы усвоить тему. В конце этих первых дебатов учащимся предлагается индивидуально сформулировать свою позицию по данному вопросу. Это позиционирование может быть сделано публично путем голосования. В ходе последующих публичных дебатов от них потребуется отстаивать свою позицию, используя аргументы и контраргументы. Цель состоит в том, чтобы систематизировать идеи, обсуждавшиеся в ходе дебатов, предоставить недостающее содержание и выявить смысл проблемы.

Движущиеся дебаты

Деятельность, основанная на разделяющем утверждении и вызывающая расхождение позиций среди учащихся. Это расхождение выражается физически в пространстве.После изложения обсуждаемой учителем проблемы учащиеся делятся на две группы, с одной стороны, согласные с только что сказанным, а с другой – несогласные. Ни один учащийся не имеет права оставаться в середине (без предупреждения). После того, как каждый учащийся выбрал свою сторону, время посвящается обсуждению между учащимися каждой стороны. В конце этого первого обмена мнениями учитель просит репортера из лагеря, который хочет выступить, объяснить свою позицию. Когда одна сторона привела аргумент, наступает очередь другой стороны выразить аргумент через транспортир. Это пинг-понг. Если учащийся считает аргумент противоположной стороны действительным, он может перейти на другую сторону. Перемещение действительно подталкивает учащихся к выбору сторон и аргументов. Дебаты закрываются по взаимному согласию учащихся по истечении отведенного времени или по решению учителя. За этим может последовать пленарное заседание со всеми учащимися, чтобы подвести итоги хода дебатов и концепций, переданных во время последних.

Демонстрация

Деятельность, при которой учитель иллюстрирует или демонстрирует явление, эксперимент, операцию, процедуру, формулу, свойство, теорему, выполняя их перед собравшимися вокруг него учащимися. Он показывает, как выполняется действие, как работает устройство, как объясняется принцип и т.д. Демонстрация может быть предоставлена одному учащемуся или группе учащихся. В демонстрации именно учитель определяет, что он будет делать, в каком порядке и с какой степенью точности. Функция демонстрации состоит в том, чтобы увидеть шаги, порядок взаимосвязей или даже характеристики, которые учащимся было бы трудно понять простым объяснением. В целом, учащиеся могут свободно задавать вопросы. Этот метод можно сочетать с презентацией, дискуссией, изучением конкретного случая или проблемным обучением.

Думайте-сравните-делитесь

Техника, при которой учитель задает вопрос, чтобы привести к обсуждению. Во-первых, учащиеся отвечают индивидуально в письменной форме в течение определенного периода времени. Во-вторых, они сравнивают свой ответ со своим соседом или в небольших группах, чтобы прийти к общему решению. Учитель просит группы, выбранные случайным образом, или добровольцев представить свои идеи и ответы всем учащимся. Другие группы реагируют, дополняют друг друга. Варианты: раз-два-четыре, раз-четыре-все.

Заявки на котировки

Техника, заключающаяся в том, что учащимся предлагается привести несколько вариантов применения того, что учитель только что объяснил в письменной или устной форме. Эту технику можно использовать всякий раз, когда нужны примеры. Это позволяет проверить переносимость обучаемых.

Загадка

Техника, которая заключается в том, что в начале периода курса учащимся предлагается разгадать короткую загадку или загадку, основанную на определенном количестве основ, которые будут рассматриваться в остальной части курса, сеанса. Решение может быть дано или нет в конце курса и, при необходимости, участвовать в формирующей оценке.

Игровые технологии

Педагогические технологии, мотивационным и композиционным стержнем которых выступает обучающая игра. Игровые технологии, опирающиеся но соревновательные и творческие потребности учеников, как нельзя лучше подходят для повышения мотивации к изучению различных предметов в начальной и средней школе.

Имидж образовательной организации

Целенаправленно созданный и транслируемый посредством информационных каналов образ образовательной организации, который соответствует представлениям учащихся, родителей, общественности, государственных органов о престижности и высоком образовательном статусе учебного заведения (в том числе об эффективности учебно-воспитательного процесса, профессионализме преподавательского состава, комфортных и безопасных условиях обучения ит. п.) и тем самым позволяет повысить его привлекательность и конкурентоспособность в глазах потенциальной целевой аудитории.

Индивидуальная образовательная траектория

Способ организации учебного процесса, при котором учебная деятельность обучающегося согласуется с его собственными образовательными целями, личностными характеристиками, способностями и интересами и осуществляется при активном координирующем и направляющем участии педагогического коллектива ОО. Только школа, способная удовлетворить любую образовательную потребность учащегося, даже самую уникальную, и выстроить для него индивидуальную образовательную траекторию, может называться современной.

Инклюзивное образование

Система обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных организациях, которая предполагает их включение в процесс обучения при обязательном условии учёта их индивидуальных особенностей и состояния здоровья посредством создания доступной (безбарьерной) образовательной среды, формирования индивидуальной образовательной траектории, сопровождения тьютора и т. д.; такое обучение как принцип доступности образования для всех детей независимо от состояния их здоровья.

Институт наставничества

Система профессионального сопровождения молодых и/или не имеющих достаточного опыта педагогов или управленцев более опытными коллегами (наставниками) с целью их адаптации к практическому осуществлению профессиональной деятельности.

Интеграция образовательных организаций

Административное, юридически оформленное объединение образовательных организаций (напр., школы и дошкольного учреждения, школы и учреждения дополнительного, образования, нескольких школ ит. п.), обеспечивающее непрерывность образования, повышение его разнообразия и качества, возможность реализации инновационных программ обучения, их индивидуализации и т.д, С помощью интеграции становится возможным решить задачу объединения многих мелких и зачастую малоэффективных организаций в одно мощное учреждение, способное решать значительные образовательные задачи на более высоком организационном уровне. Институт наставничества является залогом передачи бесценного профессионального опыта, накопленного учителями за долгие годы работы, своим молодым коллегам.

Интеграция ресурсов города и системы образования

Включение образовательных возможностей города в качестве образовательных ресурсов в процесс обучения, воспитания и профориентации.

Инфографика в обучении

Способ упорядочения и представления информации большого объёма и/или сложности в виде специально организованного графического изображения, сопровождаемого текстом, — как методический приём; иллюстративный материал, созданный с помощью такого способа. Создание инфографики развивает системное мышление школьников. Она позволяет компактно разместить на ограниченном пространстве огромное количество информации и наглядно преподнести её.

Информационная открытость образовательной организации

Организационно-правовой режим функционирования образовательной организации, в соответствии с которым любое заинтересованное лицо может получить информацию о направлениях, условиях и результатах её деятельности (структуре, кадровом составе, материально-технической базе, реализуемых образовательных программах, проводимых мероприятиях и др.) прежде всего в сети интернет.

Интеллект-карта

Техника, позволяющая графически и наглядно представить проблему, идею, концепцию, график, речь, текст, классификацию. Его принцип основан на сходстве между работой мозга и иерархическим представлением идей в образе нашей нейронной сети. Интеллект-карта представляет четыре основные характеристики: основная тема расположена в центре, подтемы разветвляются по ассоциации, подобно ветвям вокруг основной темы, ветви в идеале включают изображение или ключевое слово, резюмирующее основную идею, которую оно несет, темы менее важные также представлены в виде ветвей, начинающихся с более центральных ветвей. Ветви образуют узловую структуру. Карта разума может быть персонализирована с использованием цветов, рисунков, изображений, символов, кривых и кодов. Предлагается возможность материализации и структурирования помимо планов, диаграмм, таблицы, можно использовать в контексте мозгового штурма, чтобы связать идеи вместе, сгруппировать их. Можно попросить учащихся, разделенных на подгруппы, создать коллективную ментальную карту на основе размышлений над картами, которые они составили индивидуально.

