Методология психологии

 

​​Уважаемые студенты!

В данной колонке коллектив учебно-научной лаборатории экспериментальной психологии и преподаватели Департамента психологии и развития человеческого капитала публикуют для Вас различные материалы (книги, статьи, сайты и т.д.) для ознакомления и дальнейшего изучения.

Приятного и продуктивного чтения!​​

​​***

Список рекомендованной литературы​

​​Книга​
​Краткое описание
​​book_korn_smirn.jpg
Корнилова, Т.В., Смирнов, С.Д. Методологические основы психологии. СПб. Питер, 2006. 320 с.pdf
​​В данном издании много внимания уделяется анализу методологии науки как особому типу знания, а также сущности научного знания в психологии. Изменение критериев научности, смена парадигм в психологии и связи психологического объяснения с используемыми методами – эти​ проблемы предваряют анализ основных принципов психологического исследования. Соотношение теории, закона и методов психологии раскрывается на фоне обсуждения одной из центральных проблем – проблемы кризиса (в разных вариантах ее осмысления и понимания возможностей ее разрешения)​
book_busigina.jpg
Бусыгина, Н.П. Методология качественных исследований в психологии. М. НИЦ Инфра-М, 2011. 284 с.pdf
Настоящее пособие является наиболее полным и систематическим изложением методологии качественных исследований (qualitative research) – современной бурно развивающейся области исследовательской практики в психологии и социогуманитарных науках. Качественные исследования рассматриваются не только в связи с преимущественно используемым в них типом ме​тодов (качественных, а не количественных), но и как специфическая исследовательская «культура» и «философия»​, для которой характерна особая организация исследования. Анализируются социокультурные предпосылки и философские основания качественных исследований, а также качественные исследования в контексте современных представлений о научной рациональности.

​​​***

Cписок рекомендованных статей​​​

​​Статья
​Ссылка и краткое описание
​​stat_guseltseva.png
Гусельцева, М.С. Психология и новые методологии: эпистемология сложного // Психологические исследования, 2015, Том 8, № 42, С. 11. ​
В контексте культурно-исторического подхода к анали​зу науки обсуждаются интеллектуальные движения новых методологий. Изменившаяся социокультурная и познавательная ситуации потребовали от психологии разработки новых методов, понятий и методологий, позволяющих адеква​​тно исследовать изменяющуюся психику в сложном изменяющемся мире. Идеи трансдисциплинарности, концепции сложного мышления, эпистемология сложности становятся для психологической науки порождающей средой для производства новых подходов и стратегий. ​
book_stepin.jpg
Степин, В.С. Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различения. В кн. Постнеклассика: философия, наука, культура. СПб. Мир, 2009. С. 249-295.
Понятие «постнеклассика» постепенно укоренилось в философском дискурсе, и сегодня его применяют при характеристике различных форм и видов познавательной деятельности. С позиций деятельности научное познание может быть охарактеризовано посредством связей и отношений между осваиваемым объектом, субъектом деятельности, а также используемыми им средствами и операциями деятельности. Критерии​ типов рациональности: особенности системной организации исследуемых объектов и типов картины мира; особенности средств и операций деятельности, представленных идеалами и нормами науки; 3) особенности ценностно-целевых ориентаций субъекта деятельности и рефлексии над ними, выраженные в специфике философско-мировоззренческих оснований науки.
stat_zinch.png
Зинченко, Ю.П. Методологические проблемы фундаментальных и прикладных психологических исследований // Национальный психологический журнал, 2011, № 1(5), С. 42-49.
Комплексное рассмотрение категориальной матрицы методологических оснований психологического знания в соответствии с типами научного знания способствует уточнению и развитию об​щенаучной картины мира. Современное сос​тояние психологии как науки, дифференциация новых направлений и течений, появление новых технологий как инструмента психологического исследования требует осмысления методологических основ, уточнения места в системе наук, предмета и объектов исследования, инструментов и методов. Использование критериев различения типов научных подходов позволяет системно рассмат­ривать последние в психологии.

​​​***​