Для создания условий по обеспечению инклюзивного обучения лиц с ОВЗ по программам высшего образования существующие структурные подразделения филиала (учебные, учебно-вспомогательные и административно-хозяйственные), а также отдельные должностные лица наделены соответствующими полномочиями и ответственностью организацию обучения лиц с ОВЗ и их сопровождение, что отражается в соответствующих положениях о структурных подразделениях: по довузовской подготовке и профориентационной работе с абитуриентами с ОВЗ (курсы довузовской и профессиональной подготовки, ответственный за проведение приемной кампании в филиале); сопровождению инклюзивного обучения лиц с ОВЗ (кафедры, учебная часть, библиотека, заведующий учебно-методическим кабинетом); решению вопросов развития и обслуживания информационно-технологической базы инклюзивного обучения, программ дистанционного обучения инвалидов (при их наличии) (учебная часть, библиотека, отдел вычислительной техники); социокультурной реабилитации (учебная часть); содействию трудоустройству выпускников с ОВЗ (учебная часть, кафедры); созданию безбарьерной архитектурной среды (административно-хозяйственный отдел).
Ведение специализированного учета обучающихся с ОВЗ осуществляется на этапах их: поступления – ответственным за проведение приемной кампании в филиале; обучения, трудоустройства – учебной частью.
В целях обеспечения специальных условий обучения лиц с ОВЗ филиал с письменного согласия этих лиц получает сведения о состоянии здоровья, рекомендации медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии.
Филиалом обеспечено размещение информации о наличии условий для обучения лиц с ОВЗ на официальном сайте филиала в информационно-телекоммуникационной среде «Интернет».
На сайте создан специальный раздел (страница), отражающий наличие условий для обучения лиц с ОВЗ, содержащий адаптированные образовательные программы для лиц с ОВЗ с учетом различных нозологий, виды и формы сопровождения обучения, наличие специальных технических и программных средств обучения, дистанционных образовательных технологий (при их наличии), наличие безбарьерной среды и прочее.
Филиалом выполняются рекомендации по кадровому обеспечению в соответствии с Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего профессионального образования, в том числе оснащенности образовательного процесса, утвержденными Минобрнауки России 08.04.2014 № АК-44/05вн, с учетом финансовых и организационно-штатных возможностей.
В целях обеспечения условий доступности для лиц с ОВЗ объектов филиала и услуг в сфере образования, оказываемых филиалом распорядительным актом филиала, назначены ответственные лица за организацию работы по обеспечению условий доступности для лиц с ОВЗ объектов филиала и услуг в сфере образования, оказываемых филиалом:
за организацию и контроль работы по обеспечению условий доступности для лиц с ОВЗ объектов филиала и услуг в сфере образования, оказываемых филиалом, – заместитель директора филиала;
за проведение работы по обеспечению условий доступности для лиц с ОВЗ объектов филиала и услуг в сфере образования, оказываемых филиалом, согласно закрепленным участкам работы и помещениям:
заведующий учебно-методическим кабинетом: в отношении контингента обучающихся по основным образовательным программам; помещения учебно-методического кабинета;
директор курсов дополнительного профессионального образования, ответственный за проведение приемной кампании в филиале: в отношении контингента абитуриентов; помещения приемной комиссии и помещения, используемых при проведении приемной кампании (учебные аудитории, используемые для вступительных испытаний, собраний и пр.); в отношении контингента слушателей, обучающихся по дополнительным профессиональным образовательным программам; помещения, используемые курсами дополнительного профессионального образования для образовательного и иного процесса;
заведующий курсами довузовской и профессиональной подготовки: в отношении контингента слушателей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам; помещения, используемые курсами довузовской и профессиональной подготовки для образовательного и иного процесса;
начальник административно-хозяйственного отдела: в отношении всех граждан, посещающих здание и территорию филиала; здание филиала в целом (помещения общего пользования, входные группы, буфет, актовый зал, гардероб), земельный участок;
начальник отдела вычислительной техники: в отношении всего контингента обучающихся и слушателей филиала; компьютерные классы;
главный бухгалтер: в отношении контингента обучающихся по основным образовательным программам; помещения бухгалтерии;
медицинская сестра медицинского кабинета филиала: в отношении всего контингента обучающихся и слушателей филиала; помещения медицинского кабинета;
заведующий библиотекой: в отношении всего контингента обучающихся и слушателей филиала; помещения библиотеки;
предприятие общественного питания, с которым заключены договоры аренды помещений здания филиала и оказания услуг общественного питания: в отношении всего контингента обучающихся и слушателей; помещения буфета;
заведующий учебной частью: в отношении контингента обучающихся по основным образовательным программам; помещения учебной части и помещения, используемые для образовательного и иного процесса по основным образовательным программам.
