История Института

​​​​​​Проблема развития дистанционного образования актуализировалась в Финансовом университете к 2002 году и стала рассматриваться гораздо шире, чем первоначально. Если сначала речь шла об элементах дистанционного обучения, как о возможной форме получения образования, то постепенно элементы дистанционного образования стали достаточно широко применяться практически во всех крупнейших отечественных и зарубежных вузах и в традиционных формах. С учетом интенсивного развития информационных технологий изменился и сам образовательный рынок, и образовательная среда, в рамках которой реализовывался процесс обучения. Мировые и отечественные тенденции все ярче показывали, что будущее за гибкими моделями образовательного процесса, в котором активно используются различные средства, методы и технологии, включая дистанционные образовательные технологии.

Учитывая все эти факторы и мнение университетской научной общественности, Ученый Совет в 2002 году решил провести научно-исследовательскую поисковую работу о поэтапном внедрении в образовательный процесс элементов дистанционных образовательных технологий. Научным руководителем по созданию системы дистанционного обучения был назначен профессор М.А. Эскиндаров. Для организации дистанционного обучения была выбрана модель открытой системы. 

Принцип открытости образования означал свободу зачисления и составления индивидуального учебного плана, а также свободу места, времени и темпов обучения. 

v0.png

Основу открытого образования должна была составить детально разработанная информационно-образовательная среда, в которой обучаемый смог бы ориентироваться самостоятельно. ​​​

Для решения этих научно-практических проблем в 2002 году и был создан Институт открытого образования, который затем был преобразован в Факультет открытого образования. Директором Института, а затем и деканом факультета был назначен доцент А.Н. Ланских. А.Н. Ланских был деканом факультета до 2011 года. После его перехода на другую работу деканом был назначен доцент В.К. Сергеев, затем около года им являлся профессор В.М. Смирнов.

​ ​v -5.png

Перед факультетом стояла сложнейшая задача: создать систему дистанционного обучения и систему практического применения в учебном процессе дистанционных образовательных технологий. Деканом факультета А.Н. Ланских, а затем и В.К. Сергеевым решалась амбициозная задача: к 2020 году довести численность выпускников, которые обучались с полным применением дистанционных образовательных технологий в 15 филиалах Финуниверситета финансово-экономического профиля, до 7000 человек.  К 2013 году на факультете обучалось уже около 3000 человек.​ ​

v-6.png

Для этого Факультет укомплектовался работниками, способными в полном объеме решать задачи по организации и проведению образовательного процесса с применением технологий дистанционного обучения. Численность работников факультета достигала 30 человек.  

Факультет строился по принципу организации адаптивного типа, «строящей саму себя». Для каждого подразделения факультета была реализована структура проектного типа, с самостоятельным распределением работ в рабочих группах по установленным целям и с жестким оперативным контролем промежуточных результатов работы групп и каждого ее члена.​ ​

На факультете проводились научно-исследовательские и поисковые работы, в первую очередь, ориентированные на создание унифицированных компьютерных обучающих и конструирующих программ, позволяющих преподавателю самостоятельно разрабатывать (формировать) учебные курсы, тесты, учебные модули для повышения интерактивности самостоятельной работы студентов. Одним из таких направлений являлась разработка конструктора курсов нового поколения, реализация которого позволяла перейти к созданию электронных учебно-методических материалов с элементами поиска информации по теговым ключам. Главным содержанием работы факультета являлось обеспечение качественного обучения студентов с возрастающим базовым уровнем компьютерной подготовки, дооснащение аппаратно-программного комплекса и модернизация дистанционных образовательных технологий, дальнейшая модернизация сервера Интернет-обучения.

Факультет совершенствовал дистанционные образовательные технологии, обеспечивающие переход к личностно-ориентированному обучению через организацию коллективной (групповой) работы на базе метода групповых проектов, деловых игр, проблемного обучения, обучения в сотрудничестве и других. 

Программно-аппаратный комплекс позволял решить ряд базовых задач подготовки и ведения учебного процесса. Была создана единая информационно-образовательная среда в форме информационно-образовательного портала факультета.

v-7.png

В рамках информационно-образовательного портала были интегрированы: Файловый сервер, Сервер виртуализации, Веб-сервер, Форум-сервер, Почтовый сервер (IBM Lotus Sami-time), Сервер интернет-обучения (Docent), Сервер интернет-обучения (повышения квалификации), Сервер Интернет-конференций (IBM Lotus Sami-time), резервный сервер Интернет-конференций, включающие репозитарий электронных учебно-методических комплексов и библиотеку интернет-лекций, семинаров, а также включенную в систему дистанционного обучения «Доцент» систему администрирования учебного процесса. Система управления контентом обеспечивала 15 сайтов филиалов Финансового университета. ​

Сотрудниками факультета были разработаны программные оболочки компьютерных обучающих программ и электронного экзамена, с помощью которых созданы более 240 электронных учебников. Разработана технология дистанционного обучения, реализующая принципы E-learning, Blended-learning. Результаты работы факультета в развитии информационных образовательных технологий неоднократно были отмечены грамотами и медалями ВДНХ на ежегодно проводимых выставках «Образовательная среда».​ ​ 

  • В 2013 году после слияния ВГНА, ВЗФЭИ, ГУМФ и Финуниверситета на Факультет были переведены студенты присоединенных вузов, обучающиеся по дистанционной форме обучения и в форме экстерната. В феврале 2014 года деканом был назначен профессор В.М. Смирнов

Из состава бывшего ВЗФЭИ и бывшей ВГНА были сформированы заочные факультеты Финансового университета, расположившиеся в корпусе на улице Олеко Дундича, дом 23: 

  • Заочный экономический факультет; 

  • Заочный факультет менеджмента и бизнес информатики; 

  • Заочный факультет магистерской подготовки; 

  • Заочный факультет налогов и права; 

  • Факультет открытого образования. 

В апреле 2014 года на базе четырех заочных факультетов был сформирован Институт заочного обучения. Возглавила институт Зверева Н.В. Таким образом, заочное обучение Финансового университета было представлено двумя учебными подразделениями:  

  • Институт заочного обучения; 

  • Факультет открытого образования.

В 2015 году в результате реорганизации факультет открытого образования был преобразован в Отдел открытого образования в составе Института заочного и открытого образования. 

Студенты продолжили обучение на информационно-образовательном портале с полным применением дистанционных образовательных технологий, в т.ч. магистранты. 

Было проведено более 40 выпусков специалистов, бакалавров, магистрантов, обучающихся по классической заочной форме, субботних групп, полностью дистанционных групп, экстерната на платной и бюджетной основе. 

В 2020 году в результате реорганизации Отдел открытого образования был преобразован в Центр организации и сопровождения онлайн-обучения в составе Института онлайн-образования. ​​В феврале 2020 года Институт заочного и открытого образования​ переименован в Институт заочного образования.​  

В 2021 году Институт заочного образования вошел в состав Института онлайн-образования

мv10.png