В конце марта 2015 года пятнадцатилетие отпраздновал, пожалуй, самый математический факультет Финансового университета – факультет прикладной математики и информационных технологий (ПМиИТ).


Ни для кого не секрет, что ПМиИТ уникален по своей природе. Несмотря на ярко выраженный уклон в сторону технических предметов, выпускники этого факультета становятся не только известнейшими программистами, математиками и экономистами, но и общественными деятелями, телеведущими, бизнесменами и политиками.


Мы решили узнать о факультете больше и разобраться в секретах его успеха. За ответами мы обратились к самому главному человеку ПМиИТ – к декану Сергею Александровичу Посашкову. Помимо того, что мы поговорили о факультете, его развитии, проблемах и достижениях, Сергей Александрович также рассказал нашим читателям немного о себе и своих взглядах на жизнь.


– Сергей Александрович, факультету ПМиИТ исполнилось 15 лет, как-никак, маленький юбилей. И первый вопрос будет непосредственно о ПМиИТовцах. Назовите, пожалуйста, пять главных отличий наших студентов от студентов других факультетов.


− Вы «Мурзилку» когда-нибудь читали? Нет? А «Веселые картинки»? Там для детей было такое развлечение: две картинки слева и справа и к ним задание – найти десять отличий. Так вот. В университете, конечно, учатся дети разные, и на других факультетах тоже замечательные дети! Но сравнивать их между собой – бесполезно.


У ректора спрашивают: «А сколько примерно студентов у вас учится?» Знаете, что ректор ответил? «Где-то около 50%». Хороший ответ! Ну, так вот, пожалуй, главное отличие наших студентов от студентов других факультетов − это мотивированность при поступлении. Поверьте мне, что по линии информатики, по линии математики человек не в последний момент определяется. Он еще в школе заранее знает, чему он хочет посвятить свою жизнь. Кроме этого, как отмечают очень многие преподаватели, есть черты, резко отличающие одних студентов нашего факультета от других студентов нашего же факультета. Это воспитанность и трудолюбие. Я вам по своему опыту говорю.


– За полтора десятка лет произошло множество событий. Через какие тернии пришлось пройти нашему факультету и какие сложности преодолеть?


− Тернии… Ну, во-первых, если вы помните историю нашего факультета, то он у нас за 15 лет претерпевал постоянные изменения. И ядром факультета всегда являлись математики! Первые 7 лет мы работали с «антикризисным управлением», как говорится, душа в душу. Следующие 5 лет «экономическая безопасность» была нашей опорой, и вот сейчас мы как-то сформировались.


– А можете выделить какие-то основные этапы жизни факультета?


− Я вспомнил сейчас где-то пять... А давайте-ка пять главных событий! Первое событие – то, что мы вообще появились. Это, извините, как зачатие ребенка! В связи с чем вдруг в Финансовой академии появился математический факультет? Этого понять невозможно. Наверное, на многих экономических факультетах было направление матметодов в экономике, и решили создать. Это первое, что я помню.


Следующие пять лет нас изводил первый проректор, нынешний ректор, Михаил Абдурахманович Эскиндаров вопросами: «Зачем мы вас создали? Кем вы будете? Найдете ли вы работу?» Вот это второе воспоминание. Нашли работу, определились, через пять лет мы уже были на слуху, про нас уже писали. Мы стали брендом, как мне потом это стало ясно.


Третье главное событие на нашем факультете, хотите – верьте, хотите – нет, это появление заместителя декана Елены Сергеевны Волковой в 2007 году. (Улыбается.) На самом деле, ее появление резко изменило жизнь нашего факультета. Елена Сергеевна в то время уже была семь лет секретарем нашего ученого совета, да и вообще двенадцать лет на такой серьезной и трудной должности проработала.


Четвёртое воспоминание, тяжелое, приходится на рубеж 2009-2010 годов. Из-за определенной бюрократии, из-за каких-то новых веяний вдруг неожиданно пропали из реестра специальностей «Математические методы в экономике». А мы уже к этому времени стали брендом, к нам хотели идти, а идти некуда. У нас к тому времени уже сформировались отличные кафедры математики, даже какие-то кафедры информатики. Была создана программа, которая работала. Но вдруг выясняется, что набирать некуда! А народ все равно пошел на факультет, только в рамках направления «Экономика». Чему они учились на первом курсе, было понять невозможно. Слезы капали из глаз. Но потом ситуация изменилась: нам предложили создать «Прикладную математику», и мы этих ребят переучили и выпустили. И, что важно, успешно выпустили!


Ну и пятое воспоминание, конечно, это образование факультета в его нынешнем составе, вот этот подарок, имея в виду наш корпус, большой и отремонтированный. И еще надо вкладывать в него, и будут вкладывать, благодаря ректору. Вот такие моменты я вспомнил.


– Как считаете, какие Ваши личные действия, как декана, привели к успешному развитию?


– Ну, личные действия – мое дело, но если говорить о качествах вашего декана, то, как мне кажется, главные качества – коммуникабельность и доброжелательность. Доброжелательность многие путают со слабостью, это многих сгубило, поверьте мне. Следующие − психофизиологические качества вашего декана, это я самоанализом немножко позанимался. Важным качеством я считаю то, что у декана никогда голова не останавливается. Даже ночью, когда он не спит, да и когда спит тоже, декан пытается искать пути решения проблем. Ну и последняя черта, неприятная непосредственно для самого декана, но для дела достаточно полезная, – это перфекционизм.


