Кафедра гуманитарных наук Факультета социальных наук и массовых коммуникаций

Ореховская Наталья Анатольевна

Заведующий кафедрой

8(495)249-5262

Научная школа

​​​​

Научно-педагогическая школа

«Фундаментальные основы российской цивилизации и глобальный мир»

История и деятельность научной школы

Научная школа "Философия глобализации" сформирована на базе кафедры "Философия" Финансового университета и утверждена Ученым советом Финуниверситета 28 марта 2014 года.

Первым руководителем научной школы был доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой «Философия», первый вице-президент Российского философского общества Александр Николаевич Чумаков, заместителем руководителя - доктор философских наук, профессор Аза Давидовна Иоселиани. Школа стала ведущим научным объединением, выполняющим научно-исследовательские работы по направлению «Философия глобализации», в составе которого доктора и кандидаты наук. Основными принципами деятельности научной школы со дня образования по настоящее время являются научность, системность, перспективность, профессионализм, публичность, сотрудничество, прикладной характер и результативность исследований. В рамках научной школы был учрежден постоянно действующий семинар, на заседания которого приглашались известные ученые в области глобалистики.

В 2019 г. школа была обновлена, утверждена Ученым советом Финуниверситета 14.06.2019 г. (Протокол №37) и получила название «Научно-педагогическая школа «Философско-цивилизационные проблемы в эпоху глобализации». Руководителем научной школы стал доктор философских наук, профессор Анатолий Васильевич Деникин.

Результаты деятельности научной школы отражаются в опубликованных научных работах (монографиях, статьях в российских рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки России, в зарубежных научных журналах, индексируемых иностранными организациями (Scopus, Web of Science и др.), учебниках и учебных пособиях и других изданиях, включая электронные), в выступлениях на научных мероприятиях («круглых столах», симпозиумах, конференциях, семинарах и т.д.), результатах выполнения научно-исследовательских работ.

Цель деятельности научной школы - создание нового научного знания, актуального для теории и практики философии глобализации, и на этой основе - развитие научного потенциала Финансового университета, обеспечение преемственности поколений в научном сообществе, обеспечение интеграции науки и образования.

Деятельность научной школы направлена на решение следующих основных задач:

  • выполнение коллективом научных школ фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ по заказу органов государственной власти, российских и зарубежных организаций;

  • создание условий для более полного развития творческих способностей членов научных школ;

  • участие в подготовке научных и научно-педагогических кадров;

  • обеспечение преемственности поколений в науке и развитие научного потенциала Финансового университета;

  • повышение эффективности взаимодействия членов научных школ в области научно-исследовательской деятельности;

  • помощь в становлении научных интересов молодых ученых Финансового университета, привлечение их к научно-исследовательской деятельности;

  • участие в развитии учебно-методического обеспечения учебных дисциплин в рамках федеральных государственных образовательных стандартов.

Актуальность исследований научной школы

Исследование процессов глобализации проводится с помощью логико-философского анализа, сценарного, диалектического и др. методов научного поиска. Актуальность философской рефлексии глобализации и проблем, связанных с ней выражается в «пошаговом» обосновании следующих проблем:

  • Во-первых, важно иметь четкое и адекватное представление о том, что являет собою глобализация, которая в последние десятилетия стала очевидной объективной реальностью и неотъемлемой частью общественной жизни как мирового сообщества в целом, так и отдельных стран и народов, в частности.

  • Во-вторых, поскольку влияние глобализации на формирование нового облика современного мира неоспоримо, а историческое развитие в силу действия субъективных факторов вариативно, необходимо иметь представление о наиболее вероятных сценариях общественного развития, чтобы принимать выверенные и оптимальные решения в практической деятельности.

  • В-третьих, социально-философский проект исследования глобализации позволяет использовать не только методологические традиции, но и методологические тенденции современной науки, направленные на такой сверхсложный объект, как современное общество. Применение научной методологии в ее современном облике позволяет через эмпирические нюансы глобальных процессов увидеть их единство, выстроить теоретическую гипотезу, обладающую такими свойствами всеобщности, которые раскрывает только философия.

  • В-четвертых, продуктивное осмысление глобальных изменений, придавших миру качественно другой облик, требует адекватного сложному объекту понятийного аппарата, с применением которых будет раскрыта суть современной глобализации, проанализированы когнитивные, аксиологические системы и динамика разворачивания процессов глобализации. Актуальна также выработка социально взвешенных позиций и стратегии выживания в глобальном мире, выяснение направлений процессов глобализации, а также прогнозирование сценариев будущего развития.

