16 апреля 2024 года доцент кафедры логистики Дарья Швандар дала развернутый комментарий изданию "Oleoscope" о том, как, по ее мнению, в последние годы развивается отрасль выпуска и экспорта растительного масла и какие сложности еще предстоит решить.


— Дарья, расскажите, как Вы оцениваете текущие темпы экспорта подсолнечного масла из РФ? Есть ли возможности вывозить более высокие объемы?

— Объемы производства и экспорта растительного масла ежегодно растут. Сейчас высокой спрос обусловлен более низкой ценой реализации по сравнению с другими видами масел.

После введения санкций в отношении России цепи поставок масложировой продукции трансформировались с севера на юг и с запада на восток. Прирост экспорта растительного масла из РФ по итогам прошлого года составил более 30%. Производственные мощности предприятий стабильно растут на фоне текущих программ льготного кредитования и субсидий, в том числе на возмещение капитальных затрат на модернизацию и транспортировку. Свою роль играет и расширение сети торговых представительств Минсельхоза за рубежом, ведь таким образом РФ получила фитосанитарные сертификаты, которые открыли выход на новые рынки.
 

— Как на данный момент обстоит ситуация с расчётами за масло и шрот в нацвалютах? Есть ли практика оплаты, например, в рублях, юанях, рупиях?

— Экспортные цены на масло традиционно рассчитываются в долларах США, несмотря на то, что вывозные пошлины официально переведены в рубли. Международные и трансграничные расчеты могут осуществляться в национальных валютах, но этому препятствует валютный разрыв в экспортно-импортных операциях, чрезмерное накопление юаней и рупий, например, на внешнеторговых счетах, и низкая скорость их дальнейшей реализации на валютном рынке.
Решить эту проблему можно путем интеграции национальных платежных систем России, Китая и Индии в рамках соглашений ШОС, подключение финансовых механизмов ЕАЭС и СНГ.

 

— Что Вы можете сказать о ситуации с наличием пищевых цистерн на внутреннем рынке? Как это отражается на перевозках продукции масложировой отрасли?

— Отечественные заводы производят пищевые цистерны для транспортировки растительного масла и автотранспортом, и железнодорожным. Есть и китайские производители, которые тоже предлагают свои пищевые цистерны для транспортировки. Получается, что российский рынок в этом плане достаточно насыщен. Все большую популярность приобретают танк-контейнеры, поскольку обеспечивают мультимодальность перевозок, но их стоимость выше, чем обычных пищевых цистерн.

 

— Как, по вашему мнению, выросла в последние годы нагрузка на работу железной дороги? Ведь, несмотря на то, что большая часть масложировой продукции экспортируется водным транспортом, поставки по ж/д остаются безальтернативными, если речь идет о доставке в порт или бутилированного масла в страны Центральной Азии?

— Поставки подсолнечного масла по железной дороге действительно выросли и, например, в 15 раз только в направлении Восточных портов, поскольку приоритетное направление экспорта – азиатское. Это Китай и Индия. Отгрузки туда осуществляются морским транспортом через порты Дальневосточного бассейна, а также через сухопутные погранпереходы. Важно, что сама логистика составляет от 30% до 70% расходов по экспортным поставкам масла.

Насчет бутилированной продукции: она отправляется контейнерами. Наливная – цистернами. Контейнеры по Восточному полигону железной дороги отправляют в порядке очереди, в соответствии с приоритетом вывоза груза. Увеличение количества вагонов в товарных составах уже повысило пропускную способность железной дороги до 2-2,5 составов в сутки.

Увеличению длины составов способствовала кооперация с партнерами, хотя узловые станции пока не могут принимать большое количество удлиненных поездов, поэтому проблема транспортировки растительного масла по железной дороге остается и требует межотраслевого технического, технологического и инвестиционного решения.















— С учетом текущей торговой ситуации: насколько Китай, Индия, Алжир, Египет и Турция, на Ваш взгляд, будут оставаться надежными торговыми партнерами? Будут ли они также активно закупать российское масло и в ближайшие 5-10 лет?

— Китай, Индия, Алжир, Египет и Турция остаются приоритетными партнерами на ближайшую перспективу, а вот среднесрочный и долгосрочный прогноз делать затруднительно, слишком сильное влияние на прямые и транзитные поставки оказывают геополитические факторы.

«Культура потребления в разных регионах отличается»

— Видите ли Вы предпосылки для увеличения потребления в РФ различных видов масел: не только подсолнечного, но и иных? 

— Культура потребления в разных регионах отличается: например, на юге и в центральной части предпочтение отдают подсолнечному и кукурузному маслам, на северо-западе – льняному, на востоке – соевому. Предложение на полках российских магазинов достаточное, ассортимент широкий. Наряду с традиционными видами масла, сторонники здорового питания могут разнообразить свой рацион маслом грецкого ореха, рыжиковым, горчичным, конопляным, оливковым, амарантовым, кунжутным и другими.

 

— В ДФО действительно сформировалась культура потребления бутилированного рафинированного соевого масла среди местного населения. Есть ли предпосылки для увеличения потребления этого продукта в Центральной части России?​

— Культура потребления соевого масла жителями Дальнего Востока связана с этническим составом населения, но широкого распространения этого вида масла на другие регионы ожидать не стоит. Эксперименты уже проводились в советское время и показали, что общая культура потребления, цена и производственные мощности в России все-таки на стороне подсолнечного масла. А вот в промышленности соевое и рапсовое масло используются достаточно широко, поэтому спрос на эти виды будет стабильным, а экспортный потенциал продолжит увеличиваться.​