Интегративный проект

Метод, направленный на выполнение междисциплинарного проекта и мобилизацию междисциплинарных навыков. Он позволяет конкретизировать и осмыслить теоретические аспекты, увиденные заранее в рамках сессии или нескольких сессий, путем их применения в рамках разработки конкретного проекта, направленного на решение сложной проблемы. Выполнение проекта может включать установление междисциплинарных связей и развитие новых знаний с учетом экологических, социальных, этических, экономических, культурных соображений или с учетом стандартов, законов, правил и т. д. Эта работа обычно выполняется в группах. Работа разбита на несколько результатов, отражающих ход проекта. Созданные проекты разрабатываются в виде модели, чтобы быть представленными аудиториию.

К​адетские классы

Профильные классы с предпрофессиональным обучением военно-патриотической направленности, особенностью которых является углублённое изучение истории России, строевая и физическая подготовка, гражданско-патриотическое воспитание и волонтёрская работа. Внеклассная жизнь кадетских классов отличается многообразием и содержательностью. Учащиеся принимают активное участие во всех городских мероприятиях, организованных ДОгМ и Центром военно-патриотического и гражданского воспитания.

Кадровый потенциал

Реальные и потенциальные возможности кадрового состава профессионально и эффективно решать поставленные перед образовательной организацией краткосрочные и долговременные задачи, а также профессиональный уровень работников образовательной организации. Школа обязана развивать свой кадровый потенциал, обеспечивая сотрудникам возможности для профессионального роста.

Качественное образование

Образование, результаты которого максимально соответствуют потребностям и ожиданиям общества в формировании гражданской позиции личности, её профессиональных компетенций и бытовых умений. Важным требованием ко всем столичным школам является предоставление массового качественного образования, которое, в свою очередь, выступает фактором инновационного социально-экономического развития города и страны в целом.

Ключевые показатели эффективности образовательной организации.

Поддающиеся количественному измерению важнейшие характеристики деятельности образовательной организации (напр., результаты ЕГЭ и ОГЭ, результаты олимпиад, профилактика правонарушений и т.д. степень соответствия которым позволяет объективно оценить эффективность и результативность её деятельности. Обеспечение равного доступа к качественному образованию предусматривает введение оценки деятельности государственных ОО города Москвы, реализующих программы общего образования, на основе показателей эффективности их деятельности.

Комплекс «готов к труду и обороне» (сокр. ГТО)

Система физического воспитания населения Российской Федерации, направленная на популяризацию спорта и предлагающая требования к уровню физической подготовки граждан, а также предусматривающая выполнение различными возрастными группами установленных нормативов для её подтверждения.

Конвергентно ориентированная образовательная программа

Образовательная программа, отвечающая принципам конвергентного подхода к образованию (междисциплинарность, использование высоких технологий, опережающий характер освоения профессиональных компетенций.

Круглый стол

Деятельность, представляющая собой собрание, характеризующееся принципом равенства между учащимися, созываемое для обсуждения определенного предмета. Тема для обсуждения выбирается учителем и не является единогласной, иначе не было бы интереса к организации круглого стола. Для подготовки к круглому столу учащиеся должны изучить информацию по выбранной теме. Они готовят аргументы, которые будут использоваться для защиты своей точки зрения. Чаще всего именно учитель ведет круглый стол. Учащийся, способный поддерживать динамику обсуждения, может также выступать в роли фасилитатора, модератора или тайм-менеджера. Вариация: предварительно обсудить темы прочитанных и проанализированных текстов.

Конвергентное образование

Образование, основанное на интеграции нано-, био-, информационных и когнитивных наук и технологий (НБИК-конвергенция), преследующее цель формирования у учащихся целостных представлений о протекающих в материальном мире процессах. В школе формируется высокотехнологичная междисциплинарная научная среда, которая способствует совершенствованию естественнонаучного образования и формирует у учащихся самостоятельность мышления.

Конвергенция

Взаимопроникновение важнейших технологий современности (нано-, био-, информационных, когнитивных и социальных технологий), которое находит выражение в нарастании тенденций междисциплинарности школьного обучения. Дальнейшее развитие науки, образования, промышленности возможно только на основе конвергенции, взаимопроникновении наук и технологий, ведь сама природа конвергентна по своей сути.

Конкурентоспособность образовательной организации

Способность образовательной организации конкурировать на рынке образовательных услуг, обеспечивая качественное образование, привлекательные условия обучения и т. п. Конкурентоспособность школы выше, если она использует современные программы, новые технологии, если в ней преподают творческие учителя, если она может предложить своим ученикам нечто особенное, то, чего нет в других школах.

Конкурентное позиционирование образовательной организации

Комплекс действий, позволяющих образовательной организации занять преимущественную в сравнении с другими конкурентную позицию образовательном пространстве города посредством предложения ориентированных на потенциальную целевую аудиторию эксклюзивных образовательных услуг и формирования привлекательного для неё имиджа. Чтобы привлечь потенциальных учеников, стать заметной среди множества других, ОО следует позаботиться о своём конкурентном позиционировании в образовательном пространстве города.

Консолидация

Объединение ресурсов образовательных организаций, бизнеса и предприятий, направленное на создание единого и многофункционального образовательного пространства. Активная консолидация разнообразных возможностей солидных коллективов московских школ позволила им успешно начать реализовывать проекты предпрофессионального обучения.

Консолидация городского сообщества

Одна из целей московского образования, которая состоит в сплочении горожан в деле развития и процветания Москвы благодаря предоставлению всем обучающимся стартовых равновысоких возможностей, а также включению широкой общественности в систему управления школьным образованием.

Контрактный управляющий

Должностное лицо образовательной организации, ответственное за осуществление закупки, в том числе за исполнение каждого закупочного контракта, назначаемое руководителем организации в том случае, если её годовой доход не превышает 100 миллионов рублей. В соответствии со ст. 38 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Кооперация образовательных организаций

Объединение ресурсов нескольких самостоятельных образовательных организаций с целью совместной реализации образовательных программ, которое позволяет максимально использовать материальные, кадровые, учебно-методические и др. преимущества каждой из них и минимизировать их недостатки.

Корпоративная культура образовательной организации

Совокупность убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, традиций и т.п., разделяемых всеми, кто связан с функционированием образовательной организации (учителей, администрации, сотрудников, обучающихся, их родителей), обеспечивающих их эффективное взаимодействие и успешное решение образовательных задач. Корпоративная культура любой ОО должно включать в себя не только корпоративный дух и внешние корпоративные атрибуты, но прежде всего взаимное уважение друг к другу, уважение к окружающим.

Кружок от чемпионов

Общегородской проект, в рамках которого победители и призёры всероссийской олимпиады и чемпионатов профессионального мастерства Worldskills и Абилимпикс делятся практическими навыками и умениями со школьниками на площадках столичных колледжей и школ.

Лучшие практики

Наиболее успешный педагогический и управленческий опыт, заслуживающий распространения в профессиональном сообществе. Через платформу «Московская электронная школа» и учителя, и ученики, и их родители получают доступ к лучшим практикам, лучшим сценариям уроков, созданным ведущими педагогами столицы.

Лекция

Деятельность, при которой учитель, находящийся перед учащимися, делает устную презентацию, во время которой он передает свои знания, а пассивные учащиеся слушают и делают заметки. Презентация в чистом виде полностью контролируется учителем: это лекционный тип. Эта форма становится более необходимой по мере увеличения числа учащихся. В конце отводится время для ответов на вопросы учащихся.

