Центр изучения и мониторинга эффективности мер социально-экономической поддержки промышленности и предпринимательства "Локомотивы роста"

Наши исследования

Исследовательская деятельность лаборатории Центра "Локомотивы роста" май-июнь 2023 г.

Авторский коллектив Лаборатории Центра изучения и мониторинга эффективности мер социально-экономической поддержки промышленности и предпринимательства «Локомотивы роста» в мае-июне 2023 г. провел комплексное исследование на тему «АЛГОРИТМИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ЭКОНОМИКЕ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИЯТИЯ ЗАНЯТЫМИ В РОССИИ»

Тема развития в России платформенной экономики сегодня одна из самых востребованных в работах экономических и социальных исследователей. Согласно данным совместного исследования Data Insight и Avito Услуги, за последние 5 лет объем платформенной экономики в России вырос на 500 миллиардов рублей и составил 6,2 триллиона рублей. Это оптимистичная оценка, близкая к 5% от ВВП.

По данным коллег из Института социальной политики ВШЭ, в России хотя бы единичный опыт предложения своего труда на платформах имеют уже более 10 млн. человек – четверть всех, кто занят в производстве товаров и услуг. И уже примерно два миллиона тех, кого называют «постоянными партнерами платформ» - тех, кто основную свою трудовую деятельность организуют через платформы.

Одной из самых обсуждаемых тем в мировой академической дискуссии выступает социальная роль алгоритмического управления бизнес-процессами и людьми – ядра организации платформенной экономики.

Часть исследователей видят в алгоритмическом управлении ключевой инструмент преодоления разных форм дискриминации – от национальной и религиозной до гендерной. Они также отмечают, что алгоритмическое управление, особенно в молодых экономиках, позволяет избавиться от диктата национальных общин, кумовства, поборов и взяточничества при получении работы.

Другая часть исследователей, как правило, стоящая на более традиционных западно-либеральных позициях, отмечают дегуманизацию управления, которую несет с собой, на их взгляд, алгоритмический менеджмент. Их также беспокоят т.н. «трудовые стрессы», к которым, по их мнению, более предрасположена именно алгоритмическая модель управления.

Наше исследование строилось по эксплораторному дизайну, и опиралось на три методологии:

  1. Классический кабинетный метод анализа хода научной и практической дискуссии
  2. Метод case studies, когда изучались конкретные страновые практики применения алгоритмического управления и социальные результаты такого применения
  3. Качественное социологическое исследование в формате серии фокус-групп с участниками алгоритмического управления. В качестве эмпирической базы были выбраны водители такси в Москве, Санкт-Петербурге и четырех центрах регионов России, что позволило соблюсти гендерный и социально-демографический баланс.

Выводы работы

Алгоритмическое управление в недавнем прошлом часто рассматривали как источник формирования возрастающей прибыльности в новой экономике – прежде всего, в экономике платформ – имманентным свойством которой являются социальные и психологические издержки для занятых на платформах. Изученные в работе исследования последних лет показывают, что это имело место только на ранних стадиях массового внедрения алгоритмического управления. Современные подходы и практики полностью изменили картину – из инструмента, негативного по отношению к социальным и психологическим запросам трудящихся, алгоритмическое управление при условии грамотной реализации стало инструментом позитивного ответа на эти запросы. Прежде всего, речь идёт о преодолении всякого рода дискриминации по половому, расовому и иным признакам; преодолении кумовства и местничества; преодолении проявлений сексуального харрасмента; предотвращении возникновения заемного труда; преодолении поборов и взяточничества.

Главное изменение, способствующее этому – появление в орбите алгоритмического управления систем коллективной самоорганизации занятых.

Форматы этой коллективной самоорганизации, как показали изученные работы, могут быть самыми разными, но все они обладают общими чертами:

— Прежде всего, это не профсоюзы в трейд-юнионисткой, традиционной форме: ни в одной из изученных работ не содержится примеров, в которых экспансия традиционных профсоюзов в платформенную экономику привела бы к чему-то иному, кроме инициации конфликтов, в которых не заинтересованы ни платформы-агрегаторы, ни занятые.

