13 октября Институт онлайн-образования совместно с библиотечно-информационным комплексом Финансового университета при Правительстве РФ и издательством «Лань» провёл первую Всероссийскую научно-методическую онлайн-конференцию «Цифровые следы в образовании». Мероприятие получилось масштабным: за сутки Youtube-трансляцию конференции просмотрели 4 309 слушателей (на 16.00), в «онлайне» к конференции в Zoom подключилось 275 участников, а Youtube-трансляцию смотрели более 800 участников.  

Конференция строилась вокруг вопросов: «Цифровые следы – реальный инструмент, которым будут пользоваться в современном и будущем образовании, или это дань скоротечной моде и через пару лет все об этом забудут? Действительно ли их изучение поможет повысить качество образования? Как библиотеки могут помочь университетам в этой работе?». Каждый из спикеров конференции дал свой ответ на поставленные вопросы.   

Галина Васильевна Можаева, кандидат исторических наук, доцент, директор Института онлайн-образования, в своём вступительном слове отметила: «Пандемия погрузила нас в одну из версий будущего – мир тотальной цифровизации. В нём человек не только сравнивает свой цифровой опыт с реальным, но и начинает анализировать его элементы в целом. Некоторые неслучайно называют их «цифровыми следами». На современном этапе развития, в условиях открытости знаний и высокой скорости обновления информации переосмысливается их значение для персонализированной образовательной среды и роль в эффективной научной, управленческой, образовательной деятельности вуза. Сегодня цифровая среда позволяет анализировать данные в системах управления учебным процессом, в социальных сетях и поисковых системах и, наконец, в электронных библиотеках».   

Галина Васильевна сделала особый акцент на роли библиотечно-информационных систем: «Идея данного мероприятия – определить потенциал библиотечно-информационных комплексов, электронных библиотек, как важнейших элементов цифровой образовательной среды, способствующих сбору данных, интегрирующихся в цифровой след студентов и преподавателей. Складываются предпосылки для включения в эту работу новых участников для создания комплексной модели цифровых следов. Среди них, прежде всего, видятся университетские библиотеки. Мы сегодня готовы говорить об их переходе в активное состояние решения задач, связанных с запросами и потребностями цифровых образовательных сред вуза, а также определения методов и инструментов работы с цифровыми следами».  

 

Конференция состояла из двух частей. В первой части Финансовый университет при Правительстве РФ проводил экспертную сессию представителей вузовского сообщества, в рамках которой обсуждалось, какие цифровые следы нужны университетам, методика их сбора, а также возможности повышения качества образования. Вместе с Галиной Васильевной сессию модерировала Александрова Людмила Дмитриевна, заместитель директора Института онлайн-образования.  

 

С приветствием участников выступили Алексей Анатольевич Аносов, проректор по цифровизации Финансового университета при Правительстве РФ, и Сергей Геннадьевич Дарий, директор издательства «Лань». Алексей Анатольевич в своем выступлении отметил: «Несмотря на то, что пандемия действительно изменила окружающую нас реальность, очень здорово, что вопросы цифрового следа остались актуальными. Ведь, на наш взгляд, именно вокруг формирования, накопления и анализа цифровых следов формируется вся повестка цифровизации образования».  

Вторая часть, модерируемая издательством «Лань», была посвящена экспертному диалогу работников вузовских библиотек. Участниками обсуждались возможности библиотечного центра как «аккумулятора» и единого поставщика сводных данных о цифровых следах преподавателя и студента в образовательную среду вуза. В числе спикеров была Чекалина Татьяна Александровна, заведующий Лабораторией онлайн-обучения и анализа данных в образовании Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Татьяна Александровна, рассказывая о деятельности Лаборатории, отметила: «Мы используем несколько инструментов для анализа данных. Например, при расчёте активности преподавателей в LMS Moodle мы берём во внимание сколько студентов и какое количество курсов они ведут, какова степень активности преподавателя по созданию контента и сопровождению студентов и, с другой стороны, какова активность студентов по его просмотру и выполнению заданий. И таких факторов ещё довольно много. В рамках проекта «Цифровая мастерская преподавателя» мы рассматриваем доступные инструменты для сбора цифровых следов, рассказываем о том, как помочь преподавателям грамотно пользоваться цифровыми следами для повышения качества образовательного процесса»  

Насыщенная пятичасовая программа оставила положительные эмоции у всех участников. Об этом свидетельствуют позитивные комментарии на YouTube 

  • «Спасибо огромное! Интересный, профессиональный, а главное НЕРАВНОДУШНЫЙ подход к реальности!»;  

  • «От Донского государственного технического университета, от психологов огромное спасибо. Наше поле продолжает расширяться»;  

  • «Третий час устойчивого интереса к заявленной проблематике –это дорого стоит!»; 

  • «Спасибо спикерам за актуальную информацию и интереснейшую дискуссию!». 

В течение мероприятия участниками не раз было высказано желание сделать подобную конференцию традиционной. В конце мероприятия организаторы учли пожелания и договорились, что Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция «Цифровые следы в образовании» будет проходит ежегодно 

Благодарим библиотечно-информационный комплекс Финансового университета и издательство «Лань» за плодотворную, полезную и интересную совместную работу!  

До встречи на следующей конференции!