Курский филиал

Информация о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Для создания условий по обеспечению инклюзивного обучения лиц с ОВЗ по программам высшего образования существующие структурные подразделения филиала (учебные, учебно-вспомогательные и административно-хозяйственные), а также отдельные должностные лица наделены  соответствующими полномочи­ями и ответственностью организацию обучения лиц с ОВЗ и их сопровождение, что отражается в соответствующих положениях о структурных подразделениях: по довузовской подготовке и профориентационной работе с абитуриентами с ОВЗ (курсы довузовской и профессиональной подготовки, ответственный за проведе­ние приемной кампании в филиале); сопровождению инклюзивного обучения лиц с ОВЗ (кафедры, учебная часть, библиотека, заведующий учебно-методическим кабинетом); решению вопросов развития и обслуживания информационно-техно­логической базы инклюзивного обучения, программ дистанционного обучения инвалидов (при их наличии) (учебная часть, библиотека, отдел вычислительной техники); социокультурной реабилитации (учебная часть); содействию трудо­устройству выпускников с ОВЗ (учебная часть, кафедры); созданию безбарьерной архитектурной среды (административно-хозяйственный отдел).

Ведение специализированного учета обучающихся с ОВЗ осуществляется на этапах их: поступления – ответственным за проведение приемной кампании в филиале; обучения, трудоустройства – учебной частью.

В целях обеспечения специальных условий обучения лиц с ОВЗ филиал с письменного согласия этих лиц получает сведения о состоянии здоровья, реко­мендации медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии.

Филиалом обеспечено размещение информации о наличии условий для обу­чения лиц с ОВЗ на официальном сайте филиала в информационно-телекоммуни­кационной среде «Интернет».

На сайте создан специальный раздел (страница), отражающий наличие условий для обучения лиц с ОВЗ, содержащий адаптированные образовательные программы для лиц с ОВЗ с учетом различных нозологий, виды и формы сопро­вождения обучения, наличие специальных технических и программных средств обучения, дистанционных образовательных технологий (при их наличии), нали­чие безбарьерной среды и прочее.

Филиалом выполняются рекомендации по кадровому обеспечению в соот­ветствии с Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоро­вья в образовательных организациях высшего профессионального образования, в том числе оснащенности образовательного процесса, утвержденными Минобрна­уки России 08.04.2014 № АК-44/05вн, с учетом финансовых и организационно-штатных возможностей.

В целях обеспечения условий доступности для лиц с ОВЗ объектов филиала и услуг в сфере образования, оказываемых филиалом распорядительным актом филиала, назначены ответственные лица за организацию работы по обеспече­нию условий доступности для лиц с ОВЗ объектов филиала и услуг в сфере обра­зования, оказываемых филиалом:

за организацию и контроль работы по обеспечению условий доступности для лиц с ОВЗ объектов филиала и услуг в сфере образования, оказываемых фи­лиалом, – заместитель директора филиала;

за проведение работы по обеспечению условий доступности для лиц с ОВЗ объектов филиала и услуг в сфере образования, оказываемых филиалом, согласно закрепленным участкам работы и помещениям:

заведующий учебно-методическим кабинетом: в отношении контингента обучающихся по основным образовательным программам; помещения учебно-ме­тодического кабинета;

директор курсов дополнительного профессионального образования, ответ­ственный за проведение приемной кампании в филиале: в отношении контингента абитуриентов; помещения приемной комиссии и помещения, используемых при проведении приемной кампании (учебные аудитории, используемые для вступи­тельных испытаний, собраний и пр.); в отношении  контингента слушателей, обу­чающихся по дополнительным профессиональным образовательным программам; помещения, используемые курсами дополнительного профессионального образо­вания для образовательного и иного процесса;

заведующий курсами довузовской и профессиональной подготовки: в от­ношении контингента слушателей, обучающихся по дополнительным общеобра­зовательным программам; помещения, используемые курсами довузовской и профессиональной подготовки для образовательного и иного процесса;

начальник административно-хозяйственного отдела: в отношении всех граждан, посещающих здание и территорию филиала; здание филиала в целом (помещения общего пользования, входные группы, буфет, актовый зал, гардероб), земельный участок;

начальник отдела вычислительной техники: в отношении всего контингента обучающихся и слушателей филиала; компьютерные классы;

главный бухгалтер: в отношении контингента обучающихся по основным образовательным программам; помещения бухгалтерии;

медицинская сестра медицинского кабинета филиала: в отношении всего контингента обучающихся и слушателей филиала; помещения медицинского ка­бинета;

заведующий библиотекой: в отношении всего контингента обучающихся и слушателей филиала; помещения библиотеки;

предприятие общественного питания, с которым заключены договоры аренды помещений здания филиала и оказания услуг общественного питания: в отношении всего контингента обучающихся и слушателей; помещения буфета;

заведующий учебной частью: в отношении контингента обучающихся по основным образовательным программам; помещения учебной части и помещения, используемые для образовательного и иного процесса по основным образователь­ным программам.