Лаборатория

Деятельность, которая состоит в том, чтобы заставить учащихся изучить предмет или теорию, выполнить практическое применение через этапы наблюдения, экспериментирования и исследования под наблюдением учителя. Согласно этому определению, лаборатория не предназначена строго для научных дисциплин. С его помощью можно изучать явления различного рода: физические, химические, социальные, психологические и другие. Также возможно проведение лабораторных занятий по языку, естествознанию, чтению и т.д.

Массовые открытые онлайн-курсы (сокр. МООК)

Созданные одним или несколькими учебными заведениями курсы, которые размещаются на специальной интернет-платформе со свободной регистрацией и предусматривают возможность одновременного обучения большого числа людей, как одна из форм дистанционного обучения.

Мегапроёкты Московского образования

Стратегические проекты в сфере образования, реализуемые всеми образовательными организациями города: «Готов к учёбе, жизни и труду» и «Московская электронная школа». Для достижения новых результатов в Москве инициированы два мегапроекта: «Московская электронная школа» и «Готов к учёбе, жизни и труду». Первый предусматривает углублённую информатизацию в системе образования, задача второго - формирование у ученика умений и навыков, необходимых в жизни и выбранной профессии.

Медицинские классы

Профильные классы с предпрофессиональным обучением медицинской направленности, особенностью которых является углублённое изучение предметов химического и биологического профиля, а также приобретение практических умений, в том числе умений работы с современным медицинским оборудованием на базе МГМУ имени И. М. Сеченова, учреждений здравоохранения и школ, оснащённых специализированными кабинетами. Учащиеся медицинских классов не только осваивают практические навыки оказания медицинской помощи,но и проводят углублённое изучение биофизических, биохимических процессов, влияющих на состояние человека.

Междисциплинарность

Принцип обучения, заключающийся в интеграции (взаимопроникновении) различных предметных областей и рождении на их стыке новых учебных дисциплин. Обучение предпринимательству в школах позволяет реализовать принцип междисциплинарности. Школьники создают и развивают социально значимые проекты, с которыми могут работать на разных предметах — математике, информатике, экономике, географии, русском языке.

Международная программа по оцёнке образовательных достижений учащихся

Международное мониторинговое исследование, проводимое Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) каждые три года среди учащихся, достигших 15 лет, в разных странах мира с целью определения уровня функциональной грамотности школьников и оценки их способностей применять полученные в результате обучения знания, умения и навыки в условиях реальной жизни.

Международный бакалавриат

Международная организация, предлагающая учреждениям начального и среднего образования разных стран разработанные в её рамках общие для всех учебные планы, следование которым позволило бы учащимся получить образование, соответствующее европейским стандартам, и тем самым обеспечить им получение высшего и/или профессионального образования в любом учебном заведении мира, входящем в систему МБ.

Межпредметность

Принцип обучения, который состоит в интеграции (взаимопроникновении) различных предметных областей, не нарушающей автономности учебной дисциплины и обеспечивающей взаимную согласованность учебных программ по разным предметам. Межпредметность присутствует сегодня практически во всех учебных программах. Простой пример — обсуждение вопросов, связанных с искусством, при изучении русского языка и литературы.

Межрайонный совет директоров (сокр. МРСД)

Орган профессионально-общественного управления государственных образовательных организаций, назначением которого является координация их деятельности в рамках образовательного пространства нескольких близлежащих районов, развитие образования, обеспечение его непрерывности, распространение положительного педагогического и научного опыта, объединение усилий для достижения стоящих перед столичным образованием целей и т.д.

Ментор

Директор московской школы, который имеет опыт эффективного управления образовательной организацией, и в этом качестве выполняющий роль наставника для другого директора в подготовке и реализации управленческих проектов и развитии его профессиональных управленческих компетенций. Менторы - это признанные в педагогическом сообществе лидеры образования, которые готовы поделиться своим опытом и заинтересованы в повышении качества управленческой деятельности своих коллег.

Менторство

Система управленческого наставничества, суть которой состоит в передаче опыта по выработке, подготовке и реализации управленческих решений и проектов наиболее опытными и успешными директорами московских школ своим коллегам. Важным ресурсом системы столичного образования становится менторство как канал передачи управленческого опыта от руководителя к руководителю и инструмент совместного поиска новых механизмов управления современной школой.

Метапредметный подход в обучении

Подход к образованию, предполагающий обучение универсальным техникам мышления и способам деятельности, т.е. таким, которые могут воспроизводиться во время работы с любым учебным и не учебным материалом. Метапредметный подход в обучении предполагает освоение ребёнком не только системы знаний, но и универсальных способов действий, с помощью которых он сможет добывать информацию о мире.

Многопрофильный (многофункциональный образовательный комплекс)

Крупная образовательная организация, созданная путём интеграции множества учреждений (дошкольного, начального, среднего общего, среднего профессионального и дополнительного образования) и аккумуляции всех их ресурсов (финансовых, кадровых, материально-технических и др.) с целью повышения доступности качественного образования, расширения спектра образовательных услуг максимального учёта индивидуальных потребностей обучающихся. Многопрофильные образовательные комплексы Москвы создаются как принципиально новый вид ОО, где имеются все условия для разностороннего развития личности и её профессионального самоопределения.

Модульное обучение

Способ организации учебного процесса, состоящий в том, что учебная информация по определённым предметам подаётся в виде законченных блоков (модулей), освоение которых завершается диагностикой достижения результатов обучения. Укрупнение ОО и изменение её логистики привело к внедрению элементов модульного обучения - физико, математика и информатика изучаются старшеклассниками последовательными блоками.

Московская электронная школа (сокр. МЭШ)

Мегапроект московского образования, направленный на комплексное повышение использования современных технологий в школе; предполагает техническое переоборудование классов в школах-участниках проекта, внедрение библиотеки электронных материалов и электронных дневников. Один из главных мегапроектов города - «Московская электронная школа» — позволяет школьникам учиться с использованием самых современных технологических средств, аналогичных тем, которые они будут использовать при учёбе в колледжах и вузах.

Московский экскурсовод

Межведомственный образовательный проект, целью которого является обучение школьников основам профессии экскурсовода в рамках программы предпрофессиональной подготовки.

Мозговой штурм

Техника коллективного исследования большого количества оригинальных идей с целью поиска решения, ответа на вопрос, проблему. Учитель начинает с представления целей мозгового штурма и конкретных правил этой техники. На этапе выражения идей не допускаются анализ, цензура, самоцензура или критика. В специально отведенное время учащиеся индивидуально выражают свои идеи устно или письменно. Они говорят все, что приходит им в голову. Эти идеи перечислены в специальной среде. Когда все высказались или, когда время истекло, учащиеся обнаруживают идеи и коллективно классифицируют их в порядке значимости или по семейству. Все учащиеся обсуждают, чтобы усовершенствовать идеи, которые считаются наиболее эффективными. Результат появляется в ходе обменов. Этот подход может быть выполнен в несколько сеансов. Если проблема, которую необходимо решить, слишком широка, его можно разбить на подвопросы. Эта техника направлена на повышение осведомленности о творческом мышлении. Это дает возможность высказывать самые эксцентричные идеи и рассматривать проблему с совершенно неожиданных сторон.

Моделирование

Деятельность, которая характеризуется взаимодействием учащегося с ситуацией, представляющей собой упрощенную модель, лишенную несущественных элементов, а только реальность, явление, систему. У ученика есть роль, задача, миссия, определенные учителем. Цель состоит в том, чтобы позволить учащемуся изучать и противостоять различным аспектам этой ситуации, наблюдать за результатами этих действий без необходимости вступать в непосредственный контакт с реальностью. Это также позволяет получить объективное понимание реальности, что четко отличает его от ролевых игр, где доминирует субъективность. Даже если учитель организует ситуацию, которая будет использована, учащийся имеет в ней большое место, исследуя изучаемую ситуацию по своему усмотрению и вынося свое суждение. Обучаемый имеет возможность провести несколько тестов, манипулируя параметрами и наблюдая за результатами. Симуляция может проводиться учащимся или группой. Во время подведения итогов учащиеся рассказывают о том, что они испытали. Моделирование и подведение итогов идут рука об руку.

