Профессор, заместитель директора Института глобальных исследований Финансового университета при Правительстве РФ Сергей Рогинко выступил на медиа-площадке Торгово-Промышленной Палаты РФ с комментариями по поводу перспектив монетизации российских сокращений выбросов на международном углеродном рынке.

Последняя проблема приобрела особую актуальность в свете прогресса на переговорах по модальностям и процедурам ст.6 Парижского соглашения. Не исключено, что этот переговорный процесс, длящийся уже больше 8 лет, будет завершен на очередной Конференции Сторон РКИК ООН и Парижского соглашения, которая состоится в Баку в ноябре. В этом случае можно будет говорить о том, что углеродный рынок в рамках Парижского соглашения создан и готов к работе.

Известно, что потенциальные покупатели проектных сокращений - это, прежде всего, компании стран ЕС, Японии и (в очень ограниченных масштабах) США. И если в период Киотского протокола страны Евросоюза и Япония предъявляли устойчивый спрос на сокращения в компаниях российского ТЭК, то политическая ситуация последних лет изменила эту картину. Характер отношений России со странами коллективного Запада с большой степенью вероятности может отразиться на спросе.

Кроме чисто политических факторов, отечественным компаниям ТЭК следует обратить внимание на динамику углеродного рынка в целом, которая не внушает оптимизма. В 2023 г. рынок добровольных сокращений «просел» с 430 млн. т. СО-2-экв. до 260 млн. т., и перспективы существенного роста под вопросом. Особенно резко снизился выпуск единиц в проектах ВИЭ – более чем в 2 раза.

Что касается  легитимной ниши для российских сокращений, то отечественным корпорациям есть смысл обратить внимание на систему углеродной торговли CORSIA в рамках Международной Организации Гражданской Авиации – ИКАО. Это - единственная на сегодняшний момент глобальная система углеродной торговли с ООНовской легитимностью. В рамках CORSIA покупкой проектных сокращений авиакомпании компенсируют свои выбросы от международных авиаперелетов. Российские сокращения могут стать признанным товаром на этом рынке и быть востребованными, прежде всего – российскими авиакомпаниями (с перспективой сбыта авиакомпаниям как минимум нейтральных или дружественных стран).


https://org.tpprf.ru/of/komener/opinion/5635271/​