Тематика научных исследований

  • Глобалистика как особая сфера междисциплинарного знания;

  • Методологическая база и мировоззренческие аспекты глобалистики;

  • Системный подход как способ решения сложных проблем глобализации;

  • Культурно-цивилизационная обусловленность глобализации;

  • Сущность современной глобализации и экспликация «нового облика» мира;

  • Объективные основания реальной глобализации;

  • Глобализация как причина и важнейшая составляющая нового облика мира;

  • Глобальное управление миром: задачи, реалии и перспективы;

  • Возможные сценарии общественного развития в контексте мировых тенденций;

  • Возможные сценарии гуманизации производства и потребления в процессе глобальных трансформаций;

  • Проблема языка в условиях глобализации и перспективы развития русского языка;

  • Трансформация обыденного сознания и социокультурная динамика техногенной цивилизации;

  • Особенности и механизмы трансформации сознания личности в условиях глобализации (применительно к современной России);

  • Перспективы обновления духовных ценностей российского общества в условиях глобализации;

  • Роль религиозного фактора и трансформаций фундаментализма в глобализирующемся мире;

  • Трансформация идеи патриотизма в системе общечеловеческих ценностей в эпоху глобализации;

  • Особенности трансформации идеи патриотизма в системе ценностей Российского общества в эпоху глобализации;

  • Влияние глобализации на формирование универсальных принципов современной демократии;

  • Возможные сценарии эволюции гражданского общества в постсоветском пространстве и России;

  • Вызовы глобализации и возможности оптимизации образования в современной России;

  • Основные тенденции внедрения инновационных методов образования;

  • Возможности оптимизации системы образования с использованием IT-технологий в условиях глобализации;

  • Основные принципы и подходы к исследованию глобальных процессов;

  • Понятийная экспликация, смысл ключевых понятий: Глобализация, Глобальные проблемы, Глобалистика;

  • Социокультурные, экономические, политические аспекты процессов глобализации в современном мире и системный характер их отношений;

  • Масштабы, характер и взаимообусловленность глобальных и локальных   мировоззренческих, политических и духовных трансформаций под влиянием глобализации;

  • фундаментальные идеологические основы процессов интеграции в современном мире и характерные явления глобализации;

  • Социокультурные и антропологические основания глобализации;

  • Возможные риски и проблемы, связанные с глобализацией в социальной и экономической сферах жизни общества. Сценарии развития в XXI веке;

  • Роль человеческого фактора в процессах глобализации;

  • Особенности развития информационно-коммуникативной сферы в глобальном мире;

  • Техносфера как результат и средство глобализации;

  • Духовное развитие личности  в  глобальном  информационном  обществе: императивы  и  детерминанты;

  • Философские основания решения управленческих задач на региональном и глобальном уровнях; 

  • Особенности   национальных, региональных и мировых стратегий общественного развития;

  • Современные проблемы управления общественным развитием с целью оптимизации экономических и политических решений в условиях глобализации;

  • Механизмы трансформации общественного идеала в условиях глобализации.


Решением Совета по научной деятельности от 22 октября 2021 г. научно-педагогическая школа «Философско-цивилизационные проблемы в эпоху глобализации» переименована в научно-педагогическую школу  «Фундаментальные основы российской цивилизации и глобальный мир»​.


Результаты деятельности

Отчет за 2018-2019 уч. год. (Результаты деятельности 2018 г_.docx​)

Кадровый состав научной школы (см. Наука в лицах​)

Результаты работы научно-педагогической школы

«ФИЛОСОФСКО-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗА​ЦИИ» за 2020 г.

Результаты работы НПШ за 2020 г.pdf


​План работы

научно-педагогической школы

«ФИЛОСОФСКО-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ»

В 2020-2021 учебном году

Утвержден Советом Департамента гуманитарных наук от 22 октября 2020 г.

№ п/п​

Мероприятия

Срок исполнения

 1

Научно-методический семинар Департамента гуманитарных наук. Тема «Преподавание гуманитарных наук в современных условиях»

октябрь 2020 г.

 2

Организация и участие в проведении Международной научно-практической конференция «Соловьевские историко-философские чтения «Российский и зарубежный опыт в системе гуманитарного образования: история, современность, перспективы»

декабрь 2020 г.

​ 3

Научно-методический семинар Департамента гуманитарных наук Тема «Преподавание гуманитарных наук в современных условиях»

февраль 2021 г.

 4

Рассмотрение кандидатур участников научно-педагогической школы по вопросу рекомендации на присвоение ученых званий

апрель 2021 г.

 5

 Участие  в VIII Российском философском конгрессе


май 2021 г.

 6

Подведение итогов работы НПШ в 2020-2021 учебном году​

июнь 2021 г.

 7

Разработка и реализация стратегии продвижения научно-педагогической деятельности Департамента гуманитарных наук

в течение года