Образование никогда не будет прежним? Или с окончанием пандемии мы все-таки полностью вернемся к офлайн-формату? Откат к традиционным ценностям – признание своей несостоятельности перед лицом новых технологий, усталость от кругслосуточных коммуникаций или нечто другое? Эти и другие вопросы обсудили участники панельной дискуссии в рамках Московского международного салона образования (ММСО) 29 апреля 2020 г.

ММСО – самая масштабная в стране выставка новых образовательных технологий, инфраструктурных и интеллектуальных решений, стала​ одним из первых событий в мире, которое не отменили в связи с распространением коронавирусной инфекции, а перенесли в онлайн-формат.

Министр науки и высшего образования Валерий Николаевич Фальков обратился к участникам выставки с вступительным словом.

Большая часть дискуссий была посвящена теме дистанционного обучения: руководители крупнейших учебных заведений нашей страны делились опытом выстраивания обучения в условиях карантина с коллегами из отечественных и зарубежных вузов.

Спикеры обсудили много острых тем: изменилось ли качество образования при переходе в онлайн-формат, смогли ли вузы обеспечить качество обучения при массовом переходе в онлайн, как дистанционные технологии влияют на процесс и результаты обучения?

​Модератором круглого стола «Высшее образование после пандемии: что возьмем с собой в будущее?» стала Галина Васильевна Можаева, директор Института онлайн-образования.​

 

​​Галина Васильевна обратилась к участникам дискуссии со вступительным словом: «Сегодня многие специалисты говорят о том, что образование уже никогда не будет традиционным, таким, как до пандемии. Вместе с тем, мы наблюдаем, как уже к концу третьей недели массовой «онлайнизации» стали усиливаться голоса в пользу полного возвращения в офлайн и отказа от онлайна. Что это? Усталость от круглосуточных коммуникаций? Бегство от самооценки, требующей саморазвития и освоения новых технологий? Понимание угрозы потерять качество образования? Или что-то иное?» 

Далее приведем наиболее интересные выдержки из дикуссии:

Г.В. Можаева: Повлиял ли новый подход на отношения преподавателей и студентов?

Елена Михайловна Разинкина, проректор по образовательной работе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого: Я считаю, что однозначно повлиял, но во всех вузах изменения прошли по-разному. Все зависит от готовности каждого конкретного вуза к онлайн-обучению. Основная часть вузов фактически была готова к нынешней ситуации, тогда как 3% от общего количества высших учебных заведений были совершенно не готовы к такому повороту. Если говорить о нашем университете, то мы регулярно проводим опросы, следим за мнением студентов и стараемся к ним прислушиваться. 

​​

Г.В. Можаева: Как вы относитесь к онлайн-обучению и изменилось ли ваше отношение к нему в период пандемии?

Станислав Геннадьевич Буянский, декан Школы права и государственного управления университета НАРХОЗ, Республика Казахстан: Онлайн не готов заменить на 100% офлайн-обучение. Перейдем ли мы полностью на онлайн-формат? Думаю, нет. Опрос среди наших студентов показал, что 90% респондентов скучают по полноценному офлайн-обучению.


Барри Бланделл, университет Дерби, Великобритания:  Я начал работать в системе онлайн-образования 15 лет назад, мне очень нравится этот формат, поскольку он объединяет людей, живущих в разных странах в одном виртуальном классе. Студенты могут общаться и делиться своим опытом, находясь при этом далеко друг от друга. И знаете, это прекрасно! Не так важен формат обучения, намного важно привить студентам любовь к обучению.  Мне бы хотелось вдохновлять студентов на обучение, как когда-то это сделали мои преподаватели. Это можно сделать и онлайн.



«Наш зарубежный коллега очень переживает за качество обучения и это прекрасно. Но нужно учитывать, что мир в корне изменился. Прелесть в том, что география изменилась, и сейчас студент имеет возможность выбрать. Зарегистрироваться на какой-либо онлайн-курс, познакомиться с профессором, с дисциплиной и понять, что он, наприм​ер, хочет поступать в магистратуру под руководство именно этого профессора», - такую точку зрения высказала Евгения Юрьевна Кулик, директо​р по онлайн-обучению НИУ ВШЭ.


Продолжая эту тему, Галина Васильевна отметила, что в условиях пандемии у студентов появилась хорошая возможность бесплатно обучаться на различных курсах. Например, благодаря проекту «Coursera for Campus» более миллиона студентов, которые раньше не имели возможности сертификации, получили доступ к почти четырем тысячам курсов в различных специализациях. «Те шаги, которые разрабатываются онлайн-сообществом сейчас, позволят вывести онлайн-обучение на новый уровень и повысить качество образования в целом», - подытожила Галина Васильевна.

Далее, к обсуждению присоединилась Екатерина Анатольевна Каменева, проректор по развитию образовательных программ Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. «Я считаю, что после пандемии качество образования улучшится, так как и студенты, и преподаватели приобрели навыки дистанционной коммуникации, которые несомненно пригодятся в условиях глобальной цифровизации. Правда, есть и минусы, например, неготовность большинства преподавателей к сложившейся ситуацией с переходом на дистант. Согласно опросу, проведенному внутри нашего вуза, 97% преподавателей отметили увеличение нагрузки в условиях дистанционного обучения, поскольку им приходится не только готовиться к занятиям и проводить их, но и осваивать новые, не всегда простые для восприятия программы для коммуникации со студентами».

Все спикеры сошлись во мнении, что система дистанционного обучения научила и преподавателей, и студентов бесценному опыту управления привычными образовательными процессами на расстоянии. Несмотря на ряд сложностей, связанных с переходом на онлайн-формат, можно отметить огромное количество положительных моментов: это и освоение новых программ, и уверенность в себе, и сплоченность, которая очень помогает справиться с этим непростым психологическим климатом, сложившимся по всему миру в связи с распространением COVID-19.