Ректор Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Прокофьев рассказал генеральному директору АЦ «БизнесДром» Павлу Самиеву о том, на какие финансовые и экономические специальности сейчас наибольший спрос, каковы критерии «работодателя мечты» у студентов и можно ли в рамках финансового или экономического образования формировать предпринимательское мышление.


Павел Самиев: Станислав Евгеньевич, изменились ли уровень подготовки абитуриентов и, главное, не столько их знания, сколько способность и готовность обучаться?

Ста​нислав Прокофьев: Качество подготовки абитуриентов, поступающих в Финансовый университет в этом году, стало выше: мы привлекаем множество ребят, использующих всероссийские и перечневые олимпиады школьников, «высокобалльников», причем средний балл растет не только у ребят, поступающих на бюджетное отделение, но и у тех, кто поступает на платное обучение.

Что касается эмоционального интеллекта, то он не менее важен для гармоничного развития личности, чем общий интеллект, и во многом определяет успех студента в будущем. Уровень эмоционального интеллекта у абитуриентов совершенно разный, и мы активно его развиваем. Лекции и семинарские занятия позволяют усилить навыки выстраивания эффективных коммуникаций и принятия групповых решений в команде, а Центр оценки и развития управленческих компетенций, созданный совместно с АНО «Россия — страна возможностей», позволяет ребятам прокачивать свои гибкие навыки, среди которых: анализ информации и выработка решений, ориентация на результат, партнерство/сотрудничество, стрессоустойчивость, планирование и организация, следование процедурам и правилам.

Павел Самиев: Есть ли сейчас спрос на финансовые и экономические специальности? Может быть, вектор интересов сместился за последние несколько лет?

Ста​нислав Прокофьев: Существенную роль в смещении вектора интересов среди поступающих сыграли глобальные внешнеполитические события, которые происходили с 2020 года. Пандемия и санкции со стороны западных стран естественным образом скорректировали направление выбора программ абитуриентами с международных на программы, призванные решать насущные проблемы нашей экономики.

Подчеркну, система подготовки на всех факультетах Финансового университета носит фундаментальный характер, свидетельство чему — постоянно растущие баллы ЕГЭ поступающих (с 88,7 в 2019 году до 91,5 в 2022-м) и уровень востребованности наших выпускников, свыше 90% которых трудоустраиваются на высокооплачиваемую работу в течение первых трех месяцев с момента окончания вуза.

Сегодня можно наблюдать повышенный спрос на работу в органах государственной власти. Также отмечу, что сейчас одним из ключевых направлений является цифровизация всех бизнес-процессов, причем Финансовый университет в полной мере отвечает на этот запрос рынка и в значительной степени усиливает цифровую грамотность на всех факультетах. Мы разработали уникальный курс «Цифровые финансы», благодаря которому будем готовить экономистов-математиков, владеющих языком программирования R, главным конкурентом языка Python.

Финансовый университет активно расширяет сотрудничество с индустриальными партнерами. Создаются новые специализированные лаборатории, оснащенные современным оборудованием и программными средствами. Например, совместно с компанией «Открытые мобильные системы» создана Лаборатория мобильной разработки. Студенты уже разрабатывают собственные приложения для российской мобильной операционной системы «Аврора». Также наш вуз плотно взаимодействует с крупнейшими коммерческими банками — ВТБ, Газпромбанком, Промсвязьбанком. В июне этого года на IT-факультете открылась новая цифровая кафедра Альфа-Банка, где студенты смогут изучать передовые цифровые банковские технологии.

Также с этого года в порядке эксперимента только в Финансовом университете будет реализована принципиально новая образовательная модель, которая предусматривает сопряжение двух квалификаций, и обе указываются в одном дипломе. Например: «Бизнес-аудит и право», «Цифровое государство и экономика», «Бизнес-архитектура и аналитика» и др.

Павел Самиев: Есть ли у вас факультативы для студентов? Если есть, то какие из них пользуются спросом у нынешнего поколения?

Ста​нислав Прокофьев: Факультативы — это барометр, который определяет интересы студентов. Мы ориентируемся на запросы обучающихся, а они вполне в духе времени: повышение финансовой грамотности, предпринимательство и бизнес-менеджмент, компьютерные навыки и программирование, иностранные языки и деловая коммуникация.

Что касается совместных программ с участниками финансового рынка, то 90% образовательных программ Финуниверситета разработано в партнерстве с представителями реального сектора экономики или госструктур. Буквально в этом учебном году мы открыли три базовые кафедры — от Счетной палаты, ВТБ и Альфа-Банка.

Присутствие в образовательном процессе работодателей делает программы интересными, обучение становится ориентированным на реально существующие «производственные» процессы, что очень важно, особенно для магистерских программ.