Наставничество

То же, что институт наставничества. Система наставничества направлена на создание условий для успешной адаптации молодых педагогов, их профессионального развития и личностного роста.

Образовательная логистика

То же, что логистика образовательного учебного процесса. Успешное функционирование крупных образовательных комплексов невозможно без чётко продуманной образовательной логистики.

Образовательная политика города Москвы

Сфера целенаправленного проектирования столичной системы образования государственными и общественными организациями (прежде всего Департаментом образования города Москвы), основные направления которой зафиксированы в государственной программе «Развитие образования города Москвы (“Столичное образование”)». В настоящий момент важными направлениями образовательной политики Москвы являются интеграция ОО и использование социокультурных ресурсов мегаполиса в образовании.

Образовательная среда

Намеренно созданные в каком-либо пространстве (учебном классе, учебном заведении, просветительском центре, музее, библиотеке, интернете и т. п.) условия с мощным образовательным потенциалом, характеризующиеся определёнными материально-предметной базой, учебным содержанием и стилем педагогического взаимодействия.

Образовательное пространство

Совокупность расположенных на определённой территории образовательных сред разного формата и назначения, предоставляющих возможности для многостороннего развития личности. Не только здание школы, но и вся Москва является образовательным пространством для школьников. И чем чаще мы будем выходить за стены школы, тем интереснее будет школа нашим ребятам.

Образовательные возможности города

Образовательный потенциал городских учреждений (вузов, музеев, театров, кино и др.) и других городских объектов (памятников, зданий, парков и др.), которые при эффективной организации взаимодействия с ними учащихся образовательных ресурсов.

Образовательные ресурсы

Совокупность информационных, методико-технологических, кадровых, материально-технических и др. средств осуществления образовательной деятельности. Школа сегодня выступает интегратором образовательных ресурсов города. Взаимодействие с просветительскими учреждениями, предприятиями, бизнес-структурами позволяет приблизить школьное образование к реальной жизни.

Образовательные услуги

Деятельность, осуществляемая образовательными организациями как на возмездных, так и на безвозмездных основаниях, результатом которой является интеллектуальное, нравственно- психологическое и физическое развитие учащихся.

Обучение на рабочем месте

Метод практического обучения, который обычно проводится в месте, связанном с будущим местом работы учащегося. В дополнение к совету учителя, учащийся получает пользу от индивидуального наблюдения, доверенного профессионалу в этой области. Этот человек дает ему формирующую обратную связь. За этим может последовать написание доклада и устная презентация.

Обсуждение

Упражнение, при котором учащиеся под наблюдением учителя и/или квалифицированного учащегося обсуждают коллективно или в малых группах в течение определенного времени свою точку зрения на тему, вопрос или проблему с целью уточнения своего мнения., вынесения решение Инициатива остается за учащимися, чтобы они подходили к предмету по-своему. Учитель указывает тему обсуждения и направляет обсуждение по мере необходимости. Это предполагает, что учащиеся достаточно хорошо усвоили определенные знания, поскольку именно они передают информацию. Есть три основных компонента: обмен мнениями между учащимися, содействие со стороны учителя и цель, которую необходимо достичь. Пленарное заседание со всеми учащимися может последовать, если занятие проводилось в малых группах.

Обзор новостей

Упражнение, при котором каждый учащийся делает короткую презентацию перед всеми учащимися, по крайней мере, один раз в семестр, резюмируя новостную статью по одной из тем учебного раздела. Статья предварительно одобрена (научное содержание, дата публикации, объем и т. д.) преподавателем. После презентации следует период вопросов, который позволяет уточнить некоторые аспекты статьи. Возможны различные варианты этой формулы. Презентации учащихся могут относиться, в зависимости от дисциплины, к литературным произведениям или к темам, связанным с учебным блоком.

Образовательный кластер

Форма объединения расположенных на определённой территории организаций (прежде всего образовательных, но также культурно-просветительских, научных, производственных, бизнес-структур и др.), имеющая целью инновационное развитие системы образования на базе использования возможностей и ресурсов каждой из этих организаций, а также взаимодействие образования с наукой, экономикой, социально-культурной сферой и т. д; сами такие организации. Новые территории столицы обладают высоким научным и экономическим потенциалом - вот почему они могут стать образовательным кластером, в котором главенствующую позицию займут эффективные инновационные модели образования.

Образовательный ландшафт

Общая картина образовательной инфраструктуры определённой территории, состоящая из совокупности образовательных организаций разных типов, видов и профилей, комплекса предоставляемых ими образовательных услуг, различных групп заказчиков и потребителей этих услуг, а также системы управления образованием и финансирования образовательных программ. Развитие инновационной и цифровой экономики в начале 21 века серьёзно изменило сложившийся образовательный ландшафт не только в России, но и во всём мире.

Общегородские просветительские образовательные проекты

Бесплатные и общедоступные мероприятия различной направленности и формы, организованные образовательными организациями и другими учреждениями Москвы.

Олимпиада «История и культура храмов столицы»

Городская научно-исследовательская культурологическая олимпиада, посвящённая истории, архитектуре и культуре храмов Москвы, которая проводится в целях духовно-нравственного развития учащихся, усиления их мотивации к научно-исследовательской и творческой деятельности и предполагает широкое использование потенциала московского культурно-образовательного пространства.

Олимпиада «Музеи. парки. усадьбы»

Городская метапредметная олимпиада, посвящённая культурно-историческим объектам столицы, которая проводится в целях развития творческого и научно-исследовательского потенциала обучающихся, повышения интереса к истории и культуре, усиления метапредметного аспекта школьного обучения и предполагает активное участие московских музейных учреждений и широкое использование их возможностей.

Олимпиада «Не прервётся связь поколений»

Городская метапредметная олимпиада, которая проводится с целью воспитания в школьниках патриотизма, социальной ответственности, гражданского долга, уважительного отношения к историческому наследию.

Открытая образовательная среда

Образовательная среда, построенная по принципу проницаемости границ учебного заведения за счёт использования образовательных возможностей территории, взаимодействия с другими социальными институтами, а также применения информационно-коммуникационных технологий с целью организации эффективной коммуникации субъектов обучения с окружающим миром. Создание открытой образовательной среды предусматривает работу в двух встречных направлениях: введение учащихся во внешний по отношению к школе социум и включение внешнего социума в образовательные ресурсы школы.

Открытая школа

Школа, ориентированная на расширение контактов с внешней для неё средой путём активного использования социокультурных ресурсов города, сетевого взаимодействия, социального партнёрства, повышения информационной открытости, а также: усиления общественного участия в управлении школой. Открытая школа открыта обществу, семье, городу, человеку. Она решает задачи социализации и личностного самоопределения учеников с использованием всевозможных внешних ресурсов.

Открытое образование

Образование, предоставляющее любому желающему доступ к информационным ресурсам на условиях максимальной свободы в выборе места, времени, темпа и программы обучения, которое, как правило, протекает в формате компьютерно-сетевого взаимодействия.

Открытость и прозрачность системы образования

Принцип функционирования системы образования в целом и отдельных её частей, в соответствии с которым: а) разнообразная информация (о принятии управленческих решений, реализуемых проектах, деятельности конкретной 00 и др.) доступна для ознакомления любому заинтересованному члену общества, 6) оценка образовательных результатов обучающихся, результатов деятельности ОО и её руководителя осуществляется на основании независимых мониторингов, в) предусмотрены механизмы участия общественности в работе системы и г) организована беспрепятственная коммуникация между участниками образовательного процесса - как фактор минимизации конфликтных ситуаций в сфере образования.

