1 февраля 2024 года в Финансовом университете состоялось пленарное заседание Международной научно-методической конференции «Форсайт образования: портрет преподавателя будущего».

Дискуссионная площадка собрала более 3 тысяч участников – представителей образования, науки и бизнеса.  В фокусе внимания экспертов – вопросы трансформации образа преподавателя, необходимых компетенций молодых специалистов, а также роли новых технологий в образовательном процессе.

Пленарное заседание конференции, посвященное роли искусственного интеллекта в образовании, открыл ректор Финансового университета Станислав Прокофьев.  Приветствуя участников, он отметил актуальность темы дискуссии и подчеркнул, что в ситуации постоянных изменений важно изучать новые технологии и инструменты, вырабатывать подходы по их регулированию.

«Конференция не случайно посвящена именно образу преподавателя будущего: нам нужно понять, каким должен быть современный преподаватель в контексте изменений и вызовов, стоящих перед системой высшего образования, один из которых – развитие искусственного интеллекта (ИИ)», – обратился ректор к экспертам и участникам панельной дискуссии.

Говоря об особенностях применения технологий ИИ в образовательном процессе, Станислав Прокофьев подчеркнул, что искусственный интеллект нужен как вспомогательный инструмент для анализа данных, а также особо отметил роль преподавателя как эксперта: «Искусственный интеллект нуждается в эксперте –  человеке, который оценивает то, что сгенерировано, пропускает через себя, и обучает этому студентов. Сегодня много говорят о роли преподавателей. В российской образовательной традиции преподаватель –  это личность, он не просто передает знания, но и формирует индивидуальность студента. В то же время современным преподавателям важно понимать, как функционирует искусственный интеллект, и работать с актуальными цифровыми инструментами. Так, в Финансовом университете уже запущена специальная линейка программ ДПО в области искусственного интеллекта, и в течение года планируем обучить всех наших вузовских педагогов», – добавил Станислав Прокофьев.

Спикером пленарного заседания также стал ректор Белорусского государственного экономического университета Алексей Егоров, в ходе своего выступления отметивший значимость правового регулирования применения новых технологий.

Заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ Борис Чернышов, обращаясь к экспертам и участникам заседания, отметил, что технология искусственного интеллекта – инструмент, который способен оптимизировать работу студентов и преподавателей.

Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев, выступая на пленарном заседании,  также обратил внимание, что искусственный интеллект может помочь разгрузить педагогов от излишней бюрократической нагрузки, но никогда не заменит живого учителя. По его мнению, в профессиях, где необходимо живое человеческое участие, понимание человеческих чувств, умение правильно мотивировать и воспитывать, ничто не сможет заменить человека.

В дискуссии приняли участие представители крупнейших работодателей финансовой отрасли: заместитель министра финансов России Иван Чебесков в ходе своего выступления отметил значимость подготовки высококвалифицированных специалистов, способных работать с новыми цифровыми инструментами, и рассказал о практике внедрения инновационных технологий в сфере государственных финансов. Глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин, в свою очередь, особо отметил роль преподавателей и разработчиков программных продуктов, которые позволяют решать сложные задачи. Старший вице-президент АО «Альфа-Банк» Дамир Баттулин акцентировал внимание на важности формирования и развития цифровой грамотности. Специальным гостей пленарного заседания конференции стал бизнес-коуч и психотерапевт Алексей Ситников. Обращаясь к участникам встречи, он отметил, что новые технологии делают жизнь комфортнее и помогают двигаться дальше, однако определять цели движения и закладывать в них смыслы должен сам человек.

Подводя итоги заседания, эксперты остановились на значимых характеристиках образа преподавателя будущего, отметив важность практикоориентироваго подхода к образованию, профессионализма и авторитета.

Завершила пленарное заседание научно-методической конференции торжественная церемония награждения победителей конкурса «Педагогический олимп: методика, технология, практика», направленного на совершенствование методической работы, анализ и тиражирование лучших практик в сфере преподавания.

Программу конференции продолжили экспертные сессии, посвященные подготовке кадров для высшей школы, совершенствованию образовательных программ и внедрению инновационных технологий, а также эффективным коммуникациям с молодежью в условиях новых вызовов.

В рамках второго дня конференции состоялись более 30 дискуссий по актуальным вопросам развития системы образования. Работу конференции продолжает программа Зимней школы педагогического мастерства Финансового университета.  Традиционно Зимняя школа объединяет представителей образовательного профсообщества: методистов, преподавателей, административный персонал, задействованный в развитии образовательных организаций.  Работа площадки продлится до конца февраля 2024 года.

Форсайт образования: портрет преподавателя будущего