Мы активно развиваем практико-ориентированные образовательные программы и в ближайшее время планируем создать симулятор учебной биржи с использованием информационно-торгового терминала Московской биржи, а также ее финансовых технологий. В брендированной аудитории MOEX с технически оснащенным учебным классом будут созданы уникальные условия для подготовки студентов к инвестированию и профессиональной деятельности на финансовом рынке. 

В прошлом году мы запустили Центр студенческого дополнительного профессионального образования, который сразу показал свою эффективность и востребованность. Студенты в нем в основном проходят программы, которые отличаются от их основного профиля подготовки. Например, юристы учатся финансовому анализу, финансисты изучают языки программирования.

Павел Самиев: «Работодатель мечты» — какой он у нынешних студентов?

Ста​нислав Прокофьев: Ежегодно Финансовый университет проводит анкетирование студентов выпускных курсов на предмет их занятости и трудоустройства. Если смотреть на результаты исследования 2021 года, то среди наиболее важных факторов при выборе места работы были уровень заработной платы; самореализация/наличие перспектив личного роста; круг обязанностей, задач; атмосфера в коллективе; положение организации на рынке труда. В исследованиях последних двух лет (2022-2023 годов) топ-5 факторов выбора места работы почти не изменились.

За последние годы предпочтения студентов, тем не менее, стали другими. После пандемии коронавируса они хорошо ознакомились с концепцией работы «на удаленке» и ищут компании, которые предлагают гибкую форму работы. На рынок труда выходит новое поколение, которое выросло в совсем других экономических, технологических и социальных условиях. Работа более не воспринимается лишь как способ заработка, обособленный от жизни вне офиса. Трудовая деятельность должна приносить удовольствие от достигаемых результатов, от свободы принятия решений, от возможности уделять время саморазвитию. Поэтому одним из главных критериев можно назвать баланс между работой и личной жизнью.

Павел Самиев: Есть ли при вашем вузе общество выпускников и, если есть, то как оно взаимодействуют со студентами?

Ста​нислав Прокофьев​: Особо хочу подчеркнуть, что Финансовый университет всегда отличали традиция преемственности поколений и атмосфера особого академического братства, сообщества единомышленников. В 2007 году именно наши выпускники создали один из первых в России вузовских эндаумент-фондов, инициатором его создания выступил известный предприниматель Михаил Прохоров. Также при его финансовой поддержке была успешно реализована амбициозная программа «Десять лауреатов Нобелевской премии в Финансовом университете».

Более того, у нас есть хорошая традиция — помогать своим, она прекрасно работает уже не один десяток лет. Выпускники прошлых лет активно берут на работу нынешних студентов и выпускников.

Кстати, пять из десяти самых крупных банков возглавляют именно наши выпускники, а в руководстве всех этих банков есть бывшие студенты нашего вуза. Сейчас мы входим в топ-10 вузов, окончание которых практически гарантирует выпускникам трудоустройство на престижную и высокооплачиваемую работу.

Многие наши выпускники оказывают вузу большую поддержку и с точки зрения активного участия в образовательном процессе — проводят мастер-классы и тематические встречи со студентами. Например, министр финансов России Антон Силуанов регулярно выступает в университете с открытыми лекциями и предоставляет возможность преподавателям и студентам проходить стажировку и практику в Министерстве финансов. Также он возглавляет попечительский совет вуза, в который входят выдающиеся выпускники Финансового университета — видные политики, государственные деятели и бизнесмены. Ключевыми целями и задачами деятельности попечительского совета Финансового университета являются разработка стратегии развития вуза и содействие решению текущих и перспективных задач. Так, входящий в состав попечительского совета харизматичный российский топ-менеджер и блестящий интеллектуал главный управляющий директор Альфа-Банка Владимир Верхошинский также активно участвует в жизни Финансового университета: встречается с нашими студентами, делится с ними своими секретами успеха и поддерживает реализацию многих значимых проектов, направленных на усиление бренда вуза. Совсем недавно на факультете информационных технологий и анализа больших данных Финансового университета состоялось торжественное открытие первой в России цифровой кафедры Альфа-Банка. Кроме того, в университете банк открыл стильное пространство в фирменном стиле «Альфы». С нового учебного года начнется обучение по базовой программе кафедры: лекции, семинары и проектная работа студентов. Альфа-Банк также будет организовывать специальные практики и стажировки для студентов цифровой кафедры. Ученики получат возможность с первых дней обучения сотрудничать с организацией, в которую хотят попасть. Новое пространство в университете позволит им приблизиться к корпоративной культуре банка.

Павел Самиев: Практика для студентов однозначно очень важна. Заинтересованы ли студенты в стажировках еще на этапе обучения?

Ста​нислав Прокофьев: Безусловно, стажировка помогает студентам применить свои учебные знания на практике и изучить процесс работы внутри организации, улучшить практические навыки, построить профессиональные связи и определить направление своей будущей карьеры. Как правило, студенты проходят стажировки во внеучебное время, поэтому, в целом, мы их, конечно, приветствуем.

