Наиболее значимые результаты

2017 год

Научная школа «Теория денег и денежно-кредитного регулирования» продолжила развивать традиции и научные идеи, заложенные М.С.Атлас,  З. В. Атлас, В. С. Геращенко, М. М. Усоскиным, Г. А. Шварцем, Ю. Е. Шенгером, М.М.Ямпольским.

Наиболее значимые теоретические результаты школы:

  • Создание и развитие  профессиональной педагогики трехуровневого образования: определены программы подготовки бакалавров,  подготовлены базовые программы, базовые дисциплины для подготовки бакалавров: «Деньги. Кредит. Банки», дисциплины по выбору, самостоятельные задания, способы контроля знаний в виде домашних творческих заданий, мозговых штурмов, открытых научных дискуссий, ситуационных задач, вебинаров.
  • Создание теории, анализа и оценки практики «монетарной политики и монетарного регулирования».
  • Изучены принципиальные отличия монетарной политики и монетарного регулирования от теории и практики денежно-кредитной политики и денежно-кредитного регулирования.
  • Проведено сопоставление теории монетарного регулирования в России и за рубежом, изучена  практика монетарного регулирования в России и за рубежом в кризисный и посткризисный периоды.
  • Создается современная методология анализа  монетарной политики и монетарного регулирования.
  • Создаются новые научные области – взаимосвязь монетарной и финансовой политики государства; влияние монетарной политики на экономический рост; проблемы эмиссионной и валютной политики в свете таргетирования инфляции.
  • Изучены проблемы влияния финансового кризиса на национальную денежную, кредитную и платежную  системы.
  • Изучены проблемы взаимосвязи инфляции и денежно-кредитной политики.
  • Разработаны направления модернизации современной денежно-кредитной политики.
  • Изучены вопросы взаимосвязи качества банковской деятельности и реализации денежно-кредитной политики.
  • Исследованы закономерности и тенденции; историческое наследие и развитие на современном этапе микрофинансирования в России.
  • Рассмотрены подходы к изучению эффективности денежно-кредитной политики.
  • Изучены современные подходы  к проведению нетрадиционных (неконвенциональных) мер денежно-кредитной политики центральными банками.
  • Уточнены основные цели проведения денежно-кредитной политики.
  • Изучены концептуальные основы современных электронных денег, в том числе, криптовалют.
  • Изучены концептуальные основы эволюции современных форм и видов денег.
  • Изучены проблемы становления и развития национальной платежной системы.
  • Изучены проблемы использования инновационных технологий в национальной платежной системе.

Научный поиск осуществлялся с учетом трендов развития национальной экономики и деятельности денежно-кредитных институтов и находил отражение в научно-исследовательских проектах, статьях и монографиях, проходила апробация научных идей на международных и всероссийских конференциях, дискуссиях за круглым столом, результаты также использовались в образовательном процессе.

В 2017 году в соответствии с научными направлениями школы в областях:

  • современная концепция денег;
  • направления координации денежно-кредитной и финансовой политики в России в целях повышения их эффективности;
  • методы и инструменты денежно-кредитного регулирования: понятие и особенности их применения
  • целенаправленная разработка методологических, теоретических и научных подходов к пониманию монетарных процессов и монетарной политики государства;
  • концептуальные основы становления и развития монетарного регулирования в трудах зарубежных и отечественных авторов;
  • изучение влияния монетарных процессов на экономический рост;
  • анализ и оценка мультипликаторов системных рисков денежно-кредитной сферы;
  • проблемы оптимизации монетарных процессов и монетарной политики;
  • проблемы оптимизации эмиссионной политики;
  • методологические подходы  к изучению финансовой стабильности, диспропорций и кризисов

представители научной школы (преподаватели Департамента финансовых рынков и банков Финуниверситета) выполнили следующие виды научно-исследовательских работ:

  1. Участие в двух НИР в рамках Государственного задания 2017 года (бюджетное финансирование)
  2. Участие в одной хоздоговорной НИР (заказчик – Евразийская экономическая комиссия)
  3. Участие в подтеме научных исследований общеуниверситетской комплексной теме «Устойчивое развитие России в условиях глобальных изменений» на период до 2020 года». Наименование подтемы: «Влияние монетарного регулирования на обеспечение устойчивого экономического развития России» 
  4. Участие в семи коллективных монографиях
  5. Подготовка и публикация 84 статей (86% - статьи в журналах, рекомендованных ВАК, остальные – индексируемые, 4 статьи – в журналах, индексируемых  международной базой цитирования Scopus
  6. Подготовлено и выпущено 8 учебников и учебных пособий для студентов различных уровней подготовки.
  7. Участие в деятельности «Столыпинского Клуба» с обсуждением вопросов денежно-кредитной политики и формирование соответствующих документов «Стратегии роста». (Абрамова М.А., Масленников В.В.)
  8. Материалы исследования по тематике научной школы используются в преподавании 16 дисциплин уровня бакалавриата и магистратуры.

