Миграционные процессы в условиях
кризисного развития мирового сообщества и их риски для
государств – реципиентов и принимающих обществ
В Профессорском клубе Финансового университета 09 октября 2019 года состоялась IX сессия Научно-методологического объединения по миграционным и демографическим процессам в формате экспертного круглого стола: «Концептуальные подходы к регулированию миграционных процессов в условиях кризисного развития мирового сообщества».
Цель проведения сессии - развитие научно-методологического сотрудничества в сфере теории регулирования миграционных процессов.
Теория регулирования миграционных процессов – фундаментальная тема научно-исследовательской работы, выполняемой по государственному зданию творческим коллективом Департамента политологии и массовых коммуникаций.
На первом этапе разработки этой темы объектом исследования стали миграционные процессы в Российской Федерации с учетом станового и международного опыта, а предметом исследования – теоретические принципы и подходы к изучению миграционных процессов, применимые для управленческой практики их регулирования.
Ключевые направления исследования коррелируют с наиболее актуальными для России и зарубежных стран – реципиентов вопросами миграции:
- международные подходы к регулированию миграции с учетом норм обеспечения прав человека и минимизации миграционных рисков;
- концептуальные основы регулирования миграционных процессов в условиях кризисного развития мирового сообщества;
- политико-правовые подходы к адаптации/интеграции иммигрантов с учетом норм обеспечения прав человека и минимизации миграционных рисков.
Актуальность, степень научной разработанности, методологические подходы и новизну научно-исследовательской работы по теме «Теория регулирования миграционных процессов», а также перспективы ее дальнейшего изучения охарактеризовала Галина Георгиевна Силласте, научный руководитель сессии доктор философских наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, научный руководитель Департамента социологии, истории и философии Финансового университета.
С сообщениями по итогам проведенной научной работы в рамках вышеперечисленных направлений фундаментальной темы выступили Галас Марина Леонидовна, руководитель Научно-методологического объединения по миграционным и демографическим процессам, главный научный сотрудник Департамента политологии и массовых коммуникаций Финансового университета, Шевченко Кирилл Дмитриевич, консультант Бюро Международной организации по миграции в Москве.
Обсуждались вопросы:
- Страновые политико-правовые подходы к регулированию миграционных процессов в условиях кризисного развития мирового сообщества.
- Миграция в условиях кризисного развития мирового сообщества и ее риски в России.
- Политико-правовые подходы к адаптации иммигрантов с учетом норм обеспечения прав человека и минимизации миграционных рисков.
- Возможность применения математических моделей для координации качественных статистических показателей по миграционным процессам.
Активное участие в экспертной дискуссии приняли:
Ананянц Герман Сергеевич, кандидат технических наук, профессор, вице-президент Союза армян России;
Кирюшина Анастасия Алексеевна, кандидат экономических наук, старший бизнес-аналитик ЗАО «ЕС-лизинг»;
Мельничук Екатерина Сергеевна, кандидат социологических наук, начальник отдела по методическому обеспечению социокультурной адаптации и интеграции иностранных граждан Управления мониторинга, анализа и прогноза Федерального агентства по делам национальностей России;
Попов Виктор Юрьевич, доктор физико-математических наук, профессор, профессор Кафедры управления информационными системами и цифровой инфраструктурой Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»;
Поставнин Вячеслав Александрович, президент фонда «Миграция – ХХI век»;
Султанова Шахноза Шокиржоновна, начальник отдела по организации тестирования Российского государственного университета дружбы народов.
По итогам круглого стола были сделаны выводы и даны экспертные рекомендации:
1 Задачи, поставленные на первом этапе выполнения научно-исследовательской работы по теме «Теория регулирования миграционных процессов» успешно решены, научно обоснованы, концептуально выстроены.
2 На следующих этапах исследования данной темы необходимо выявить и систематизировать социальное риски миграционных процессов для России; составить интерактивную миграционную карту Российской Федерации, на основе исследовательской методики сравнительной стратификационной оценки гражданского общества по критерию дотационности и недотационности (самостоятельности) регионов, разработанной Г.Г. Силласте, и методики типизации иммигрантов и структуризации их в страты гражданского общества, подготовленной М.Л. Галас.