— Напротив, новые форматы трудовых союзов, как правило, показывают готовность к поиску взаимовыгодных форматов взаимодействия с платформами. Если трейд-юнионы привносят в платформенную экономику традиционную для экономики наёмного труда логику «борьбы за права», то новые трудовые объединения занятых на платформах рассматривают успех экономик платформы как часть собственного успеха.

 — К сожалению, пока что именно платформы демонстрируют недооценку важности формирования коллективных союзов занятых; зачастую, инерционно усматривая в таких союзах не потенциал возможного сотрудничества, а непримиримых оппонентов. В то время как сложившаяся практика показывает: умение выстроить не только индивидуальные взаимоотношения с занятыми на платформе, но и отношения с их сообществом как носителем коллективных запросов, становится важнейшим конкурентным преимуществом платформ в борьбе за наиболее востребованных, лояльных и квалифицированных занятых.

 — Центральным рычагом влияния платформ на процесс возникновения лояльных трудовых союзов выступает доступ к согласованной части массивов данных, формирующихся на платформе. Открытие такого доступа для лояльных, конструктивных союзов резко повышает их эффективность и привлекательность в глазах самих занятых.

​Важнейшим запросом внутри отраслей, использующих алгоритмическое управление, – прежде всего, гиг-экономики – является запрос на «цифровую трудовую биографию», признаваемую всеми агрегаторами и являющуюся стандартной визитной карточкой работника при взаимодействии с разными платформами.

Выработка такой модели описания квалификации и достижений занятого возможна только на уровне самоорганизации новой экономики – как самоорганизации платформ, так и самоорганизации занятых – уровне, которого только предстоит достигнуть.

ПОЛНЫЙ ОТЧЕТ:
Algorithmic control in economics_Report_June_2023.pdf



​«Анализ привлекательности занятости в такси со стороны военнослужащих запаса»

В январе 2023 года сотрудниками Лаборатории Центра изучения и мониторинга эффективности мер социально-экономической поддержки промышленности и предпринимательства "Локомотивы роста" был проведен интернет-опрос военнослужащих ВС РФ по формализованной анкете, а в феврале была проведена серия из 25 структурированных интервью, с целью выявления привлекательности работы в качестве водителя такси в партнерстве с платформами-агрегаторами для военнослужащих Вооруженных Сил, оценивающих личные перспективы ухода в запас или отставку, на основании мнения уже трудящихся таксистами бывших военнослужащих

Данное исследование является первым в современной России проектом, касающимся изучению взаимосвязи военной службы и гражданской жизни как единой системы социализации.

В ходе исследования были получены следующие результаты:

  • 53% действующих военнослужащих офицерского и сержантского состава оценили вероятность своего выхода в отставку или запас как «вероятную» и «очень вероятную».
  • 69% действующих военнослужащих офицерского и сержантского состава в качестве причин ухода в запас или отставку назвали внешние, не зависящие от респондента причины.
  • Работа в такси оказалась на первом месте среди различных карьерных траекторий – это мягкий выбор более 83% респондентов.
  • Мотивы, которым руководствовались вышедшие в отставку военнослужащие при выборе в качестве продолжения трудовой деятельности занятость в такси в сотрудничестве с платформами - сохранение самоуважения в момент смены занятости – отсутствие необходимости унизительного, как представляли себе респонденты, собеседования, отсутствие испытательного срока и т.д.

Полученные данные дают широкую платформу для исследований черт укладов жизни и устойчивых паттернов поведения, которые военнослужащие, выходящие в запас или отставку, переносят в гражданский период своей жизни. Эмоциональный комфорт сотен тысяч граждан России – военнослужащих и членов их семей – во многом зависит от того, насколько они сумеют перенести в гражданскую жизнь эти значимые для них черты образа жизни и насколько гражданская жизнь даст им те черты образа жизни, которыми не обладала жизнь военного.

«Анализ привлекательности занятости в такси со стороны военнослужащих запаса».pptx

​​​