Информация об обеспечении доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
условиях питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья; условиях охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья; наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц
с ограниченными возможностями здоровья
Безопасность обучающихся во время пребывания в Курском филиале Финуниверситета в части создания необходимых условий для обучающихся с ОВЗ обеспечена (часть 8 статьи 41 (охрана здоровья обучающихся) Федерального закона от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Деятельность филиала по обучению лиц с ОВЗ регламентируется документами локального характера – Положением об обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Финансовом университете, утвержденным приказом Финуниверситета от 11.11.2016 № 2219/о, а также иными локальными нормативными актами Финуниверситета и филиала, регламентирующими осуществление образовательной деятельности по основным образовательным программам, в которые внесены соответствующие положения, регулирующие особенности организации образовательного процесса для лиц с ОВЗ (в Устав Финуниверситета, Положение о филиале, Правила приема в Финуниверситет на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, магистратуры, Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программа бакалавриата и магистратуры в Финансовом университете, Положение о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования – программы бакалавриата и программы магистратуры в Финансовом университете, Положение о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования в Курском филиале Финуниверситета, Порядок проведения государственной итоговой аттестации по программам бакалавриата и программам магистратуры в Финансовом университете и т.д.) и иными документами, учитывающими условия инклюзивного обучения.
Для создания условий по обеспечению инклюзивного обучения лиц с ОВЗ по программам высшего образования существующие структурные подразделения филиала (учебные, учебно-вспомогательные и административно-хозяйственные), а также отдельные должностные лица наделены соответствующими полномочиями и ответственностью организацию обучения лиц с ОВЗ и их сопровождение, что отражается в соответствующих положениях о структурных подразделениях: по довузовской подготовке и профориентационной работе с абитуриентами с ОВЗ (курсы довузовской и профессиональной подготовки, ответственный за проведение приемной кампании в филиале); сопровождению инклюзивного обучения лиц с ОВЗ (кафедры, учебная часть, библиотека, заведующий учебно-методическим кабинетом); решению вопросов развития и обслуживания информационно-технологической базы инклюзивного обучения, программ дистанционного обучения инвалидов (при их наличии) (учебная часть, библиотека, отдел вычислительной техники); социокультурной реабилитации (учебная часть); содействию трудоустройству выпускников с ОВЗ (учебная часть, кафедры); созданию безбарьерной архитектурной среды (административно-хозяйственный отдел).
Ведение специализированного учета обучающихся с ОВЗ осуществляется на этапах их: поступления – ответственным за проведение приемной кампании в филиале; обучения, трудоустройства – учебной частью.
В целях обеспечения специальных условий обучения лиц с ОВЗ филиал с письменного согласия этих лиц получает сведения о состоянии здоровья, рекомендации медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии.
Филиалом обеспечено размещение информации о наличии условий для обучения лиц с ОВЗ на официальном сайте филиала в информационно-телекоммуникационной среде «Интернет».
На сайте создан специальный раздел (страница), отражающий наличие условий для обучения лиц с ОВЗ, содержащий адаптированные образовательные программы для лиц с ОВЗ с учетом различных нозологий, виды и формы сопровождения обучения, наличие специальных технических и программных средств обучения, дистанционных образовательных технологий (при их наличии), наличие безбарьерной среды и прочее.
Филиалом выполняются рекомендации по кадровому обеспечению в соответствии с Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего профессионального образования, в том числе оснащенности образовательного процесса, утвержденными Минобрнауки России 08.04.2014 № АК-44/05вн, с учетом финансовых и организационно-штатных возможностей.
