Наш корреспондент встретился с ректором университета М.А. Эскиндаровым и попросил рассказать, о чем шла речь на совещании 23-24 января в Лесном озере.

МА. Я очень удовлетворен как ходом обсуждения крайне важных проблем совершенствования учебного процесса, качества подготовки специалистов, так и итогами.

Корр. Что, есть уже итоги?

МА. В моем понимании основной итог заключается в том, что руководящий состав университета готов к серьезным изменениям учебного процесса, внедрения новых технологий, психологии поведения.

Первый день прошёл в форме «мозговой атаки», а второй день в форме хакатона (8 групп руководителей, собранных из разных подразделений вуза путем жеребьевки, в отведённое время докладывали итоги своей работы над концепциями развития бакалавриата и магистратуры).

Но этому предшествовали выступления двух наших выпускников: ассоциата Департамента слияний и поглощений J.P. Morgan Investment Bank Андрея Дубровского и руководителя и основателя генеалогического центра «Проект Жизнь» Виктории Салтыковой, а также выступление проректора С.В. Брюховецкой о главных потребностях рынка труда с точки зрения направлений подготовки нашего университета. Проректор университета Е.А. Каменева в своём интересном докладе отметила, что технологическая модернизация индустрий приводит к инфляции квалификаций, быстрой смене профессий, новым требованиям к компетенциям и навыкам. С ее точки зрения, автоматизация и цифровизация компаний приведёт к вытеснению 5% профессий, а 45 % функционала сотрудников компаний будет автоматизировано. Компании будущего будут искать талантливых и креативных специалистов.

Об этом говорили в своём выступлении и выпускники: «Для того, чтобы сделать профессиональное образование более применимым на рынке труда, университету необходимо с ранних курсов знакомить студентов с профессиональной средой». Отметив, что университет дал им фундаментальные знания, опыт работы в командах и знакомства, ребята призвали обратить внимание на необходимость совершенствования самостоятельной работы студентов, создание коворкингового пространства с круглосуточным доступом и необходимым техническим оснащением.   Трудно не согласиться с подобными предложениями, тем более что работа в данном направлении уже ведется. Коворкинговое пространство уже создается в корпусе, расположенном по адресу Ленинградский проспект, д. 49. Аналогичные площадки должны появиться во всех учебных корпусах и общежитиях. Ребята также считают, что должны быть регулярные Public talks с самыми успешными предпринимателями и работодателями.

В докладах много говорилось и о других изменениях. В частности, проректор С.В. Брюховецкая сказала, что «традиционные лидеры приема – государственное и муниципальное управление, юриспруденция, менеджмент, экономика – постепенно теряют позиции, уступая перспективным профессиональным направлениям. Такую смену тренда можно объяснить и запоздалым «прозрением» семей, обнаруживших риски трудоустройства по ранее популярным направлениям, и накопленным эффектом профессиональной ориентации и популяризации новых профессий».

Руководитель Центра перспективных исследований и разработок в сфере образования Г.В. Можаева обратила внимание на то, что в условиях новых требований, нужны изменения образовательного процесса. В частности, необходимо внедрять модульные образовательные программы, интегрирующие ресурсы различных структур вуза и партнеров, подбор преподавателей под задачи ООП и базовую образовательную технологию, внедрение онлайн курсов. Собственно, ее мысли совпадали с теми идеями, которыми я озабочен в последнее время и о чём говорил во вступительном слове.

Корр. Какие изменения ожидать в ближайшее время?

МА. Учебный процесс консервативен и здесь невозможно и нельзя делать резких изменений. Тем не менее, мы многое сделали за последние годы, а сейчас настало время быстрых перемен. Я говорил во вступительном слове, что пора выходить из «сферы комфорта». Цель всех наших ближайших изменений: гармонизация отношений рынка и университета по подготовке профессионалов будущего, сохраняя и развивая элитарные преимущества вуза. Об этом говорили многие докладчики второго дня.

В частности, предполагается переход на новую систему (порядок) приема в университет, а именно, приём на направление подготовки с возможностью на втором курсе выбрать профиль и другое направление подготовки. Будет широко использоваться возможность индивидуальной траектории образования. В настоящее время персонализация образовательных программ ограничивается индивидуальными учебными планами и профильными дисциплинами по выбору. Мне импонирует проект учебного плана, предложенный группой А.С. Ложечко, предусматривающий общие циклы для всех направлений подготовки на 1-2 курсах, включающий общенаучный цикл, цифровой цикл и профессиональный цикл (hard skills) на 3-4 курсах, включающий цикл направления и цикл профиля. При этом в каждом из циклов предусматриваются обязательные дисциплины и дисциплины по выбору.

Как уже было сказано, больше внимания будет уделено самостоятельной работе студентов, в том числе переходу от курсовых работ к курсовым проектам, в том числе и групповым. Предполагается замена устаревших форм (рефераты, доклады, эссе) на более эффективные практико-ориентированные деловые игры, кейсы и т.д.

В ближайшее время будет создан Институт онлайн-образования как образовательный центр и центр формирования онлайн-курсов для внедрения, в том числе, и на очном отделении. Предполагается перевод основной части лекций в онлайн-формат при отведении сохранившихся часов на актуализацию департаментом (кафедрой) реализуемых дисциплин с учетом современных тенденций развития науки и практики. В Институт онлайн-образования будет переведён контингент студентов, обучающихся по программам открытого образования Института заочного и открытого образования, а это более 1,5 тысячи студентов. Со временем, все студенты заочного обучения перейдут на онлайн-обучение.

Предполагаются изменения модели взаимодействия с работодателями, модели формирования индивидуальной нагрузки преподавателей, модели управления и сопровождения образовательной программы. В частности, ожидается значительное повышение роли руководителя образовательной программы. Уже сегодня проректору университета по цифровизации А.А. Аносову дано поручение в недельный срок подготовить предложения по изменению образовательной инфраструктуры вуза.

Корр. Это касается в основном бакалавриата. А какие изменения ожидать в магистратуре?

МА. Принципиальные изменения произойдут и тут. Кроме сказанного в отношении бакалавриата, в магистратуре предполагается расширение Модульного обучения, вплоть до создания программ по принципу pie model – модель пирога (И.Н.Абанина), когда отдельную дисциплину в короткие сроки реализует преподаватель-практик или visiting professor. Будет изменена концепция проведения промежуточной аттестации: от проверки знания теории к оценке практических навыков, активное внедрение групповых, командных методов обучения. Планируется широкое использование онлайн-тренажёров. Ну и, конечно, гибкая практико-ориентированная программа с учетом потребностей обучающихся по программам академической мобильности: внутри вуза, страны и международной.

Большой проблемой остаётся отсутствие организационного и методического обеспечения новых форм преподавания. Этой проблеме будем уделять особое внимание.

Эти и другие изменения мы не сможем реализовать если не обеспечим инновационную активность преподавателей и студентов университета.

Выездное заседание учебно-методического совета «Современная экосистема обучения и персональная образовательная среда» 23.01.2020​​