Махачкалинский филиал Финансового университета при Правительстве РФ

Доступная среда

​​

Обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ​)

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Конституцией РФ закреплено, что каждый человек имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Безопасность обучающихся во время пребывания в Махачкалинском филиале Финуниверситета в части создания не­обходимых условий для обучающихся с ОВЗ обеспечена (часть 8 статьи 41 (охрана здоровья обучающихся) Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).

Обучение студентов​ с ОВЗ осуществляется Махачкалинским филиалом Финуниверситета с уче­том их особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Деятельность филиала по обучению лиц с ОВЗ регламентируется докумен­тами локального характера – Положением об обучении инвалидов и лиц с ограни­ченными возможностями здоровья в Финансовом университете, утвержденным приказом Финуниверситета от 11.11.2016 № 2219/о​, а также иными локальными нормативными актами Финуниверситета и филиала, регламентирующими осу­ществление образовательной деятельности по основным образовательным про­граммам, в которые внесены соответствующие положения, регулирующие осо­бенности организации образовательного процесса для лиц с ОВЗ, и иными документами, учиты­вающими условия инклюзивного обучения.​

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ
Приказ Минобрнауки России от 15.12.2014 N 1580
Приказ Минобрнауки России от 14.06.2​013 N 464 
Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
Письмо Минобрнауки России от 18.03.2014 N 06-281
Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 N ВК-270 07
Приказ Финансового университета от 11.11.2016 № 2219/о​ "Об утверждении Положения об обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Финансовом университете"
-Положение об организации обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Махачкалин​ском филиале Финуниверситета
-Адаптированная программа
-Приказ от № Махачкалинского филиала Финуниверситета "О назначении ответственного за комплексное сопровождение обучения и создание условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья"

Условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В филиале созданы условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а именно:​ 

· Пандус наружный с поручнями.
· Лестница наружная с поручнями и тактильными направляющими.
· Входная площадка с тактильными направляющими.
· Отдельная входная дверь без турникета с контрастной маркировкой и тактильно-визуальными знаками доступности.
· Тактильные таблички, выполненные шрифтом Брайля на входе с указанием наименования филиала, режимом работы.
На первом этаже основного учебного корпуса расположены:
- специально оборудованная туалетная комната;
· Имеется необходимая информация для обеспечения беспрепятственного передвижения инвалидов по первому этажу учебного корпуса.
· Пандус для выхода на внутреннюю территорию филиала.​
· На первом этаже здания общежития с пандусом находятся:
- две специально оборудованные комнаты для отдыха лиц с ОВЗ и инвалидов;
· Столовая (с пандусом) с посадочными местами для лиц с ОВЗ и инвалидов.
· Медицинский пункт (с пандусом).
· Дверные проемы в помещениях обеспечивают свободный доступ для лиц с ограниченными возможностями здоровья.


​Учебный корпус/общежитие
Приспособления для безбарьерной среды​Ответственный за сопровождение и помощь при передвижении​
​пр. Акушинского, 90
  • Пандус
  • Доступность аудиторий, библиотеки и столовой
  • Специально оборудованный санузел
  • Доступная стоянка для автотранспортного средства
  • Расширенные проемы входных групп

Мамедов Р.Д.
  • Доступные санитарно-гигиенические и кухонные помещения
  • Помощь работников общежития в сопровождении инвалидов
  • Достаточная ширина дверных проемов и лестничных маршей

Мамедов Р.Д.​


​Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

​Социально-педагогическое сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения в филиале представляет собой взаимодействие обучаемого (сопровождаемого) с сопровождающим (лицом, обеспечивающим сопровождение), направленное на стимулирование наиболее полного самопроявления студента в процессе осмысления возникшей (возникающей) проблемы, активного проявления по их преодолению в процессе получения профессионального образования.
В основе социально-педагогического сопровождения лежит прогнозирование возникающих проблем, побуждение студентов с ограниченными возможностями здоровья к их осмыслению, определению способов самостоятельного преодоления и реализации их на каждом этапе процесса усвоения учебной дисциплины, овладения профессией, не допуская гиперопеки.
Социально-педагогическое сопровождение осуществляется коллективом филиала в процессе адаптации и интеграции студентов с особыми адаптивными возможностями, усвоения учебных дисциплин, овладения профессией.
Общие принципы и правила работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья:
  • Индивидуальный подход к каждому студенту.
  • Предотвращение наступления утомления, для этого используются разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование дидактического материала и средств наглядности).
  • Использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
  • Проявление педагогического такта. Поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактичная помощь каждому студенту, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
  • Социальная адаптация обучающихся:
1. совместное обучение в группах с лицами, не имеющими ограничений;
2. равноправное участие обучающихся с ОВЗ в общественных мероприятиях;
3. выполнение общественных поручений.
  • Воспитание толерантного отношения к лицам с ОВЗ у студентов филиала.
  • Создание благоприятного педагогического климата в коллективе обучающихся и педагогических работников.​
​​​