В целях обеспечения условий доступности для лиц с ОВЗ объектов филиала и услуг в сфере образования, оказываемых филиалом распорядительным актом филиала, назначены ответственные лица за организацию работы по обеспечению условий доступности для лиц с ОВЗ объектов филиала и услуг в сфере образования, оказываемых филиалом:
за организацию и контроль работы по обеспечению условий доступности для лиц с ОВЗ объектов филиала и услуг в сфере образования, оказываемых филиалом, – заместитель директора филиала;
за проведение работы по обеспечению условий доступности для лиц с ОВЗ объектов филиала и услуг в сфере образования, оказываемых филиалом, согласно закрепленным участкам работы и помещениям:
заведующий учебно-методическим кабинетом: в отношении контингента обучающихся по основным образовательным программам; помещения учебно-методического кабинета;
директор курсов дополнительного профессионального образования, ответственный за проведение приемной кампании в филиале: в отношении контингента абитуриентов; помещения приемной комиссии и помещения, используемых при проведении приемной кампании (учебные аудитории, используемые для вступительных испытаний, собраний и пр.); в отношении контингента слушателей, обучающихся по дополнительным профессиональным образовательным программам; помещения, используемые курсами дополнительного профессионального образования для образовательного и иного процесса;
заведующий курсами довузовской и профессиональной подготовки: в отношении контингента слушателей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам; помещения, используемые курсами довузовской и профессиональной подготовки для образовательного и иного процесса;
начальник административно-хозяйственного отдела: в отношении всех граждан, посещающих здание и территорию филиала; здание филиала в целом (помещения общего пользования, входные группы, буфет, актовый зал, гардероб), земельный участок;
начальник отдела вычислительной техники: в отношении всего контингента обучающихся и слушателей филиала; компьютерные классы;
главный бухгалтер: в отношении контингента обучающихся по основным образовательным программам; помещения бухгалтерии;
медицинская сестра медицинского кабинета филиала: в отношении всего контингента обучающихся и слушателей филиала; помещения медицинского кабинета;
заведующий библиотекой: в отношении всего контингента обучающихся и слушателей филиала; помещения библиотеки;
предприятие общественного питания, с которым заключены договоры аренды помещений здания филиала и оказания услуг общественного питания: в отношении всего контингента обучающихся и слушателей; помещения буфета;
заведующий учебной частью: в отношении контингента обучающихся по основным образовательным программам; помещения учебной части и помещения, используемые для образовательного и иного процесса по основным образовательным программам.
Организацию процесса индивидуального обучения лиц с ОВЗ и их персонального сопровождения в образовательном пространстве, распределение и оценивание совместно с обучающимся с ОВЗ имеющихся ресурсов всех видов для реализации поставленных целей, а также выполнение посреднических функций между студентом с ОВЗ и преподавателями с целью организации консультаций или дополнительной помощи преподавателей в освоении учебных дисциплин осуществляют, в основном, работники учебной части.
Создание благоприятного психологического климата, формирование условий, стимулирующих личностный и профессиональный рост, обеспечение психологической защищенности абитуриентов и студентов с ОВЗ, поддержке и укреплении их психического здоровья, контроль за соблюдением прав обучающихся с ОВЗ, выявление потребности студента с ОВЗ в сфере социальной поддержки, определение направления помощи в адаптации и социализации указанных категорий граждан обеспечивают работники учебной части, ответственный за социальную работу в филиале, ответственный за проведение приемной кампании в филиале, работники медицинского кабинета филиала в рамкам исполнения своих должностных обязанностей.
Оказание помощи в использовании в образовательном процессе современных технических и программных средств обучения педагогическим работникам и обучающимся с ОВЗ, содействие в обеспечении студентов с ОВЗ дополнительными способами передачи, освоения и воспроизводства учебной информации обеспечивают работники отдела вычислительной техники в рамкам исполнения своих должностных обязанностей.
Филиалом обеспечена дополнительная подготовка преподавателей и сотрудников с целью получения знаний о психофизиологических особенностях лиц с ОВЗ, специфике приема-передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом разных нозологий, а также обучение навыкам оказания первой помощи.
Для обеспечения образовательного процесса студентов с нарушением слуха заключено соглашение о сотрудничестве между филиалом и Курским Региональным отделением Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» о предоставлении данной категории обучающихся услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся (абитуриентам) необходимую специализированную техническую помощь по переводу русского жестового языка (сурдопереводу).
Для оказания обучающемуся (абитуриенту) с ОВЗ необходимо технической помощи (ситуационной помощи) для обеспечения доступа наравне с другими к аудиториям, библиотеке, буфету, санитарно-гигиеническим помещениям, иным объектам учебной и социально-бытовой инфраструктуры в зависимости от вида и выраженности имеющегося у лица с ОВЗ нарушения здоровья, а также консультационной и информационной поддержки приказом создана группа для сопровождения указанных категорий обучающихся (основной и дополнительный состав, члены которых наделены соответствующими закреплёнными функциями).
Обучение обучающихся с ОВЗ осуществляется филиалом с учетом их особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Содержание высшего образования по образовательным программам и условия организации обучения для инвалидов определяются в том числе в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации (ИПРА) инвалида (при наличии), для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся (АООП) (части 1 и 8 статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах.
Филиалом созданы специальные условия для получения высшего образования по образовательным программам, в т.ч. по АООП обучающимися с ОВЗ, включающие в себя формирование при необходимости АООП, а также индивидуальных учебных планов и графиков, использование специальных методов обучения и воспитания, специальных учебно-методических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся с ОВЗ необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в помещения и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
При получении высшего образования по образовательным программам, в т.ч. по АООП обучающимся с ОВЗ предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (при необходимости).