Открытый департамент

Один из принципов работы ДОгМ, который состоит в публичном принятии управленческих решений и обсуждении инновационных образовательных практик и работает на повышение открытости и прозрачности образования.

Проблемное обучение. Проблемный подход, APP, Проблемное обучение, PBL

Метод, при котором учитель предлагает учащимся сложную задачу, мотивирующую, реалистичную и вытекающую из их будущей профессиональной деятельности. Оригинальность этого метода заключается в том, что учащиеся не обладают знаниями, необходимыми для немедленного решения ситуации. Они должны как команда в течение одной или нескольких недель предложить одно или несколько решений проблемы. Для этого они ставят под сомнение теоретические понятия, которым ранее не обучались, и думают о решении проблемы посредством систематического подхода: в команде они знакомятся с проблемой и находят определения терминов, анализируют проблему, определяют знания, которые необходимо приобрести, классифицируют. эти знания, устанавливают приоритеты для исследований и обучения, разделяют работу и изучают индивидуально. После того, как они выполнили эти шаги, студенты встречаются снова, чтобы поделиться своими знаниями и попытаться решить проблему. Они повторяют этот процесс, пока проблема не будет решена. В рамках оценки процесс решения проблемы имеет приоритет перед самим решением.

Проектный подход. Проектное обучение, проектный подход, проектная педагогика, проектное обучение

Метод, при котором учащийся самостоятельно или в команде применяет и интегрирует набор знаний и навыков в производство конкретной работы. (прототип, модель, план вмешательства, фильм, изобразительное произведение, литературное творчество). Проект можно разбить на несколько задач. Для этого учащийся или команда должны определить характер проекта и каждую из проблем, если это применимо, определить цели и график, провести исследование, предложить несколько решений и реализовать решение, которое считается наиболее подходящим. шаг за шагом и, очень часто, оценивать его. При реализации проекта важен не предмет сам по себе, а применение метода или совокупности знаний к реальному или вымышленному проекту. Именно в качестве синтезирующей деятельности проект обретает свое полное значение. Проект может принимать различные формы, в совершенно разных масштабах, от нескольких часов до нескольких месяцев, но какой бы ни была ее форма и протяженность, учащийся имеет большую свободу действий и остается много места для реализации своих личных интересов. Этот метод можно сочетать с письменным отчетом, презентацией, сделанной учащимся или командой, или упражнениями.

Перевернутый класс

Метод, при котором большая часть обучения (понятия, концепции), доступная до очного занятия, проводится «дистанционно», возможно, с использованием технологий (например, онлайн-видео, чтение бумажных документов, подготовка упражнений, и т.д.). Учащиеся изучают индивидуально и независимо до очного занятия, чтобы посвятить очное время другим видам деятельности: мобилизации знаний, углублению определенных концепций, ответам на вопросы учащихся, а также объединению произведений, командные проекты, лабораторные работы, семинары, дискуссии и дебаты. Таким образом, очное обучение основано на деятельности и взаимодействии. Личная встреча может проходить под присмотром или без присмотра.

Презентация, представленная учащимися

Деятельность, при которой учитель распределяет между учащимися предметы, дополняющие элементы, рассматриваемые в контексте очного обучения. Эти презентации короткие и могут проходить в разное время; их можно выполнять индивидуально или в группах. Учитель следит за тем, чтобы учащиеся хорошо понимали предмет, вопросы, которые необходимо охватить, и разрабатывает соответствующий план. Он также может проверять ресурсы, используемые учащимися, прежде чем они начнут готовить свою презентацию. После подготовки учащиеся или команды по очереди представляют результаты своей работы своим сверстникам. Презентация структурирована. Во время этой презентации речь идет о передаче информации, описании или объяснении чего-либо. Цель – обогатить знания всех учащихся. Презентация может сопровождаться периодом вопросов. Этот метод можно сочетать с дебатами, проблемным обучением.

Переговоры

Деятельность, в которой учащиеся сталкиваются с полностью или частично противоположными интересами и соглашаются между собой в решении, которое оптимальным образом удовлетворяет их интересы. Переговоры могут проходить между группами или внутри каждой группы.

Портфолио

Метод, который заключается в том, чтобы попросить учащегося собрать и оценить свои достижения, навыки и способности. Учащийся должен подчеркнуть свои сильные стороны и ресурсы. Эта работа требует анализа всей его карьеры, его личного, художественного, социального, профессионального опыт и выбора выполненных постановок и, следовательно, навыков, разработанных в этом контексте. Состав портфолио находит все свое значение в рефлексивном аспекте и обучении, которое оно позволяет. Таким образом, он не всегда предназначен для совместного использования, он может быть просто инструментом, который позволит вам объяснить свою карьеру, представить себя в структурированном виде. Это портфолио может быть цифровым или нет. Он не включает в себя размышления о достигнутом обучении, что отличает его от учебного файла.

Поиск литературы

Метод личного открытия, вовлекающий обучаемого в наблюдение, анализ, проверку и обобщение понятий, понятий или правил. Учитель определяет, «в чем проблема». Учащиеся должны использовать необработанные данные и делать наблюдения в соответствии с дисциплиной. Например, исследование по истории будет вестись как историк, исследование по биологии как биолог и т. д. Учащийся является автором плана работы по согласованию с учителем. Обучение учащегося зависит, с одной стороны, от того, что среда предлагает в качестве информации, а с другой стороны, от того, что учащийся готов сохранить. На самом деле учащиеся открывают для себя то, что уже существует, но в данном случае отличается способ обучения.

Победный мяч

Совместный проект Федерации баскетбола Москвы и Департамента образования города Москвы - городской чемпионат по баскетболу среди школьных сборных команд, проводимый в рамках политики развития и пропаганды в детско-юношеской среде физической культуры и командных видов спорта, внедрения принципов здорового образа жизни и реализации курса на снижение уровня асоциального поведения подростков. «Совещание».

Предпрофессиональное обучение

Вид профильного обучения; обучение учащихся начальным умениям и навыкам в определённой профессиональной сфере, организуемое на основе использования ресурсов организаций среднего профессионального и высшего образования, научных организаций и высокотехнологичных предприятий. Целью развития и углубления предпрофессионального обучения в столичных школах открыты медицинские, инженерные, кадетские и академические (научно-технологические) классы.

Предпрофессиональный экзамен

Экзамен, проводимый по итогам обучения в предпрофессиональных (инженерных, медицинских, академических, кадетских) классах с целью независимой оценки качества подготовки обучающихся с привлечением представителей организаций высшего образования - участников проектов предпрофессионального образования. Сейчас на базе московских школ действуют медицинские, инженерные, академические и кадетские классы. Второй год подряд ребятам из этих классов предлагают сдать предпрофессиональный экзамен. Те, кто решится на данное испытание, получат дополнительно до 10 баллов при поступлении в вуз.

Предпрофильное обучение

То же, что предпрофильная подготовка. Как показывают опросы, предпрофильное обучение в школе является одной из причин сохранения контингента обучающихся по окончании 9-го класса.

Предуниверсарий

Общегородской образовательный проект, который предполагает организацию профильного обучения старшеклассников, определившихся с выбором специальности, на базе московских вузов и/или с привлечением их ресурсов.

Президентские состязания

Всероссийские спортивные соревнования, которые — в соответствии Указом Президента РФ (от 30 июля 2010 г. № 948) проводятся между школьными командами, сформированными из обучающихся одного класса, с целью вовлечения детей в систематические занятия физической культурой и пропаганды здорового образа жизни по ряду обязательных (спортивное многоборье, эстафетный бег и др.) и дополнительных (бадминтон, баскетбол, шахматы и др.) направлений.

