Психологическая служба является необходимым компонентом образовательной системы в условиях целостного подхода к обеспечению гармоничного профессионального самоопределения и становления студентов.
Как работают психологи? В своей деятельности психологи Финансового университета обязательно придерживаются определенных этических принципов:
Конфиденциальность (не разглашать содержание консультаций посторонним)
Добровольность (никакого принуждения, иначе работа будет не эффективной)
Защита интересов клиента (психолог всегда исходит из интересов того, кого он консультирует, не оценивает и не осуждает)
Принцип «не навреди» (психологическая помощь, должна приносить только пользу; исключаются директивные воздействия)
Принцип профессиональной мотивации (психолог исходит из принципа «помочь клиенту найти свое решение»; не советует, не давит, не навязывает, не занимает позицию старшего или более мудрого)
Принцип профессиональной компетентности (психолог должен иметь высшее психологическое образование и владеть практическими методами психологической помощи в рамках определенного подхода, которому он специально обучался; быть сертифицированным специалистом и постоянно повышать свою квалификацию)
Важно знать! Психолог обязан хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической, консультативной и других видов работ. Однако в некоторых случаях, когда есть угроза жизни и здоровью, психолог обязан привлекать дополнительных специалистов.
Общие задачи психологического сопровождения в Финансовом университете:
Помощь студентам в определении своих возможностей
Оказание психологической поддержки
Передача студентам необходимых для эффективной профессиональной деятельности и достижения успеха психологических знаний
Формирование у студентов позитивной жизненной позиции
Формирование у студентов ответственности за принятие собственных решений
Содействие руководству и преподавательскому составу ВУЗа в создании условий благоприятных для формирования личности студентов
Организация и участие в мероприятиях по профилактике и коррекции отклоняющегося (агрессивного, аддиктивного, виктимного, суицидального и т.п.) и делинквентного (противоправного) поведения
Участие в развитии у обучающихся межкультурной компетентности и толерантности, профилактика ксенофобии, экстремизма, межэтнических конфликтов
Профилактика эмоционального выгорания, личностных и профессиональных деформаций педагогических работников
Таким образом, основными направлениями работы психологической службы являются следующие:
1. Консультирование и психологическая коррекция
Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам
Консультирование педагогов и преподавателей при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся
Консультирование администрации, педагогов, преподавателей и других работников образовательных организаций по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам
2. Психологическая профилактика и мониторинг
Психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы
Скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи
Разработка психологических рекомендаций по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития обучающегося на каждом возрастном этапе, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной и волевой сфер
Популяризация психологических знаний среди субъектов образовательного процесса.
3. Научно-исследовательская деятельность
Разработка проектов, направленных на повышение психологической компетентности студентов вуза
Апробирование психодиагностических методик
Разработка психологических основ инноваций в области методов, форм учебно-воспитательного процесса и саморазвития студентов
Планирование и проведение лонгитюдных исследований динамики личностного и профессионального развития студентов, их конкурентоспособности с целью коррекции учебно-воспитательного процесса
Изучение специфических особенностей процесса профессионального становления студентов в связи с переходом на уровневую систему ВПО
Психологическая помощь является бесплатной и анонимной для студентов и сотрудников Финансового университета. Ее можно получить в виде индивидуальной консультации или в форме письменного ответа на вопрос. Дополнительную информацию посмотрите здесь.