В целях доступности получения высшего образования по образовательным программам, в т.ч. по АООП лицами с ОВЗ филиалом обеспечивается:
1) для лиц с ОВЗ по зрению: наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих; размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании учебных занятий; присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь; обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы); обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-проводника, к зданию филиала;
2) для лиц с ОВЗ по слуху: дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной; обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
3) для лиц с ОВЗ, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия обеспечивают возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, буфет, медицинский кабинет, туалетные и другие помещения, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и др.).
Приказом филиала в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367 и в целях доступности получения высшего образования по образовательным программам инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья создана группа для сопровождения указанных категорий обучающихся (основной и дополнительный состав), члены которой согласно закреплённым функциям оказывают обучающемуся (абитуриенту) необходимую техническую помощь (ситуационную помощь) для обеспечения доступа наравне с другими к аудиториям, библиотеке, буфету, санитарно-гигиеническим помещениям, иным объектам учебной и социально-бытовой инфраструктуры в зависимости от вида и выраженности имеющегося у инвалида нарушения здоровья, а также консультационную и информационную поддержку.
В 2016 г. во исполнение приказов Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», от 02.12.2015 № 1399 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования»), письма Минобрнауки России от 12.02.2016 № ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования» проведены обследование объектов филиала и услуг в сфере образования, оказываемых филиалом, на предмет их доступности для инвалидов, и паспортизация здания филиала:
создана комиссия по проведению обследования и паспортизации объектов филиала и услуг в сфере образования и утвержден план-график проведения обследования;
комиссией по паспортизации проведено обследование, по результатам которого оформлен Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования по форме согласно письму Минобрнауки России от 12.02.2016 № ВК-270/07, - ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ ОБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ (ОСИ) – Учебно-лабораторного корпуса (литер А) (объект образования) Курского филиала Финуниверситета: 3015016, г. Курск, ул. Ломоносова, д. 3 согласованный общественным объединением инвалидов, осуществляющим свою деятельность на территории Курска, представитель которого включён в состав комиссии по паспортизации, утверждённый директором филиала;
на основе Паспорта доступности утверждён план действий филиала по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов филиала и услуг в сфере образования, оказываемых филиалом (Дорожная карта), на период до 2030 г.;
в филиале назначено ответственное лицо за проведение инструктажей специалистов филиала, работающих с инвалидами, или которые по роду своей деятельности могут контактировать с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования;
проведено с привлечением представителя общественного объединения инвалидов, осуществляющего свою деятельность на территории Курска, первичное инструктирование членов комиссии по паспортизации, а также иных специалистов филиала, работающих с инвалидами, или которые по роду своей деятельности могут контактировать с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов филиала и услуг в сфере образования, оказываемых филиалом.
По итогам проведённой паспортизации филиал признан условно доступным для лиц с ограниченными возможностями здоровья, что является достаточным основанием для возможности пребывания указанных категорий граждан в филиале и предоставления им образовательных услуг с учетом дальнейшего увеличения степени доступности филиала на основе реализации мероприятий Дорожной карты.
НПР филиала, привлекаемый к реализации образовательных программ, а также руководящий состав и сотрудники филиала ознакомлены с психофизическими особенностями обучающихся с ОВЗ и учитывают их при организации образовательного процесса. С этой целью в том числе при формировании плана повышения квалификации работников филиала, включая НПР филиала, обеспечивается включение соответствующих программ повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, руководящего и учебно-вспомогательного персонала по организации и осуществлению инклюзивного образовательного процесса и/или включение в программы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров включение блока дисциплин по организации и осуществлению инклюзивного образовательного процесса.
Обучение лиц с ОВЗ происходит с учетом их особых индивидуальных особенностей и потребностей в соответствии со следующими принципами и направлениями работы:
1) сотрудничество с работниками учебной части и иных учебно-вспомогательных структурных подразделений филиала по вопросам комфортного взаимодействия с обучающимися с ОВЗ;
2) стимулирование полноценного взаимодействия лица с ОВЗ со сверстниками и способствование скорейшей и наиболее полной адаптации в студенческом коллективе;
3) соблюдение необходимых методических требований (контроль понимания обучающимся с ОВЗ заданий и инструкций до их выполнения и т.д.);
4) организация рабочего пространства обучающегося с ОВЗ;
5) включение обучающегося с ОВЗ в обучение с использованием специальных методов, приемов и средств, учитывающих индивидуальные особенности и потребности обучающегося с ОВЗ;
6) сотрудничество с органами управления образованием, социальными службами Курской области по вопросам комфортного взаимодействия с обучающимися с ОВЗ и обеспечения соблюдения прав обучающихся с ОВЗ.