Курский филиал

Доступная среда




​Информация об обеспечении доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

условиях питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями

здоровья; условиях охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными

возможностями здоровья; наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц

с ограниченными возможностями здоровья

Безопасность обучающихся во время пребывания в Курском филиале Финуниверситета в части создания не­обходимых условий для обучающихся с ОВЗ обеспечена (часть 8 статьи 41 (охрана здоровья обучающихся) Федерального закона от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Деятельность филиала по обучению лиц с ОВЗ регламентируется докумен­тами локального характера – Положением об обучении инвалидов и лиц с ограни­ченными возможностями здоровья в Финансовом университете, утвержденным приказом Финуниверситета от 11.11.2016 № 2219/о, а также иными локальными нормативными актами Финуниверситета и филиала, регламентирующими осу­ществление образовательной деятельности по основным образовательным про­граммам, в которые внесены соответствующие положения, регулирующие осо­бенности организации образовательного процесса для лиц с ОВЗ (в Устав Фину­ниверситета, Положение о филиале, Правила приема в Финуниверситет на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, магистратуры, Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программа бака­лавриата и магистратуры в Финансовом университете, Положение о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования – программы бакалавриата и программы магистратуры в Финансовом университете, Положение о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования в Курском филиале Финуниверситета, Порядок проведения государственной итоговой аттестации по программам бакалавриата и программам магистратуры в Финансовом университете и т.д.) и иными документами, учиты­вающими условия инклюзивного обучения.

Для создания условий по обеспечению инклюзивного обучения лиц с ОВЗ по программам высшего образования существующие структурные подразделения филиала (учебные, учебно-вспомогательные и административно-хозяйственные), а также отдельные должностные лица наделены  соответствующими полномочи­ями и ответственностью организацию обучения лиц с ОВЗ и их сопровождение, что отражается в соответствующих положениях о структурных подразделениях: по довузовской подготовке и профориентационной работе с абитуриентами с ОВЗ (курсы довузовской и профессиональной подготовки, ответственный за проведе­ние приемной кампании в филиале); сопровождению инклюзивного обучения лиц с ОВЗ (кафедры, учебная часть, библиотека, заведующий учебно-методическим кабинетом); решению вопросов развития и обслуживания информационно-техно­логической базы инклюзивного обучения, программ дистанционного обучения инвалидов (при их наличии) (учебная часть, библиотека, отдел вычислительной техники); социокультурной реабилитации (учебная часть); содействию трудо­устройству выпускников с ОВЗ (учебная часть, кафедры); созданию безбарьерной архитектурной среды (административно-хозяйственный отдел).

Ведение специализированного учета обучающихся с ОВЗ осуществляется на этапах их: поступления – ответственным за проведение приемной кампании в филиале; обучения, трудоустройства – учебной частью.

В целях обеспечения специальных условий обучения лиц с ОВЗ филиал с письменного согласия этих лиц получает сведения о состоянии здоровья, реко­мендации медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии.

Филиалом обеспечено размещение информации о наличии условий для обу­чения лиц с ОВЗ на официальном сайте филиала в информационно-телекоммуни­кационной среде «Интернет».

На сайте создан специальный раздел (страница), отражающий наличие условий для обучения лиц с ОВЗ, содержащий адаптированные образовательные программы для лиц с ОВЗ с учетом различных нозологий, виды и формы сопро­вождения обучения, наличие специальных технических и программных средств обучения, дистанционных образовательных технологий (при их наличии), нали­чие безбарьерной среды и прочее.

Филиалом выполняются рекомендации по кадровому обеспечению в соот­ветствии с Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоро­вья в образовательных организациях высшего профессионального образования, в том числе оснащенности образовательного процесса, утвержденными Минобрна­уки России 08.04.2014 № АК-44/05вн, с учетом финансовых и организационно-штатных возможностей.

В целях обеспечения условий доступности для лиц с ОВЗ объектов филиала и услуг в сфере образования, оказываемых филиалом распорядительным актом филиала, назначены ответственные лица за организацию работы по обеспече­нию условий доступности для лиц с ОВЗ объектов филиала и услуг в сфере обра­зования, оказываемых филиалом:

за организацию и контроль работы по обеспечению условий доступности для лиц с ОВЗ объектов филиала и услуг в сфере образования, оказываемых фи­лиалом, – заместитель директора филиала;

за проведение работы по обеспечению условий доступности для лиц с ОВЗ объектов филиала и услуг в сфере образования, оказываемых филиалом, согласно закрепленным участкам работы и помещениям:

заведующий учебно-методическим кабинетом: в отношении контингента обучающихся по основным образовательным программам; помещения учебно-ме­тодического кабинета;

директор курсов дополнительного профессионального образования, ответ­ственный за проведение приемной кампании в филиале: в отношении контингента абитуриентов; помещения приемной комиссии и помещения, используемых при проведении приемной кампании (учебные аудитории, используемые для вступи­тельных испытаний, собраний и пр.); в отношении  контингента слушателей, обу­чающихся по дополнительным профессиональным образовательным программам; помещения, используемые курсами дополнительного профессионального образо­вания для образовательного и иного процесса;

