В период с ноября по декабрь 2021 года авторским коллективом Учебно-научной социологической лаборатории Департамента социологии реализован всероссийский телефонный опрос населения (методом CATI), направленный на выявление наиболее актуальных и востребованных тем в области финансовой грамотности для россиян и наиболее эффективных каналов формирования и повышения уровня финансовой грамотности.

В опросе приняли участие представители городского населения в возрасте от 21 года и старше из 73 субъектов Российской Федерации. Выборочная совокупность составила 1753 человека, среди которых 45%-мужчин и 55%-женщин разных возрастных групп. С вероятностью в 97% предельная ошибка выборки не превышает 3%.​

​​​

Рисунок 1. Темы финансовой грамотности, по которым россияне испытывают потребность в повышении уровня знаний и навыков в первую очередь. Источник: авторское социологическое исследование Финансы с пользой для жизни,  декабрь 2021

Абсолютное большинство россиян испытывает потребность в получении информации в сфере финансов (99,5%). Взрослое население испытывает наибольшую потребность в повышении уровня знаний и навыков в финансовой сфере в первую очередь по такой теме, как «Сбережения и инвестиции» (23,3%).

Второй по актуальности является тема, связанная с финансовой безопасностью и мошенничеством (12%). Полученные результаты демонстрируют две выраженные установки российского населения в отношении денег: приумножить (посредством инвестиций) и «не потерять» (посредством сбережений и защиты от мошенничества).

На третьем, четвертом и пятом местах по востребованности финансовой информации располагаются знания в области предпринимательства, цифровой экономики и личных финансов соответственно (каждый десятый опрошенный выбрал данные темы). Согласно доле респондентов, отдавших приоритет в пользу повышения знаний по теме «Пенсионное обеспечение» (7,8%), данная тема заняла восьмую позицию среди представленных. О том, что в первую очередь испытывают потребность в повышении своих знаний по теме «Защиты прав потребителей финансовых услуг», заявили всего 1,3% россиян, таким образом, тема заняла 11 из 12 мест по востребованности у населения.

Изучение вопросов, связанных с особенностями страхования, практически не является в числе приоритетных для населения России и занимает последнюю строчку списка востребованных тем по финансовой грамотности (рисунок 1). 

С наиболее востребованными каналами формирования финансовой грамотности населения, а также с рекомендациями для консультантов-методистов Вы можете ознакомиться в полной версии отчета, перейдя по ссылке​.​​