3 Для реализации Концепции государственной миграционной политики важен среднесрочный и долгосрочный прогноз миграционных процессов на территории России. Прогнозирование не может полноценно проводиться без ИТ системы, предназначенной для справочно-информационного обеспечения, не содержащей конфиденциальной информации или иных сведений ограниченного доступа. На данном этапе для создания такой системы недостаточно разработаны, актуализированы и координированы между профильными ведомствами миграционные и сопряженные с ними статистические показатели.
В этой связи, актуальна классификация применяемых государственными ведомствами статистических показателей, а также разработка актуальной системы координируемых на межведомственном уровне статистических показателей.
В качестве предварительного этапа разработки справочно-информационной системы прогнозирования миграционных процессов предлагается создание ЭВМ продукта, применяющего универсальные методы и принципы отражения данных на картографической основе в сети Интернет с опубликованием на сайте интерактивной карты России, с помощью которой пользователь может получать информацию о состоянии экономики, финансового климата, рынков труда, занятости, об уровне социального развития и общественной стабильности в российских регионах с учетом перспектив привлечения соотечественников, иностранных граждан и инвесторов. Для данного продукта могут быть использованы технологии обработки Интернет-ресурсов открытого доступа.
В целях верификации прогнозного анализа миграционных процессов в российских регионах рекомендуется разработать методику применения математических моделей.
4 Для поддержания социальной стабильности целесообразно развивать государственно-частное партнерство в сфере регулирования миграционных процессов и управления миграцией на основе разумного распределения соответствующих задач между институтами гражданского общества.
5 Согласно авторской трактовки Г.Г. Силласте, М.Л. Галас, К.Д. Шевченко, адаптация иностранных граждан - процесс деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, законопослушного иностранного гражданина, направленный на включение иммигранта в социальную структуру и систему социальных отношений принимающего государства; в экономические отношения в соответствии с принципами и нормами государственной экономической политики, в культурные, правовые отношения.
6 Для успешной адаптации иммигрантов важно провести работу по преодолению пробельности законодательства, направленного на адаптацию иностранных граждан и гармонизацию законодательства государств – участников СНГ, в формате модельных кодексов и законов, а также с учетом опыта стан – реципиентов ЕС.
Поскольку адаптация в Российской Федерации проводится на основе широкой законодательной базы, согласованной с нормами международного права, а сам адаптационный процесс объективен и перманентен (в том числе и социокультурный его аспект), не актуальна разработка федерального закона по адаптации иностранных граждан. Рекомендуется подготовить и легитимировать указом Президента Российской Федерации концепцию государственной политики по адаптации иностранных граждан.
Зарубежный опыт адаптации/интеграции иммигрантов, прежде всего ФРГ, как основного реципиента вынужденных мигрантов, может быть задействовать при разработке концепции государственной политики по адаптации иностранных граждан в Российской Федерации:
- отнесение полномочий в сфере адаптации/интеграции имигрантов в компетенции органов государственной власти, функционирование которых напрямую не связано с выполнением правоохранительных функций;
- разграничение обязанностей органов власти и управления по вопросам их участия в деятельности по адаптации/интеграции иммигрантов для обеспечения правового регулирования и охвата всех аспектов интеграционной деятельности при исключении дублирования их полномочий;
- применение института трудового и социального наставничества путем.
- развертывание при активном привлечении структур гражданского общества и негосударственных некоммерческих организаций консультационно-информационной и образовательной сети по адаптации иностранных граждан;
- доступ иммигрантов к электронным средствам коммуникации, различным бесплатным электронные приложениям, направленные на получение достоверной и актуализированной информации о различных аспектах пребывания и проживания в стране-реципиенте.
- разработка и реализация проектов адаптации/интеграции иммигрантов, учитывающих местные особенности, распространение наиболее успешных инициатив на федеральный, региональный уровни.
Экспертно-аналитические материалы и итоговый документ сессии будут представлены на рассмотрение Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, Международной организации по миграции, Главного управления по вопросам миграции МВД России, Федерального агентства по делам национальностей.
Информационные партнеры:
- Научный журнал «Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета».
- Научный журнал «Наука. Общество. Оборона».
- Информационно-правовая компания «ГАРАНТ».
IX сессия Научно-методологического объединения