– Студенты других факультетов часто говорят, что с математикой можно сойти с ума. Как Вы считаете, что позволяет нам оставаться в здравом уме?


– Да вы просто дышите математикой. А если студент понял, что математика не для него, у него есть еще два направления кроме, непосредственно, прикладной математики – это прикладная информатика и бизнес-информатика. На первом курсе направление подготовки свободно можно поменять.


– Какие у университета планы на будущее и какие векторы развития?


– Планы жить. Жить и развиваться.


– Давайте теперь немного поговорим о Вас. Каким Вы представляете себе идеальный день?


– Идеальный день – это когда идешь с хорошим настроением. Когда все нипочем.


– Если бы Вы могли изменить что-то в процессе своего воспитания, то что бы это было?


– Дело в том, что мне с детства все очень легко давалось. Я вырос без отца. Первые семь лет жил на Северном Кавказе. Мы с Михаилом Абдурахмановичем земляки. Потом был интернат. Потом школа. Ну, я всегда был отличником, и это не позволяло мне глубоко копать. Вот, я лучше всех, и этого достаточно. Этого недостаточно! Надо работать! Вот что бы я изменил. Я бы работал больше. Я бы не прогуливал в институте! А прогуливал сильно, хоть и был отличником.


– Если бы Вы могли проснуться завтра, приобретя какое-то качество или способность, то какой бы она была?


– Пожалуй, это умение делать дела, которые тебе ненавистны, но которые делать надо. И не оттягивать все до последнего – это очень вредная и плохая черта. Да, кстати, когда оттягиваешь дела до последнего, потом дела и рассасываются. (Смеется.)


– В тему к предыдущему вопросу: есть ли дело, которые Вы очень долго хотели совершить, но почему-то не совершили? И почему?


– Наверное, изучать иностранные языки. К этому у меня тоже были способности, но я как-то это забросил. Например, английский язык я изучал «с колес». Когда я пришел в аспирантуру Института прикладной математики имени М.В.Келдыша АН СССР, а это очень сильная организация: это бомбы, это космос, это роботы – мне сказали: «Вот тебе две статьи на английском языке, и там нужная нам информация. Изучи». Ну, надо так надо! Я изучил. По самоучителю. Хоть и некоторых букв не знал по-английски – я в детстве немецкий изучал. Потом были командировки, разговоры – вот так и выучил. Если бы дальше занялся этим, читал бы и подлинники. Польский учить пытался.


– Как Ваши дети и семья относятся к Вашей работе?


– Дети… У поручика Ржевского спрашивают: «А у вас есть дети?» Он ответил: «Возможно!» (Смеется.) У меня единственный ребенок – это моя дочь тридцати пяти лет. Они с женой с уважением относятся к моей работе. Из мужиков есть только я один, и всегда так было. Даже собаки, и те – девочки. Хотя сейчас есть три кота. Мальчики.


– Какие мечты детства Вы воплотили в жизнь?


– Мечты детства… Да не было у меня никаких этих «мечт» в детстве, кроме того, что была мечта, даже не мечта, а сожаление какое-то, что отца нет.


– С какой известной личностью Вы себя ассоциируете и почему?


– Не могу сказать, что ассоциирую себя с кем-то. (Смеется.) Но есть во мне что-то от Остапа Бендера, юмором скорее.


– Как Вы воспринимаете критику в свой адрес?


– Очень положительно! Критика – это очень важно.


– Что Вы думаете о своих недостатках и что, по Вашему мнению, необходимо изменить?


– Самый большой мой недостаток – это лень. Природная лень. Чудовищная лень. Я с ней борюсь. Боролся и борюсь. Не всегда успешно.


– Какой у Вас девиз, внутренний гимн и есть ли он вообще?


– Девиз жизни мужика в том, что все неприятности рано или поздно проходят.


– Кто Ваш кумир, человек, у которого Вы много чему научились?


– Я всегда старался учиться у многих людей. Вот кто успешнее, лучше меня – вот те и были моими учителями и кумирами. А назвать кого-то конкретно не могу.


– Кем Вы хотели стать в юности?


– Да кто же знает! Вообще, я хотел стать химиком. У меня были прекрасные способности в химии. Я в школе обладал удивительным доверием со стороны директора и учителя химии. У меня были ключи от лаборантской, и я оставался там подолгу, проводил эксперименты. Я хотел стать химиком и, думаю, что и физиком. Но друзья моего покойного отца сказали, что я буду математиком. И я стал готовиться к поступлению на математика.


– Какие исторические личности наиболее интересны Вам и почему?


– Конкретно называть не буду, но я имел особые успехи в истории. Всегда много читал. И именно историческая литература меня и привлекала. Особенно история СССР. Захлебываешься в потоке информации.


– Ну и последний вопрос. Какие советы Вы бы дали студентам факультета и университета в целом?


– В нашей стране происходят изменения тектонического характера, и на нас это сказывается. Но в любой ситуации честный труд всегда вознаграждается. Так что всем студентам без ограничений советую работать. Как я сказал, хорошо устраивается тот, кто много работает.


– Спасибо, что уделили нам время!


– Вам спасибо!


Юлия Сукманская, Ратников Артем