В Финансовом университете создана эффективная, постоянно действующая система: профориентация — стажировка — практика — трудоустройство — карьерное сопровождение. Студенты Финансового университета проходят стажировки в государственных органах, банках и страховых компаниях.

Павел Самиев: Сейчас остро стоит вопрос финансовой грамотности, и даже среди выпускников и студентов экономических специальностей встречается финансовая неграмотность. Как с этим бороться и что делать для повышения финансовой грамотности?

Ста​нислав Прокофьев: В нашем вузе активно работает федеральный методический центр Министерства финансов по повышению финансовой грамотности — один из пяти в России; его деятельность направлена именно на повышение финансовой грамотности взрослого населения.

В 2023 году обученные у нас в вузе консультанты-методисты по финансовой грамотности активно работают уже в 65 субъектах страны, а ранее обученные консультанты-методисты проводят мероприятия по финансовому просвещению и формированию финансовой культуры практически во всех субъектах. Есть активисты, которые понимают важность финансового просвещения и на новых территориях.

В этом году наш федеральный методический центр разрабатывает новейший онлайн-курс в партнерстве с Министерством внутренних дел, Генеральной прокуратурой РФ, Роспотребнадзором, службой финансовых омбудсменов и другими учреждениями. Он называется «Противодействие финансовым мошенникам: практические аспекты». Доступ к курсу будет абсолютно бесплатный для всех желающих, разместим мы его на образовательной платформе Финуниверситета. Также в сентябре у нас выйдет «Гид по семейным финансам».

Павел Самиев: Можно ли сформировать у студентов «предпринимательское мышление», если они получают экономическое образование?

Ста​нислав Прокофьев: Не только можно, но и нужно, и в рамках программ Финансового университета мы стараемся развивать у студентов предпринимательское мышление как можно активнее! Мы живем в эпоху «Индустрии 4.0», когда все вокруг меняется очень динамично, технологические инновации внедряются повсеместно и играют большую роль в мире финансов. Естественно, выпускники финансовых и экономических специальностей должны уметь не просто эффективно адаптироваться к этим условиям, но и выступать драйверами технологического развития.

Отдельно отмечу, что уже третий год подряд Финансовый университет совместно с Росбанком проводит Конкурс «Создай свой стартап» среди студентов Финансового университета для участия в программе «Содействие развитию стартапов и предпринимательской деятельности студентов, в том числе с ОВЗ и инвалидностью, социально незащищенных групп (сирот)». Особенностью данного Конкурса является его социальная ориентированность, ведь важно, чтобы предприниматель не только получал прибыль, но и делал что-то полезное для общества. Поэтому очень приятно видеть, что наши студенты понимают это и готовы пробовать себя в роли социальных предпринимателей. За три года в Конкурсе приняло участие 285 проектных команд, а лучшие из них получили финансовую поддержку и создали свои стартап-проекты.

Павел Самиев: В наш век цифровизации даже у Банка России есть свой телеграм-канал. Использует ли Финансовый университет онлайн-каналы общения со студентами?

Ста​нислав Прокофьев: Наш официальный канал в мессенджере Telegram​ занимает лидирующую позицию по числу подписчиков среди университетских каналов в этой социальной сети (более 30 тыс. человек). Там мы рассказываем о жизни нашего университета, делаем важные объявления и поддерживаем обратную связь через бот в режиме 24/7.

Абитуриенты, подающие документы в Финансовый университет, могут задать вопросы, а также получить профессиональные консультации по поступлению в специальном чате Приемной комиссии. Кроме того, каждый факультет и филиал университета имеет свои собственные каналы для информирования студентов и поддержки обратной связи.

Мы также активно присутствуем в социальной сети «ВКонтакте», где применяем ту же схему: информирование, обратная связь и поддержка. Ежегодное покрытие нашего официального сообщества в сети «ВКонтакте» превышает 9 млн человек, а если учесть группы факультетов и филиалов, которые также представлены в сети, то мы можем смело говорить о покрытии более 12 млн человек.

Павел Самиев: Как вы относитесь к активному проникновению ИИ? Студенты сдают преподавателям работы, написанные при помощи ChatGPT?

Ста​нислав Прокофьев: Активное проникновение ИИ в образование — тема весьма сложная и дискуссионная. Хотя инструменты искусственного интеллекта, такие как ChatGPT, могут помочь учащимся в поиске, обработке и анализе информации, важно учитывать этические нормы, академическую честность и конкретные правила учебного заведения. Иными словами, учащимся не рекомендуется сдавать работу, написанную исключительно ИИ, без их собственного существенного вклада, поскольку это теряет весь изначальный смысл образовательного процесса. Для этого будут разрабатываться новые образовательные технологии, системы оценивания студенческих работ, методические требования к выполнению учебных заданий.    

Исто​чник.