Центр перспективных исследований и разработок в сфере образования

Киселёва Наталья Ильинична

Директор центра

(499)943-1402

​​​​​25.04.2023 года Центр перспективных исследований и разработок в сфере образования провел Межвузовский круглый стол «Легко ли быть преподавателем: вызовы, риски и возможности» в рамках которого около 40 экспертов из различных вузов, в том числе из Финансового университета при Правительстве РФ и его филиалов (Благовещенский, Владикавказский и Уральский), МГУ имени М.В. Ломоносова, УрФУ имени Б.Н. Ельцина, МГТУ «СТАНКИН», ФГБОУ ВО Мичуринского ГАУ и ОГБУ ДПО Курского института развития образования обсудили ряд важных вопросов, связанных с современными вызовами, стоящими перед преподавателями.


​​

В ходе обсуждения подняты ипроанализированы различные вопросы, включая использованиецифровых технологий в образовательном процессе, игровые технологии и актерские навыки, а также проблемы коммуникации между студентами и преподавателями. Участники также обсудили методы преодоления конфликта поколени​​й и развитие системы наставничества в преподавательской среде.

 
Директор Центра перспективных исследований и разработок в сфере образования к.с.н., доцент Киселёва Наталья Ильинична обратилась с приветственным словом к участникам и подчеркнула, что роль университетов в подготовке высококачественных кадров для рынка труда остается очень важной в условиях формирования новой системы высшего образования в России и вызовов, стоящих перед экономикой страны, а также что особое внимание уделяется кадровым возможностям учебных заведений. Работа в системе образования считается обществом более престижной нежели 10 лет назад. В вузы стали приходить преподаватели-практики и выросла доля молодых исследователей. Однако не у многих получается задержаться на преподавательских должностях в вузах, уходя через полгода или год работы. В последние годы активно стали формироваться группы преподавателей, которые совмещают вуз с основной (не научно-педагогической) работой.

 
Кроме того, на круглом столе выступили другие спикеры, которые поднимали вопросы, связанные с современным преподавателем и его роли в сфере образования, о том, как ​повышать вовлеченность студентов с помощью ЦОТ на занятиях по страховым дисциплинам, а также о том, как ЭУК может быть использован в качестве инструмента повышения эффективности преподавания.​

 
Круглый стол стал важным мероприятием для всех, кто интересуется современными вызовами в сфере образования и желает быть в курсе последних тенденций и инноваций в этой области. Участники круглого стола смогли обменяться мнениями и опытом, выработать новые идеи и подходы, которые могут быть использованы для улучшения образовательного процесса в России.

В заключении сформулированы следующие вызовы для преподавателей и пути их преодоления:

​​ Вызо​вы Пути преодоления
1 Цифровизация и развитие информационных технологических вызовов ​Активная адаптация и поиск новых механизмов, позволяющих закрепить свой статус в системе образования. Расширение роли преподавателя как наставника для своих студентов и слушателей. Владение различными инструментами для коммуникации в цифровой среде, где ведущая роль должна отводиться корпоративным формам правил деловой переписки (например, в Финансовом университете этим инструментом является корпоративная почта).
2 Репутационная незащищенность преподавателей Абстрагироваться от репутационных издержек связанных с мнением студентов, опубликованных на неформальных ресурсах. Активное взаимодействи​е с администраторами ресурсов, где публикуют отзывы о преподавателях. Информационные провокации – это не только репутационные риски для преподавателей, но и вызовы для вуза в целом.
3 Повышение вовлеченности студентов в учебный процесс Существуют социально-психологические особенности нынешнего поколения, а также давление социально-экономических условий. Поэтому активно формировать профессиональную социализацию студентов, понимать потребность студентов получать те знания, которые можно быстро монетизировать.
4 ​Поиск истинных научно-профессиональных знаний ​Сложно вовлечь студентов, если преподаватель не универсал, обладающий актуальными знаниями и навыками - систематический личностный и профессиональный рост.
​​5 Отсутствие целенаправленного учета специализации и интересов преподавателей ​Систематический анализ научных интересов преподавателей со стороны администрации кафедр/департаментов. Разработка механизма снижения аудиторной нагрузки за счет расширения учебно-методической и научной. Формирование гибких форм моделей работы преподавателей: преподаватель-лектор, преподаватель-методист, преподаватель-исследователь, универсальные преподаватель. Подобная гибкая модель позволяет снизить риск профессионального выгорания и оптимизирует потребности кафедр/департаментов/ институтов. Расписание преподавателей – это отражение отношения администрации вуза к своим сотрудникам, определяющее не только настроение преподавателей, но и формирующее уровень качества образования.

​​​
​​​