История Института

​Начало развития дистанционных образовательных технологий в Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации было положено Решением Ученого Совета от 23 сентября 2002 года. К этому времени система Интернета в Российской Федерации стала доступным для граждан каналом связи, что способствовало ее внедрению и в национальную образовательную среду. Элементы дистанционного образования стали достаточно широко применяться практически во всех крупнейших отечественных вузах. С учетом интенсивного развития информационных технологий изменился образовательный рынок, а также трансформировалась образовательная среда, в рамках которой реализовывался процесс обучения. Мировые и отечественные тенденции показали, что будущее за гибкими моделями образовательного процесса, в котором активно используются различные средства, методы и инструменты, основу которых стали составлять дистанционные образовательные технологии.

Руководить созданием в Финансовой академии инновационной системы дистанционного обучения был назначен профессор Михаил Абдурахманович Эскиндаров, который для организации дистанционного обучения выбрал модель открытой системы. Основу открытого образования должна была составить детально разработанная информационно-образовательная среда, способствующая получению качественного образования посредством Интернет-технологий. ​

​​​

Для решения обозначенных на этапе становления научно-практических задач в 2002 году и был создан Институт открытого образования, который впоследствии был преобразован в Факультет открытого образования. Директором Института, а далее деканом Факультета был назначен кандидат военных наук, доцент Анатолий Николаевич Ланских. ​​

Перед Факультетом стояла сложнейшая задача: создать систему дистанционного обучения и систему практического применения в учебном процессе дистанционных образовательных технологий.  К 2013 году на Факультете обучалось уже около 3000 человек.

Для этого Факультет был укомплектован специалистами, способными в полном объеме решать задачи по организации и проведению образовательного процесса с применением технологий дистанционного обучения. ​Факультет строился по принципу организации адаптивного типа, «строящей саму себя». ​

Для каждого подразделения Факультета была реализована структура проектного типа, с самостоятельным распределением работ в рабочих группах по установленным целям и с жестким оперативным контролем промежуточных результатов работы групп и каждого ее участника.​​

На Факультете проводились научно-исследовательские и поисковые работы, в первую очередь, ориентированные на создание унифицированных компьютерных обучающих и конструирующих программ, позволяющих преподавателю самостоятельно разрабатывать (формировать) учебные курсы, тесты, учебные модули для повышения интерактивности самостоятельной работы студентов. Одним из таких направлений являлась разработка конструктора курсов нового поколения, реализация которого позволяла перейти к созданию электронных учебно-методических материалов с элементами поиска информации по теговым ключам. Главным содержанием работы Факультета являлось обеспечение качественного обучения студентов с возрастающим базовым уровнем компьютерной подготовки, дооснащение аппаратно-программного комплекса и модернизация дистанционных образовательных технологий, дальнейшая модернизация сервера Интернет-обучения.

Факультет совершенствовал дистанционные образовательные технологии, обеспечивающие переход к личностно-ориентированному обучению через организацию коллективной (групповой) работы на базе метода групповых проектов, деловых игр, проблемного обучения, обучения в сотрудничестве и других. Программно-аппаратный комплекс позволял решить ряд базовых задач подготовки и ведения учебного процесса. Была создана единая информационно-образовательная среда в форме информационно-образовательного портала Факультета.

В рамках информационно-образовательного портала были интегрированы: Файловый сервер, Сервер виртуализации, Веб-сервер, Форум-сервер, Почтовый сервер (IBM Lotus Sami-time), Сервер Интернет-обучения (Docent), Сервер Интернет-обучения (повышения квалификации), Сервер Интернет-конференций (IBM Lotus Sami-time), резервный сервер Интернет-конференций, включающие репозитарий электронных учебно-методических комплексов и библиотеку Интернет-лекций, семинаров, а также включенную в систему дистанционного обучения «Доцент» систему администрирования учебного процесса. Система управления контентом обеспечивала 15 сайтов филиалов Финансового университета.


Сотрудниками Факультета были разработаны программные оболочки компьютерных обучающих программ и электронного экзамена, с помощью которых созданы более 240 электронных учебников. 