Президентские спортивные игры

Всероссийские спортивные соревнования, которые - в соответствии с Указом Президента РФ (от 30 июля 2010 г. № 948) — проводятся между школьными командами, сформированными из обучающихся одной образовательной организации, с целью вовлечения детей в систематические занятия физической культурой и пропаганды здорового образа жизни по ряду обязательных (баскетбол, лёгкая атлетика, плавание и др.) и дополнительных (гандбол,лапта и др.) направлений.

Проблемное обучение

Совокупность методов и приёмов, направленная на моделирование в процессе обучения проблемных задач и ситуаций, стимулирующих учащихся к самостоятельному творческому поиску, в ходе которого - при поддержке учителя - приобретаются необходимые знания, умения и навыки.

Проектная деятельность

Форма урочной и внеурочной деятельности, реализуемая на принципах проектного обучения, результатом которой является создание реального продукта. Проектная деятельность обучающихся реализуется в учебном процессе как в виде создания мини-проектов, выполняемых в ходе урока, так и в виде крупных межпредметных проектов, длящихся год и больше.

Проектное обучение

Педагогическая технология, состоящая в обучении через решение учащимися личностно значимых практических задач под руководством преподавателя (или тьютора), выполнение которых, имея целью создание конкретного конечного продукта, способствует приобретению и углублению знаний на предметном и межпредметном уровнях, формированию навыков самостоятельной работы с информацией, планирования и организации деятельности, работы в коллективе и др. В настоящее время известные вузы начали активно внедрять проектное обучение со школьниками, стараясь сделать так, чтобы дети заразились желанием создавать и изобретать что-то самостоятельно.

Профессиональная среда

Общегородской проект, в рамках которого колледжи Москвы проводят открытые лекции, семинары и мастер-классы с целью профориентации школьников.

Профессиональное обучение без границ

Проект Департамента образования города Москвы, который преследует цель ранней профессиональной социализации и позволяет школьникам пройти подготовку на базе профессиональных учебных заведений.

Профессиональное обучение школьников

Обучение школьников по программам профессиональной подготовки рабочих и служащих на базе профессиональных учебных заведений, которое позволяет получить соответствующую профессию и, наряду с аттестатом об общем образовании, официальный документ о её получении с присвоением квалификации — как один из способов повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда.

Профессиональные пробы

Форма практико-ориентированной учебной деятельности в рамках предпрофильного, профильного и предпрофессионального обучения, направленная на знакомство учащихся со спецификой конкретных видов профессиональной деятельности и способствующая сознательному выбору направления обучения и будущей профессии. Внедрение профильного и предпрофессионального обучения предполагает прохождение учащимися профессиональных проб в условиях реальных профессиональных сред.

Профильное обучение

Система обучения в старших классах на принципах специализированной и/или углублённой подготовки по определённым направлениям (профилям), включающим комплекс дисциплин одной или нескольких взаимосвязанных областей деятельности, которые обучающиеся выбирают в соответствии со своими способностями, возможностями и приоритетами, что позволяет им выстроить индивидуальную образовательную траекторию и определиться с выбором будущей профессии.

Ранняя профилизация

Комплекс образовательных мероприятий (психологические тестирования, обучение по программам дополнительного образования, элективные курсы, внеурочная деятельность ит. п.), целью которых является помощь учащимся 1-9-х классов в выборе профиля обучения в старшей школе.

Ресурсы сообщества

Деятельность, которая использует и использует источники обучения, предлагаемые окружающей средой: приглашенные или приглашенные специалисты, прогулки на свежем воздухе (промышленность, фабрика, офис), богатство окружающей среды (водотоки, полезные ископаемые), артефакты (музей) ,чтобы разнообразить источником информации, используйте информацию, недоступную другим способом, и открывайте для себя богатства окружающей среды. Эти ресурсы содержат вопросы и опыт и направлены на сопоставление знаний учащегося с этими реалиями. Деятельность может сочетаться с проблемным обучением, изучением конкретных случаев, стажировкой или презентацией учащихся.

Результативность деятельности работы образовательной организации

Степень соответствия реальных результатов, достигнутых образовательной организацией за определённый отрезок времени, ожидаемым и запланированным результатам, которая определяется значением ряда ключевых показателей (результаты промежуточных и итоговых диагностик, достижения на олимпиадах, участие в различных мероприятиях и др.); высокая степень такого соответствия. Рейтинг вклада столичных школ в качественное образование московских школьников является признанным в педагогическом сообществе инструментом измерения результативности школ.

Родительский клуб

Форма взаимодействия образовательной организации и родителей обучающихся, имеющая целью повышение компетенций родителей в области педагогики и детской психологии, оказание помощи в вопросах воспитания и обучения, создание единой воспитательной среды на базе эффективного сотрудничества образовательной организации и родителей; конкретные формы такого взаимодействия: лекции, консультации, беседы и др. мероприятия.

Решение проблем

Упражнение, при котором учащиеся пытаются решить более или менее сложную задачу, используя различные знания. В начале предоставляется минимум информации для контекстуализации проблемы. Учащиеся должны обрабатывать имеющуюся информацию в группе и искать дополнительную информацию, чтобы найти решение, которое кажется им наиболее подходящим. Возможны несколько решений. Решаемая проблема требует не овладения или приобретения специальных или новых знаний, а обработки информации, уже имеющейся у членов группы. Это отличается от прикладного упражнения, которое деконтекстуализировано, мобилизует элементарные ноу-хау и имеет только одно возможное решение.

Российское движение школьников (сокр. РДШ)

Общероссийская добровольная детско-юношеская организация, преследующая цель всестороннего развития и воспитания подрастающего поколения на основе присущей российскому обществу системы ценностей и ведущая деятельность в четырёх направлениях: военно-патриотическом, информационно-медийном, личностного развития и реализации гражданской активности.

Ролевые игры

Деятельность, направленная на представление ситуации, навеянной повседневной жизнью или сфабрикованной с нуля. Учитель распределяет роли, которые учащиеся должны имитировать. Каждый ученик играет свою роль, ставя себя на место своего персонажа. Интерпретация роли персонажа в гипотетической ситуации позволяет лучше понять мотивы, оправдывающие поведение. Ролевая игра отличается от симуляции субъективным характером предлагаемого видения реальности. Учащийся интерпретирует роль спонтанно и имеет большую свободу действий в отношении того, как интерпретировать эту роль.

Самообследование образовательной организации

Проводимый образовательной организацией анализ основных показателей её деятельности, который позволяет оценить качество и эффективность работы образовательной организации и определить направления, по которым возможно её улучшение. Самообследование ведёт к выявлению благополучных и проблемных областей в жизни школы, что позволяет определить направления работы по повышению. эффективности образовательного процесса.

Самопрезентация

Форма и процесс представления собственного образа педагогом, коллективом, организацией с целью создания у целевой аудитории (работодателей, коллег, обучающихся, родителей ит. д.) положительного представления о себе как о субъекте, обладающем всеми необходимыми для данной сферы деятельности профессиональными качествами.

Свидетельство о профессии

Документ, выдаваемый школьнику по итогам освоения программы профессионального обучения, подтверждающий его квалификацию и дающий право заниматься соответствующей профессиональной деятельностью. На торжественной линейке, посвящённой окончанию учебного года, каждому кадету 7-го класса будут вручены свидетельства о профессии рабочего, должности служащего с присвоением 3-го разряда.

Семейный детский сад

Структурное подразделение государственной ОО (прежде всего детского сада),организованное в многодетной семье и расположенное по месту её проживания, в котором воспитывается от трёх до пяти детей дошкольного возраста под руководством родителя, выполняющего функции воспитателя (при методической поддержке дошкольного учреждения) и получающего за это заработную плату, - как форма поддержки многодетных семей государством. Образовательное учреждение, к которому прикрепляется семейный детский сад, предоставляет мебель, канцелярские товары, игрушки и прочие принадлежности для образовательных целей. Кроме того, группа семейного детского сада может посещать физкультурные, музыкальные занятия, а также занятия с психологом вместе с другими детьми.