         Результаты научных исследований членов школы апробировались на международных, всероссийских конференциях и круглых столах (выступление в докладами на 14 международных конференциях, выступление в докладами на двух Круглых столах, организуемых представителями научной школы).

По поручению ректората был подготовлен ряд экспертных заключений, направленных в органы исполнительной и законодательной власти. В частности, представлены заключение к «Основным направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2018 год и на период 2019 и 2020 гг., предложения к Концепции проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)», предложения к перечню мероприятий, предлагаемых компаниями членами РСПП, ТПП РФ, Деловой России и ОПОРы России, заключение к годовому отчету за 2017 год Банка России и ряд других.

Основными направлениями повышения значимости научной деятельности школы должны стать:

  • подготовка экспертных заключений по важнейшим направлениям развития банковского сектора и финансовых рынков, включая подготовку предложений к заседанию Государственной Думы Российской Федерации по модернизации денежно-кредитной политики, отчету о деятельности Банка России;
  • формирование дискуссионных площадок для обсуждения актуальных проблем развития финансовых рынков и банков России;
  • подготовка пакета рекомендаций для государственных и законодательных структур по актуальным вопросам экономики страны;
  • расширение участия в исследованиях по заказу Аппарата Правительства Российской Федерации;
  • обсуждение возможности научных исследований с зарубежными экономическими Вузами и центрами по актуальным научным проблемам, а также подготовка публикаций по результатам совместных научных исследований;
  • стимулирование научных публикаций аспирантов и магистрантов, включая подготовку совместных статей с учеными научной школы;
  • продолжение подготовки монографий с участием молодых преподавателей в зарубежных изданиях, в том числе странах Прибалтики, Республике Казахстан;
  • подготовка монографий по актуальным направлениям развития банковского дела с представителями крупных российских банков и банковских ассоциаций. 

2016 год

В 2016 году в соответствии с научными направлениями школы в областях:

  • современная концепция денег;
  • направления координации денежно-кредитной и финансовой политики в России в целях повышения их эффективности;
  • методы и инструменты денежно-кредитного регулирования: понятие и особенности их применения
  • целенаправленная разработка методологических, теоретических и научных подходов к пониманию монетарных процессов и монетарной политики государства;
  • концептуальные основы становления и развития монетарного регулирования в трудах зарубежных и отечественных авторов;
  • изучение влияния монетарных процессов на экономический рост;
  • анализ и оценка мультипликаторов системных рисков денежно-кредитной сферы;
  • проблемы оптимизации монетарных процессов и монетарной политики;
  • проблемы оптимизации эмиссионной политики;
  • методологические подходы  к изучению финансовой стабильности, диспропорций и кризисов

преподаватели выполнили следующие виды научно-исследовательских работ:

  1. Участие в двух НИР в рамках Государственного задания 2017 года (бюджетное финансирование)
  2. Участие в одной хоздоговорной НИР (заказчик – Евразийская экономическая комиссия)
  3. Участие в подтеме научных исследований общеуниверситетской комплексной теме «Устойчивое развитие России в условиях глобальных изменений» на период до 2020 года». Наименование подтемы: «Влияние монетарного регулирования на обеспечение устойчивого экономического развития России» 
  4. Участие в семи коллективных монографиях
  5. Подготовка и публикация 84 статей (86% - статьи в журналах, рекомендованных ВАК, остальные – индексируемые, 4 статьи – в журналах, индексируемых  международной базой цитирования Scopus
  6. Выступление в докладами на 14 международных конференциях.
  7. Выступление в докладами на двух Круглых столах, организуемых представителями научной школы.
  8. Подготовлено и выпущено 8 учебников и учебных пособий для студентов различных уровней подготовки.
  9. Участие в деятельности «Столыпинского Клуба» с обсуждением вопросов денежно-кредитной политики и формирование соответствующих документов «Стратегии роста». (Абрамова М.А., Масленников В.В.)
  10. Подготовка трех экспертных заключений для Правительства РФ
  11. Материалы исследования по тематике научной школы используются в преподавании 16 дисциплин уровня бакалавриата и магистратуры.

Итоги работы представлены в виде таблицы.