заведующий курсами довузовской и профессиональной подготовки: в от­ношении контингента слушателей, обучающихся по дополнительным общеобра­зовательным программам; помещения, используемые курсами довузовской и профессиональной подготовки для образовательного и иного процесса;

начальник административно-хозяйственного отдела: в отношении всех граждан, посещающих здание и территорию филиала; здание филиала в целом (помещения общего пользования, входные группы, буфет, актовый зал, гардероб), земельный участок;

начальник отдела вычислительной техники: в отношении всего контингента обучающихся и слушателей филиала; компьютерные классы;

главный бухгалтер: в отношении контингента обучающихся по основным образовательным программам; помещения бухгалтерии;

медицинская сестра медицинского кабинета филиала: в отношении всего контингента обучающихся и слушателей филиала; помещения медицинского ка­бинета;

заведующий библиотекой: в отношении всего контингента обучающихся и слушателей филиала; помещения библиотеки;

предприятие общественного питания, с которым заключены договоры аренды помещений здания филиала и оказания услуг общественного питания: в отношении всего контингента обучающихся и слушателей; помещения буфета;

заведующий учебной частью: в отношении контингента обучающихся по основным образовательным программам; помещения учебной части и помещения, используемые для образовательного и иного процесса по основным образователь­ным программам.

Организацию процесса индивидуального обучения лиц с ОВЗ и их персо­нального сопровождения в образовательном пространстве, распределение и оце­нивание совместно с обучающимся с ОВЗ имеющихся ресурсов всех видов для реализации поставленных целей, а также выполнение посреднических функций между студентом с ОВЗ и преподавателями с целью организации консультаций или дополнительной помощи преподавателей в освоении учебных дисциплин осуществляют, в основном, работники учебной части.

Создание благоприятного психологического климата, формирование усло­вий, стимулирующих личностный и профессиональный рост, обеспечение психо­логической защищенности абитуриентов и студентов с ОВЗ, поддержке и укреп­лении их психического здоровья, контроль за соблюдением прав обучающихся с ОВЗ, выявление потребности студента с ОВЗ в сфере социальной поддержки, определение направления помощи в адаптации и социализации указанных катего­рий граждан обеспечивают работники учебной части, ответственный за социаль­ную работу в филиале, ответственный за проведение приемной кампании в фили­але, работники медицинского кабинета филиала в рамкам исполнения своих должностных обязанностей.

Оказание помощи в использовании в образовательном процессе современ­ных технических и программных средств обучения педагогическим работникам и обучающимся с ОВЗ, содействие в обеспечении студентов с ОВЗ дополнитель­ными способами передачи, освоения и воспроизводства учебной информации обеспечивают работники отдела вычислительной техники в рамкам исполнения своих должностных обязанностей.

Филиалом обеспечена дополнительная подготовка преподавателей и со­трудников с целью получения знаний о психофизиологических особенностях лиц с ОВЗ, специфике приема-передачи учебной информации, применения специаль­ных технических средств обучения с учетом разных нозологий, а также обучение навыкам оказания первой помощи.

Для обеспечения образовательного процесса студентов с нарушением слуха заключено соглашение о сотрудничестве между фи­лиалом и Курским Региональ­ным отделением Общероссийской общественной организации инвалидов «Все­российское общество глухих» о предоставлении данной категории обучающихся услуг асси­стента (помощника), оказывающего обучающимся (абитуриентам) необходи­мую специализированную техническую помощь по переводу русского жесто­вого языка (сурдопереводу).

Для оказания обу­чающемуся (абитуриенту) с ОВЗ необходимо техниче­ской помощи (ситуационной помощи) для обеспечения доступа наравне с дру­гими к аудиториям, библио­теке, буфету, санитарно-гигиеническим помещениям, иным объектам учебной и социально-бытовой инфраструктуры в зависимости от вида и выраженности имеющегося у лица с ОВЗ нарушения здоровья, а также консультационной и ин­формационной поддержки приказом создана группа для сопровождения указанных категорий обучаю­щихся (основной и дополнитель­ный состав, члены которых наделены соответствующими закреплён­ными функциями).

Обучение обучающихся с ОВЗ осуществляется филиалом с уче­том их особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Содержание высшего образования по образовательным программам и усло­вия организации обучения для инвалидов определяются в том числе в соответ­ствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации (ИПРА) инвалида (при наличии), для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – на основе образовательных программ, адаптированных при необходи­мости для обучения указанных обучающихся (АООП) (части 1 и 8 статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах.

Филиалом созданы специальные условия для получения высшего образова­ния по образовательным программам, в т.ч. по АООП обучающимися с ОВЗ, включающие в себя формирование при необходимости АООП, а также индивидуальных учебных планов и графиков, ис­пользование специальных методов обучения и воспитания, специальных учебно-методических материалов, технических средств обучения коллективного и инди­видуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказы­вающего обучающимся с ОВЗ необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в помещения и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

При получении высшего образования по образовательным программам, в т.ч. по АООП обучающимся с ОВЗ предо­ставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (при необходимости).