Организацию процесса индивидуального обучения лиц с ОВЗ и их персо­нального сопровождения в образовательном пространстве, распределение и оце­нивание совместно с обучающимся с ОВЗ имеющихся ресурсов всех видов для реализации поставленных целей, а также выполнение посреднических функций между студентом с ОВЗ и преподавателями с целью организации консультаций или дополнительной помощи преподавателей в освоении учебных дисциплин осуществляют, в основном, работники учебной части.

Создание благоприятного психологического климата, формирование усло­вий, стимулирующих личностный и профессиональный рост, обеспечение психо­логической защищенности абитуриентов и студентов с ОВЗ, поддержке и укреп­лении их психического здоровья, контроль за соблюдением прав обучающихся с ОВЗ, выявление потребности студента с ОВЗ в сфере социальной поддержки, определение направления помощи в адаптации и социализации указанных катего­рий граждан обеспечивают работники учебной части, ответственный за социаль­ную работу в филиале, ответственный за проведение приемной кампании в фили­але, работники медицинского кабинета филиала в рамкам исполнения своих должностных обязанностей.

Оказание помощи в использовании в образовательном процессе современ­ных технических и программных средств обучения педагогическим работникам и обучающимся с ОВЗ, содействие в обеспечении студентов с ОВЗ дополнитель­ными способами передачи, освоения и воспроизводства учебной информации обеспечивают работники отдела вычислительной техники в рамкам исполнения своих должностных обязанностей.

Филиалом обеспечена дополнительная подготовка преподавателей и со­трудников с целью получения знаний о психофизиологических особенностях лиц с ОВЗ, специфике приема-передачи учебной информации, применения специаль­ных технических средств обучения с учетом разных нозологий, а также обучение навыкам оказания первой помощи.

Для обеспечения образовательного процесса студентов с нарушением слуха заключено соглашение о сотрудничестве между фи­лиалом и Курским Региональ­ным отделением Общероссийской общественной организации инвалидов «Все­российское общество глухих» о предоставлении данной категории обучающихся услуг асси­стента (помощника), оказывающего обучающимся (абитуриентам) необходи­мую специализированную техническую помощь по переводу русского жесто­вого языка (сурдопереводу).

Для оказания обу­чающемуся (абитуриенту) с ОВЗ необходимо техниче­ской помощи (ситуационной помощи) для обеспечения доступа наравне с дру­гими к аудиториям, библио­теке, буфету, санитарно-гигиеническим помещениям, иным объектам учебной и социально-бытовой инфраструктуры в зависимости от вида и выраженности имеющегося у лица с ОВЗ нарушения здоровья, а также консультационной и ин­формационной поддержки приказом создана группа для сопровождения указанных категорий обучаю­щихся (основной и дополнитель­ный состав, члены которых наделены соответствующими закреплён­ными функциями).

Обучение обучающихся с ОВЗ осуществляется филиалом с уче­том их особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Содержание высшего образования по образовательным программам и усло­вия организации обучения для инвалидов определяются в том числе в соответ­ствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации (ИПРА) инвалида (при наличии), для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – на основе образовательных программ, адаптированных при необходи­мости для обучения указанных обучающихся (АООП) (части 1 и 8 статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах.

Филиалом созданы специальные условия для получения высшего образова­ния по образовательным программам, в т.ч. по АООП обучающимися с ОВЗ, включающие в себя формирование при необходимости АООП, а также индивидуальных учебных планов и графиков, ис­пользование специальных методов обучения и воспитания, специальных учебно-методических материалов, технических средств обучения коллективного и инди­видуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказы­вающего обучающимся с ОВЗ необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в помещения и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

При получении высшего образования по образовательным программам, в т.ч. по АООП обучающимся с ОВЗ предо­ставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (при необходимости).​

​​