Разработана технология дистанционного обучения, реализующая принципы E-learning, Blended-learning. Результаты работы Факультета в развитии информационных образовательных технологий неоднократно были отмечены грамотами и медалями ВДНХ на ежегодно проводимых выставках «Образовательная среда».​

​В 2011 году новым деканом Факультета был назначен кандидат технических наук, доцент Сергеев Валерий Константинович, который основной задачей определил совершенствование образовательного процесса с полным применением дистанционных образовательных технологий. Разработаны совместно с кафедрами Университета основы алгоритма формирования базы тестовых заданий для промежуточной аттестации студентов с сокращенными сроками обучения и алгоритмы итоговых выпускных экзаменов в режиме удаленного доступа. Проведено апробирование заложенных решений.

Руководство факультет​а стремилось к тому, чтобы полученные знания выпускников заочного обучения с полным применением дистанционных образовательных технологий соответствовали качеству и полноте знаний студентов очного обучения.​​​


После слияния в 2013 году Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации, Всероссийского заочного финансово-экономического института, Государственного университета Министерства финансов Российской Федерации и Финуниверситета на Факультет были переведены студенты присоединенных вузов, обучающиеся по заочной форме, в том числе дистанционном формате и в форме экстерната.

С 2013 года​​ возглавил Факультет доктор экономических наук, доцент Смирнов Владимир Михайлович, под руководством которого была проделана большая работа по гармонизации учебных планов, объединению учебных групп и формированию единого пространства дистанционного обучения Финансового университета. При Факультете была сформирована студия видеозаписи, запущен процесс массовой записи учебного видеоконтента.​

В апреле 2014 года на базе четырех заочных Факультетов был сформирован Институт заочного обучения. 

Таким образом, заочное обучение Финансового университета было представлено двумя учебными подразделениями: Институтом заочного обучения и Факультетом открытого образования. ​



В 2015 году в результате реорганизации оба структурных подразделения вошли в состав Института заочного и открытого образования, который возглавила кандидат экономических наук, доцент Наталия Викторовна Зверева. ​

В основу деятельности Института легла концепция максимального использования электронных средств обучения и дистанционных образовательных технологий. Базу данной концепции составил многолетний опыт Факультета открытого образования Финансового университета.​

Классическая заочная форма обучения стала реализовываться с применением информационно-телекоммуникационных сетей на информационно-образовательном портале Финансового университета. Это позволило организовать учебный процесс с учетом потребностей и возможностей личности с максимальным предоставлением объема обязательных знаний, что интересно студентам, сочетающим получение образования с профессиональной трудовой деятельностью.

Для изучения иностранного языка студентами Института заочного и открытого образования была внедрена компьютерная обучающая программа Rosetta Stone, которая успешно используется и в настоящее время.

В целях контроля прохождения студентами промежуточной аттестации в виде онлайн-тестирования в институте начали использовать систему Прокторинга, которая позволяет повысить эффективность контроля при применении дистанционных образовательных технологий.​​



В 2020 году Институт онлайн-образования возглавила канд. истор. наук, доцент Можаева Галина Васильевна, которая в качестве основных задач определила следующие:​

  • ​расширение портфеля образовательных программ;

  • совершенствование модели смешанного обучения на основе онлайн-технологий и онлайн-курсов;

  • разработка высокотехнологичных образовательных продуктов;

  • актуализация и новый формат видеолекций с учетом современных тенденций;

  • развитие Открытой онлайн-академии и онлайн-обучения. 



М​ожаева Г.В. стала инициатором участия Финансового университета в национальном проекте «Образование» по конкурсу на предоставление грантов в форме субсидий из федерального бюджета по проекту «Предоставление к 2024 году не менее 20 процентам обучающихся по образовательным программам высшего образования возможности осваивать отдельные курсы, дисциплины (модули) в формате онлайн-курсов» и реализовала проект «Coursera for Campus».

В 2022 году руководителем Института онлайн-образования стал Андрей Владимирович Лукичёв, деятельность которого была направлена на закрепление места Института онлайн-образования как ведущего методического и технологического центра Финансового университета, обеспечивающего эффективную работу LMS Moodle. В период руководства А.В. Лукичева была открыта первая сетевая образовательная онлайн-программа «Продуктовый маркетинг и аналитика» с EdTech-партнером ООО «Нетология». ​


​В 2023 году Институт возглавила доктор экономических наук, доцент Татьяна Витальевна Братарчук.

В 2023 году в состав Института онлайн-образования вошел Институт сокращенных программ.

​​​​​​​