В целях доступности получения высшего образования по образовательным программам, в т.ч. по АООП лицами с ОВЗ филиалом обеспечивается:

1) для лиц с ОВЗ по зрению: наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих; размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или сла­бовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребно­стей) справочной информации о расписании учебных занятий; присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую по­мощь; обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы); обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-проводника, к зданию филиала;

2) для лиц с ОВЗ по слуху: дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных за­нятий визуальной; обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения инфор­мации;

3) для лиц с ОВЗ, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, ма­териально-технические условия обеспечивают возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, буфет, медицинский кабинет, туа­летные и другие помещения, а также пребывания в указанных помещениях (нали­чие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и др.).

Приказом филиала в соответствии с требованиями Федерального за­кона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федера­ции», приказа Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367 и в целях доступно­сти получения высшего образования по образовательным программам инвали­дами и лицами с ограниченными возможностями здоровья создана группа для сопровождения указанных категорий обучающихся (основной и дополнитель­ный состав), члены которой согласно закреплённым функциям оказывают обу­чающемуся (абитуриенту) необходимую техническую помощь (ситуационную помощь) для обеспечения доступа наравне с другими к аудиториям, библио­теке, буфету, санитарно-гигиеническим помещениям, иным объектам учебной и социально-бытовой инфраструктуры в зависимости от вида и выраженности имеющегося у инвалида нарушения здоровья, а также консультационную и ин­формационную поддержку.

В 2016 г. во исполнение приказов Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», от 02.12.2015 № 1399 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования»), письма Минобрнауки России от 12.02.2016 № ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования» проведены обследование объектов филиала и услуг в сфере образования, оказываемых филиалом, на предмет их доступности для инвалидов, и паспортизация здания филиала:

создана комиссия по проведению обследования и паспортизации объектов филиала и услуг в сфере образования и утвержден план-график проведения обследования;

комиссией по паспортизации проведено обследование, по результатам которого оформлен Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования по форме согласно письму Минобрнауки России от 12.02.2016 № ВК-270/07, - ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ ОБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ (ОСИ) – Учебно-лабораторного корпуса (литер А) (объект образования) Курского филиала Финуниверситета: 3015016, г. Курск, ул. Ломоносова, д. 3 согласованный общественным объединением инвалидов, осуществляющим свою деятельность на территории Курска, представитель которого включён в состав комиссии по паспортизации, утверждённый директором филиала;

на основе Паспорта доступности утверждён план действий филиала по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов филиала и услуг в сфере образования, оказываемых филиалом (Дорожная карта), на период до 2030 г.;

в филиале назначено ответственное лицо за проведение инструктажей специалистов филиала, работающих с инвалидами, или которые по роду своей деятельности могут контактировать с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования;

проведено с привлечением представителя общественного объединения инвалидов, осуществляющего свою деятельность на территории Курска, первичное инструктирование членов комиссии по паспортизации, а также иных специалистов филиала, работающих с инвалидами, или которые по роду своей деятельности могут контактировать с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов филиала и услуг в сфере образования, оказываемых филиалом.

По итогам проведённой паспортизации филиал признан условно доступным для лиц с ограниченными возможностями здоровья, что является достаточным основанием для возможности пребывания указанных категорий граждан в филиале и предоставления им образовательных услуг с учетом дальнейшего увеличения степени доступности филиала на основе реализации мероприятий Дорожной карты.

НПР филиала, привлекаемый к реализации образовательных программ, а также руководящий со­став и сотрудники филиала ознакомлены с психофизическими особенностями обучающихся с ОВЗ и учитывают их при организации образовательного процесса. С этой целью в том числе при формировании плана повышения квалификации ра­ботников филиала, включая НПР филиала, обеспечивается включение соответ­ствующих программ повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, руководящего и учебно-вспомогательного персонала по организации и осуществлению инклюзивного образовательного процесса и/или включение в программы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров включение блока дисциплин по организации и осуществлению инклюзивного об­разовательного процесса.

Обучение лиц с ОВЗ происходит с учетом их особых индивидуальных осо­бенностей и потребностей в соответствии со следующими принципами и направ­лениями работы:

1) сотрудничество с работниками учебной части и иных учебно-вспомога­тельных структурных подразделений филиала по вопросам комфортного взаимо­действия с обучающимися с ОВЗ;

2) стимулирование полноценного взаимодействия лица с ОВЗ со сверстни­ками и способствование скорейшей и наиболее полной адаптации в студенческом коллективе;

3) соблюдение необходимых методических требований (контроль понима­ния обучающимся с ОВЗ заданий и инструкций до их выполнения и т.д.);

4) организация рабочего пространства обучающегося с ОВЗ;

5) включение обучающегося с ОВЗ в обучение с использованием специаль­ных методов, приемов и средств, учитывающих индивидуальные особенности и потребности обучающегося с ОВЗ;

6) сотрудничество с органами управления образованием, социальными службами Курской области по вопросам комфортного взаимодействия с обучаю­щимися с ОВЗ и обеспечения соблюдения прав обучающихся с ОВЗ.