Сетевое взаимодействие образовательных организаций

Совместная деятельность объединённых в сеть образовательных и иных организаций, с целью которой является индивидуализация обучения посредством реализации профильных и дополнительных образовательных программ на принципах равного (прямого и/или удалённого, виртуального) доступа обучающихся ко всей совокупности имеющихся у данных организаций образовательных ресурсов.

Смешанное обучение

Обучение, основанное на сочетании форм традиционного аудиторного обучения и электронного обучения. Практика смешанного ‘обучения предполагает использование современных информационных технологий, гаджетов и ресурсов «Московской электронной школы» на традиционных уроках. Это помогает разнообразить программу, сделать процесс обучения более наглядным, а также мотивировать учащихся.

«Совещание»

Техника, заключающаяся в том, что учащиеся работают в группах над конкретным вопросом. Учащиеся объединяются в группы от 3 до 6 человек на эпизод продолжительностью от 3 до 7 минут максимум. Каждая группа обменивается с целью выполнения задания, выполнения действия, решения проблемы или вопроса, поставленного учителем. Один докладчик на группу подводит итог работы своей группы для всех учащихся. Это может быть продолжено коллективным обсуждением.

Социокультурная среда

Совокупность макро- и микро-условий территории, сформированных принятыми в данном сообществе нормами социального взаимодействия, духовно-мировоззренческими установками (традициями, обычаями, религиозными предпочтениями) и вещно-предметным окружением (городским дизайном, архитектурными формами, музеями, театрами, памятниками и др.).

Социокультурные ресурсы города

Совокупность культурных объектов и мероприятий города, использование которых в образовательном процессе способствует активному включению ребёнка в социальные и культурные связи общества.

Специализированный центр компетенций

Аккредитованная Союзом Wordskills площадка, чаще всего действующая на базе колледжа или техникума, которая, имея необходимое оборудование и достаточное количество квалифицированных экспертов, выступает в качестве центра развития профессиональных сообществ Wordskills по одной или нескольким компетенциям.

Столичное образование

Государственная программа Правительства Москвы, направленная на создание условий для социальной и образовательной успешности жителей столицы, которая предусматривает дальнейшее развитие системы образования на всех уровнях, обеспечение его качества, доступности, совершенствование управления, усиление интеграции с социокультурными ресурсами столицы и др. направления.

Субботы московского школьника

Масштабный общегородской образовательный и просветительский проект ДОГМ, охватывающий серию тематических проектов («Университетские субботы», «Инженерные субботы», «Спортивные субботы», «Арт-субботы», «Т-субботы», «Субботы мужества», «Профессиональная среда» и др.), в рамках которых школьники на базе колледжей, вузов, музеев и других столичных учреждений знакомятся с различными профессиональными областями, культурой и историей России, посещают спортивные мероприятия, развивают творческий потенциал и др.; отдельное мероприятие, проводимое в рамках этого проекта.

Техносфера образовательной организации

Высокотехнологичная образовательная среда лабораторно-исследовательского комплекса, в котором учащиеся входе взаимодействия с современным профессиональным оборудованием получают практические умения и навыки в области определённой специальности.

Техносфера современной школы

Проект, целью которого является демонстрация в формате выставки перспективных технологических инноваций (интерактивных столов, технологий виртуальной и дополненной реальности, цифровых лабораторий и др.) для современной образовательной системы.

Тьютор

1) педагог-консультант, который предоставляет помощь учащимся в профессиональном самоопределении, выстраивании индивидуальной образовательной траектории и организации их внеурочной активности ; 2) в рамках инклюзивного образования — педагог, сопровождающий ребёнка с ограниченными возможностями здоровья во время учебного процесса и предоставляющий ему разнообразную помощь в организации обучения и социального взаимодействия. Обычно на начальном этапе адаптации более 50 % учебного времени ребёнок с аутизмом проводит в общеобразовательном классе, получая необходимую поддержку тьютора в выполнении учебных заданий и выстраивании общения с одноклассниками; 3) преподаватель-консультант, который обеспечивает методическую поддержку учебных курсов в цифровой образовательной среде: (проводит индивидуальные и групповые консультации, проверяет и комментирует письменные домашние работы, проводит онлайн-семинары и др.).

Тренировочная игра

Занятие, в котором игра используется в учебных целях. Есть игроки, правила, которым нужно следовать, и цель, которую нужно достичь. В игре можно сталкивать отдельных людей или команды друг с другом или бросать вызов одному человеку для выполнения задачи. Игра может вести к соперничеству (конфронтация с другими игроками), кооперации (поставить всех вместе в конфронтацию с другими силами) или кооперации (смесь сотрудничества и конкуренции; вы сотрудничаете со своей командой и соревнуетесь с другими командами). Учитель может согласиться с тем, чтобы игроки изменили правила игры, при условии, что результаты обучения будут достигнуты в конце игры. о понятиях, передаваемых через игру.

Тематическое исследование

Деятельность, в которой учащиеся должны найти решение проблемной ситуации, близкой к реальной ситуации, требующей решения. Дело чаще всего принимает форму письменного документа. Первый этап позволяет узнать о кейсе и проанализировать его. Анализируемая ситуация может включать в себя все виды информации: факты, события, чувства, ожидания, привычки, отношения, цели заинтересованных сторон, описание среды, данные, цифры, таблицы и т. д. Однако решение дела не должно быть основано на каком-либо суждении, какой-либо ловушке, какой-либо предварительной интерпретации фактов. С другой стороны, это связано с формулированием гипотез. Второй этап состоит из постановки проблемы. Последний этап включает в себя формулировку предлагаемого решения, то есть формулировку решения. Кейс-стадии позволяет обнаружить свойства, формул или предположений, а также для вывода правил или принципов, применимых к подобным случаям. Он особенно подходит для обучения диагностике, предложению решений и принятию решений. Это позволяет применять теоретические или абстрактные знания, полученные заранее или во время самого тематического исследования.

Турнир

Деятельность, связанная с соревнованием между учащимися. Турнир обычно проходит в два этапа: сначала изучение содержания, затем формирование команд для проведения турнира. Это деятельность, которая существует только командой и для команды. Турнир представляет собой формулу, основная функция которой заключается в улучшении обучения в контексте конкуренции, интереса и активного участия учащихся.

Управление образовательной организацией

Система скоординированных (административных, образовательных, финансово-хозяйственных и др.) действий, направленных на достижение стоящих перед образовательной организацией задач.

Учебная запись

Метод отслеживания работы, достижений или обучения, выполненных учащимся за определенный период времени. Он включает в себя размышления о достигнутом обучении. Дает возможность свидетельствовать о достижениях и прогрессе обучаемого в его достижениях и его курсе обучения. Он определяет сильные и слабые стороны учащегося, а также пути профессионального развития. Обычно он состоит из четырех частей: -описание содержания (объяснение структуры, выбор частей и т. д.) -анализ достижений учащегося с точки зрения достигнутого обучения и сформированных навыков -объективная и реалистичная демонстрация своего прогресса (сильные стороны и аспекты, которые необходимо улучшить) -перспектива по аспектам обучения, которые необходимо углубить. В приложении учащийся прикрепляет достижения, которые он выбрал для поддержки и иллюстрации своего самоанализа. Он также может служить средством оценки обучения с помощью продуктов и размышлений, которые накапливались на протяжении всего процесса обучения.