Организацию процесса индивидуального обучения лиц с ОВЗ и их персонального сопровождения в образовательном пространстве, распределение и оценивание совместно с обучающимся с ОВЗ имеющихся ресурсов всех видов для реализации поставленных целей, а также выполнение посреднических функций между студентом с ОВЗ и преподавателями с целью организации консультаций или дополнительной помощи преподавателей в освоении учебных дисциплин осуществляют, в основном, работники учебной части.
Создание благоприятного психологического климата, формирование условий, стимулирующих личностный и профессиональный рост, обеспечение психологической защищенности абитуриентов и студентов с ОВЗ, поддержке и укреплении их психического здоровья, контроль за соблюдением прав обучающихся с ОВЗ, выявление потребности студента с ОВЗ в сфере социальной поддержки, определение направления помощи в адаптации и социализации указанных категорий граждан обеспечивают работники учебной части, ответственный за социальную работу в филиале, ответственный за проведение приемной кампании в филиале, работники медицинского кабинета филиала в рамкам исполнения своих должностных обязанностей.
Оказание помощи в использовании в образовательном процессе современных технических и программных средств обучения педагогическим работникам и обучающимся с ОВЗ, содействие в обеспечении студентов с ОВЗ дополнительными способами передачи, освоения и воспроизводства учебной информации обеспечивают работники отдела вычислительной техники в рамкам исполнения своих должностных обязанностей.
Филиалом обеспечена дополнительная подготовка преподавателей и сотрудников с целью получения знаний о психофизиологических особенностях лиц с ОВЗ, специфике приема-передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом разных нозологий, а также обучение навыкам оказания первой помощи.
Для обеспечения образовательного процесса студентов с нарушением слуха заключено соглашение о сотрудничестве между филиалом и Курским Региональным отделением Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» о предоставлении данной категории обучающихся услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся (абитуриентам) необходимую специализированную техническую помощь по переводу русского жестового языка (сурдопереводу).
Для оказания обучающемуся (абитуриенту) с ОВЗ необходимо технической помощи (ситуационной помощи) для обеспечения доступа наравне с другими к аудиториям, библиотеке, буфету, санитарно-гигиеническим помещениям, иным объектам учебной и социально-бытовой инфраструктуры в зависимости от вида и выраженности имеющегося у лица с ОВЗ нарушения здоровья, а также консультационной и информационной поддержки приказом создана группа для сопровождения указанных категорий обучающихся (основной и дополнительный состав, члены которых наделены соответствующими закреплёнными функциями).
Обучение обучающихся с ОВЗ осуществляется филиалом с учетом их особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Содержание высшего образования по образовательным программам и условия организации обучения для инвалидов определяются в том числе в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации (ИПРА) инвалида (при наличии), для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся (АООП) (части 1 и 8 статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах.
Филиалом созданы специальные условия для получения высшего образования по образовательным программам, в т.ч. по АООП обучающимися с ОВЗ, включающие в себя формирование при необходимости АООП, а также индивидуальных учебных планов и графиков, использование специальных методов обучения и воспитания, специальных учебно-методических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся с ОВЗ необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в помещения и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
При получении высшего образования по образовательным программам, в т.ч. по АООП обучающимся с ОВЗ предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (при необходимости).