История

 ​​Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников (далее - Институт) 

Институт начал свою работу в 1970 году в качестве факультета повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений (ФПКП) в соответствии с приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 21.10.1970 № 725 «Об организации ФПКП вузов страны при Московском финансовом институте» (МФИ, позже Финансовая академия, Финансовый университет).

Огромный вклад в становление и развитие ФПКП в 1970-80-е годы, в обеспечение высокого качества повышения квалификации преподавателей внесли профессора М.С. Атлас, М.З. Бор, Л.Н. Красавина, В.И. Лисовский, Д.С. Моляков, П.С. Никольский, В.М. Родионова и другие.

В феврале 1993 года решением ученого ФПКП был преобразован в Институт повышения квалификации преподавателей (ИПКП). В обязанности ИПКП входила подготовка квалифицированных кадров финансово-экономического профиля, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава Финансовой академии, а также работа по оказанию помощи учреждениям среднего профессионального и высшего и профессионального образования.

В целом за  более чем 47 лет функционирования ФПКП - ИПКП – ИПКР Финуниверситета его слушателями стали свыше 8000 преподавателей из более чем 250 вузов нашей страны и зарубежных государств.

Задачами ФПКП были организация повышения квалификации преподавателей вузов страны по специальностям: «Финансы, денежное обращение и кредит» и «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности». ФПКП обеспечивал повышение квалификации преподавателей не только отечественных, но и зарубежных вузов. В свое время здесь успешно обучались преподаватели из Болгарии, Венгрии, Вьетнама, ГДР, Китая, Монголии, Польши, Чехословакии, Швейцарии, Югославии и других стран мира.

С образованием ИПКП постепенно расширялась сфера его деятельности: были открыты две новые программы: «Мировая экономика» (1994), «Налоги и налогообложение» (2002); с 1994 года ИПКП перешел на реализацию интенсивных полуторамесячных программ повышения квалификации преподавателей по базовым экономическим специальностям (вместо полугодовых программ). Регулярно, в соответствии с требованиями современной науки,  перерабатывались и обновлялись учебные планы и программы ИПКП по финансово-экономическим специальностям; значительно возросла роль новых технологий обучения.

В образовательный процесс ИПКП внедрен ряд новаций: с 2008 г. базовые программы реализуются с применением  дистанционных образовательных технологий; в 2010 г. разработан и успешно реализуется план стажировок преподавателей в организациях реального сектора экономики; совершенствуется методика преподавания учебных дисциплин, в частности в программу педагогического семинара введена обязательная педагогическая практика слушателей; с 2011 г. разработана и реализуется программа ПКП «Финансовый менеджмент»; в 2013 г. – программа «Проблемы преподавания гуманитарных дисциплин в современном российском вузе». С 2018 года введены новые программы: "Дизайн-мышление в проектной деятельности современного университета", Правовые и организационные основы профилактики коррупции", "Современные методики подготовки юристов для финансово-экономической сферы", "Инструментальные средства информационной поддержки профессиональной деятельности экономистов и менеджеров", активно развиваются программы зарубежных стажировок.

С 2016 года введены новые форматы проведения программ повышения квалификации для работников образовательных организаций:

  • "Зимняя школа педагогического мастерства";
  • "Летняя школа профессионального мастерства".

К реализации программ Институтом приглашаются представители федеральных органов власти: Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, Минфина России, Министерства науки и высшего образования России, Рособрнадзора, Минтруда России, Росимущества, Росреестра, Роспатента, Федерального казначейства, Федеральной налоговой службы, Счетной палаты Российской Федерации и т.д., а также специалисты практики : д-р.пед.н., профессор Факторович Алла Аркадьевна - заместитель директора Центра профессионального образования Федерального института развития образования Минобрнауки России, Мякотникова Елена Александровна - заместитель руководителя Росимущества, Делюнова Надежда Георгиевна - начальник управления анализа и координации деятельности территориальных органов Росимущества, к.э.н. Кушнир Александр Борисович, начальник Управления заработной платы и доходов населения НИИ Труда Минтруда России, д-р. ист.н.  Кириллов Андрей Владимирович зав. кафедрой управления персоналом, документоведения и архивоведения ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» и др.

В настоящее время в методической базе Института имеется 60 программ повышения квалификации, основанные на модульном принципе представления содержания и построения учебных планов, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

С целью оптимизации образовательного процесса и интеграции его результатов в профессиональную деятельность НПР широко используются активные методы обучения: деловые игры, проектные семинары, мастер-классы, тренинги, круглые столы, кейс-стади, и др., что позволяет целенаправленно формировать профессиональные компетенции слушателей.

В настоящее время Институт обеспечивает повышение квалификации работников  Финуниверситета и других российских и зарубежных образовательных организаций в соответствии с изменениями в законодательных и нормативных правовых актах, изменениями государственных требований к оценке квалификации работников в соответствии с профессиональными стандартами. Основная деятельность Института направлена на создание системы организационной и методической поддержки структурных подразделений Финуниверситета, позволяющей выстраивать индивидуальную траекторию обучения работников в системе дополнительного профессионального, включающую самообразование, стажировки, изучение эффективного педагогического опыта и т.п.

Формы повышения квалификации в Институте основываются на принципах гибкости и вариативности, преемственности и согласованности, учета изменяющихся требований к системе образования и требований к профессиональной компетентности работника.

Работникам Финуниверситета и сторонних российских и зарубежных образовательных организаций предлагаются как долгосрочные программы, так и краткосрочные курсы, в том числе в форме стажировок в реальном секторе экономики и в федеральных органах власти: Контрольно–счетной палате Московской области; в ЗАО «Юнифин ЛТД», в ООО «Аудиторская фирма «ГРОСС-АУДИТ», в ОАО «Газпромбанк», в Аудиторско-консультационной группе «Развитие бизнес-систем»(РБС), в Федеральном казначействе Российской Федерации, в Федеральной службе государственной статистики и др.