Минфин создаст условия для роста экономики через систему бюджетного планирования. Задача государства при верстке доходов и расходов - заложить основы для реального, а не номинального роста доходов населения. Довольно консервативный бюджет на следующую трехлетку поможет застраховаться от внешних шоков и, по идее минфина, простимулирует развитие экономики.

Об этом рассказал министр финансов Антон Силуанов на лекции "Бюджетная политика - фактор экономического роста" для студентов Финансового университета при правительстве РФ.

По словам Силуанова, недооценка влияния бюджета на экономические процессы всегда стоила стране очень дорого. Это было как в конце 1980 годов, когда власти увлекались стремительным наращиванием непроизводительных оборонных расходов при сверхнизкой цене нефти, так и в 1998 году при слишком быстром росте дефицита бюджета и заимствований, напомнил глава минфина. Последний наиболее проблемный период, по словам Силуанова, 2008 год: тогда ошибкой стало слишком большое количество обязательств бюджета при дорогой нефти и проблемы с их исполнением, когда цены на сырье упали.

Весь негативный опыт прошлых лет, похоже, был учтен при верстке федерального бюджета на 2018-2020 годы. По словам Силуанова, минфин сделал его более адекватным экономической ситуации. "Нынешний бюджет составлен консервативно при цене нефти 40 долларов за баррель, при том, что мы сокращаем дефицит и нефтегазовую зависимость. Бюджет таким образом стал менее уязвимым от внешних факторов и закладывает основу для выполнения всех обязательств", - сказал он.

В итоговом проекте бюджета, внесенном правительством в Госдуму, на 2018 год запланированы доходы в 15,258 триллиона рублей, расходы - в 16,529 триллиона. Таким образом, ключевой показатель - дефицит бюджета - в 2018 году составит 1,271 триллиона, или около 1,3 процента ВВП (в 2017 году - 2,18 процента ВВП). Доходы в 2019 году ожидаются на уровне 15,554 триллиона рублей, в 2020 году - 16,285 триллиона, расходы - 16,374 и 17,155 триллиона соответственно. Дефицит бюджета в эти годы упадет ниже триллиона рублей и составит примерно 0,8 процента ВВП. Де-факто это означает балансировку доходов и расходов.

Среди мер по повышению доходов в проекте бюджета содержатся и довольно радикальные. Наибольшее внимание общественности привлекли планы минфина снизить порог беспошлинного ввоза товаров, заказанных в зарубежных интернет-магазинах. По Таможенному кодексу Евразийского экономического союза план по его снижению составляет на 2019 год 500 евро, на 2020 год - 200 евро. Однако в документации к проекту бюджета содержится предложение снизить эту планку до 20 евро, причем уже в 2018 году. Из ответа Силуанова на вопрос одного из студентов о планах по порогу следовало, что минфин еще до конца не определился с окончательной цифрой. По словам министра, планируется поэтапное снижение планки для выравнивания конкуренции между российскими и зарубежными ретейлерами. Однако Силуанов все же упомянул, что в большинстве стран порог составляет 20 евро.

Кроме того, одно из основных нововведений бюджета на следующую трехлетку - начало полноценной работы бюджетного правила. По нему доходы от продажи нефти по цене выше 40 долларов за баррель будут направляться не на расходы, а в резервы. Таким образом, в бюджете определяется предельный объем расходов, что должно повысить эффективность всей бюджетной политики, рассчитывают в минфине. По словам Силуанова, бюджетное правило работает в том числе на экономический рост через влияние на курс рубля: оно смягчает колебания российской валюты, делая ее поведение более предсказуемым.