Углубленный вопрос

Для учителя задача состоит в том, чтобы задать вопрос учащимся либо для краткого изложения презентации, либо для решения простой проблемы, которую позволяет решить прослушивание презентации, либо для выражения мнения, позволяющего углубить тему презентации. презентация. Предложите всем учащимся найти ответ (резюме, элементы решения, мнение) на вопрос, дав им на это необходимое время (2–3 минуты). Выберите учащихся случайным образом и предложите им поделиться результатами своих размышлений со всеми учащимися.

Управленческая команда образовательной организации

Группа работников образования, которые объединяются для реализации долговременных или краткосрочных проектов, работа которых осуществляется на принципах гибкого распределения ролей, осознания ответственности, общих целей, коллегиальности, продуктивного взаимодействия и взаимодополнения, использования опыта, инициативности и творческого потенциала каждого из членов, что позволяет достигнуть высоких результатов в решении задач и оптимизировать возможные административные сложности.

Управленческий проект

Система управленческих решений и мероприятий, направленных на достижение определённого результата, которая обычно предлагается руководителем образовательной организации и/или его управленческой командой для реализации целей образовательной организации.

Управляющий совет образовательной организации (сокр. УС)

Коллегиальный орган управления образовательной организацией, формируемый из представителей государственных органов, органов местного самоуправления, её руководителей и представителей общественности (педагогов, родителей, обучающихся и др.), кооптированных членов, назначением которого является совместная работа по определению целей деятельности и путей развития образовательной организации, а также принятие практических решений, касающихся её функционирования и совершенствования.

Учебно-исследовательская деятельность

Форма урочной и внеурочной работы, целью которой является формирование у учащихся исследовательского навыка как универсального способа освоения действительности, а содержанием — приобретение субъективно нового знания в ходе решения теоретической и/или прикладной задачи в соответствии с основными этапами исследования (постановка проблемы, целеполагание, формулирование гипотезы, выбор методов, обобщение результатов и др.)

Учебный образовательный квест

Игровая технология сюжетно-ролевого и приключенческого характера, используемая, как правило, для организации внеаудиторной работы учащихся и предполагающая их перемещение по заданным локациям и решение различных интеллектуальных задач (головоломок).

Финансово-хозяйственная самостоятельность образовательной организации

Законодательно установленное право образовательной организации самостоятельно распоряжаться выделяемыми (субсидиальными} и заработанными средствами и имуществом в зависимости от реальных нужд организации, формы и объём которых зависят от правового (т. е. бюджетного или автономного) статуса организации.

Формульное финансирование

Система финансирования различных образовательных организаций, которая предполагает расчёт выделяемых на осуществление образовательного процесса средств по определённым формулам, в которых учитывается количество обучающихся (ключевой параметр) и различные нормативы затрат, исчисляемые исходя из особенностей и возможностей конкретного региона и нек. др. характеристик.

Формальность финансирования

Принцип формирования системы финансирования образовательных организаций, который предполагает расчёт объёма выделяемых образовательной организации средств по определённым формулам, основным параметром в которых является количество обучающихся.

Функциональная грамотность

Способность решать задачи прикладного характера, применяя имеющиеся знания, умения и навыки как в рамках одного предмета, так и на метапредметном уровне, и проявляя при этом достаточную степень социальной, бытовой, научной ит. п. адаптивности.

Ценности московской системы образования

Совокупность целевых установок и идеалов, определяющих принципы функционирования системы столичного образования и векторы её развития (открытость, доступность качественного образования, здоровьесбережение, технологическая модернизация, профессиональная ориентация, использование ресурсов города и нек. др.).

Циклограмма

Подробная программа циклически повторяющейся в течение определённого срока деятельности с указанием времени осуществления каждого из её отдельных элементов, составных частей — как способ рациональной организации такой деятельности и управления ею. Современный директор школы планирует свою деятельность в форме недельной или месячной циклограммы, распределяя мероприятия по основным направлениям своей деятельности.

Цифровая образовательная среда

Локализованная в сети интернет образовательная среда, содержащая разнородный массив информационных образовательных ресурсов в цифровом формате. Вопрос развития цифровой образовательной среды активно обсуждается педагогами и вызывает большие споры, поскольку для школы очень важно не утратить живую связь ученика и учителя.

Цифровые образовательные ресурсы (сокр. ЦОР)

Информационные образовательные ресурсы (текстовые, текстографические, визуальные, аудиовизуальные, мультимедийные и др.), разработанные на базе компьютерных технологий и существующие в цифровом (а не любом другом) формате. Использование цифровых образовательных ресурсов на уроке позволяет визуализировать теоретический материал с помощью видеофрагментов и схем.

Человеко​-кружок

Показатель измерения численности обучающихся по программам дополнительного образования, соответствующий количеству детей, осваивающих конкретную программу дополнительного образования.

Школа новых технологий (сокр. ШНТ)

Совместный проект Департамента образования и Департамента информационных технологий города Москвы, созданный с целью содействия IT-модернизации столичного образования и предполагающий серию мероприятий (конкурсов, экскурсий, вебинаров и др.) по использованию инновационных технологий в сфере образования.

Электронная образовательная среда

Образовательная среда, объединяющая всех участников учебного процесса (администрацию, педагогов, учащихся, родителей) в интернет-пространстве и обеспечивающая доступ к образовательным и библиотечным ресурсам учебного заведения, электронному документообороту, средствам внутреннего мониторинга и др.

Электронные образовательные ресурсы (сокр. ЭОР)

Информационные образовательные ресурсы (текстовые, текстографические, визуальные, аудиовизуальные, мультимедийные и др.), воспроизводимые с помощью аналоговых и цифровых электронных устройств; в настоящий момент — то же, что цифровые образовательные ресурсы. Но платформе «Московская электронная школа» размещена коллекция электронных образовательных ресурсов, в неё входят электронные учебники и учебные пособия, интерактивные тесты и задания, видеоуроки, готовые сценарии уроков и др.

Экспертная группа

Упражнение основано на четырех коротких текстах, заранее подготовленных учителем, которые резюмируют четыре аспекта предмета. Каждый учащийся индивидуально читает один из четырех текстов. Затем все учащиеся делятся на четыре группы «экспертов», каждая группа экспертов состоит из учащихся, прочитавших один и тот же текст. В группах экспертов следует обсуждение для выяснения непонятых моментов, при необходимости с помощью учителя. Группы экспертов разделяются и формируются команды из четырех учащихся, состоящие из экспертов по каждому из аспектов. По очереди каждый эксперт объясняет остальным членам дискуссионной группы содержание изученного им текста. На пленарном заседании учитель дает обратную связь и просит эксперта по каждому аспекту представить то, что они узнали, с помощью разъяснений от других экспертов в своем предмете и от учителя.

Электронная урна для голосования, мини-викторина

Техника, состоящая в подтверждении мнения или понимания учащихся путем подачи вопросов, которые могут стимулировать обратную связь от учащихся в контексте лекции. Обычно это вопросы с несколькими вариантами ответов. Отображается вопрос и различные варианты ответа. Голосование может проводиться с использованием цифровых инструментов, таких как электронные ящики для голосования, а также с использованием цветной бумаги или поднятием рук. Учитель читает ответы и может предоставить элементы, чтобы прояснить моменты, которые были неправильно поняты учащимися.

Юнармия

Всероссийское детско-юношеское движение, действующее в рамках Российского движения школьников и преследующее цель гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения посредством изучения военно-исторического наследия страны, знакомства с основами военной подготовки, приобщения к военно- техническим знаниям и др.

TIMSS (Trends international mathematics and science study)

Международное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования в школе, проводимое Международной ассоциацией по оценке учебных достижений каждые четыре года среди учащихся 4-х и 8-х классов (общеобразовательная подготовка по математике и естественнонаучным предметам), а также среди учащихся 11-х классов (углублённая подготовка по математике и физике).

​​