ОПИСАНИЕ
образовательной
программы среднего профессионального
образования –
программы
подготовки специалистов среднего звена
по
специальности
38.02.01
Экономика и бухгалтерский учет (по
отраслям)
Образовательная
программа среднего профессионального
образования - программа подготовки
специалистов среднего звена, реализуемая
по специальности 38.02.01 Экономика и
бухгалтерский учет (по отраслям) (базовая
подготовка) представляет собой систему
документов, разработанную и утвержденную
Шадринским финансово-экономическим
колледжем – филиалом федерального
государственного образовательного
бюджетного учреждения высшего образования
«Финансовый университет при Правительстве
Российской Федерации» с учетом
потребностей регионального рынка труда
на основе Федерального государственного
образовательного стандарта среднего
профессионального образования,
утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации
от 05 февраля 2018 г. № 69, зарегистрированным
в Минюсте РФ 26 февраля 2018 г. № 50137.
Образовательная
программа регламентирует цели, ожидаемые
результаты, содержание, условия и
технологии реализации образовательного
процесса, оценку подготовки выпускников
данной специальности.
Образовательная
программа включает учебный план,
календарный учебный график, рабочие
программы учебных дисциплин и
профессиональных модулей, рабочие
программы практик, акт согласования
содержания образовательной программы
с работодателями, методические документы,
обеспечивающие образовательный процесс
по специальности.
ХАРАКТЕРИСТИКА
ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Образовательная
база приема | Наименование
квалификации | Формы
обучения | Срок
получения образования |
в
очной форме обучения | в
заочной форме обучения |
на
базе среднего общего образования | бухгалтер | очная заочная | 1
год 10
месяцев | 2
года 6
месяцев |
на
базе основного общего образования | очная | 2
года 10
месяцев | - |
ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
Основными
видами профессиональной деятельности
выпускников являются:
документирование
хозяйственных операций и ведение
бухгалтерского учета активов организации;
ведение
бухгалтерского учета источников
формирования активов, выполнение работ
по инвентаризации активов и финансовых
обязательств организации;
проведение
расчетов с бюджетом и внебюджетными
фондами;
составление
и использование бухгалтерской
(финансовой) отчетности;
выполнение
работ по одной или нескольким профессиям
рабочих, должностям служащих.
Обучение
студентов осуществляется с использованием
современных технологий, обеспечивающих
принцип индивидуализации образовательного
процесса по всем преподаваемым
дисциплинам, в том числе используется
проблемное обучение, проектные технологии,
объяснительно-иллюстративное обучение,
учебные деловые игры, интерактивные
технологии.
Шадринский
филиал Финуниверситета ежегодно
согласует содержание образовательной
программы СПО с работодателями. Филиал
на постоянной регулярной основе обсуждает
вопросы, связанные с организацией всех
видов практик с ООО «Аудит-Практик»,
ООО «Бухгалтерская фирма – Практика»,
Межрайонной ИФНС России № 1 по Курганской
области (г. Шадринск), АО «ЗОК», АО «ШААЗ»
и другими.
Ежегодно
согласуются рабочие программы
профессиональных модулей, комплекты
оценочных средств, темы ВКР, программы
государственной итоговой аттестации.
Ежегодно работодатели привлекаются к
работе государственной экзаменационной
комиссии в качестве председателей ГЭК,
экспертов при проведении демонстрационного
экзамена.
Работодатели
ведут преподавательскую деятельность
по междисциплинарным курсам в составе
профессиональных модулей.
В
результате освоения образовательной
программы у выпускника должны быть
сформированы общие и профессиональные
компетенции.
Выпускник,
освоивший образовательную программу,
должен обладать общими компетенциями
(далее - ОК), приведенными в таблице.
№ п/п | Общие
компетенции |
ОК
1. | Выбирать
способы решения задач профессиональной
деятельности применительно к различным
контекстам |
ОК
2. | Осуществлять
поиск, анализ и интерпретацию информации,
необходимой для выполнения задач
профессиональной деятельности |
ОК
3. | Планировать
и реализовывать собственное
профессиональное и личностное развитие |
ОК
4. | Работать
в коллективе и команде, эффективно
взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами |
ОК
5. | Осуществлять
устную и письменную коммуникацию на
государственном языке Российской
Федерации с учетом особенностей
социального и культурного контекста |
ОК
6. | Проявлять
гражданско-патриотическую позицию,
демонстрировать осознанное поведение
на основе традиционных общечеловеческих
ценностей |
ОК
7. | Содействовать
сохранению окружающей среды,
ресурсосбережению, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях |
ОК
8. | Использовать
средства физической культуры для
сохранения и укрепления здоровья в
процессе профессиональной деятельности
и поддержания необходимого уровня
физической подготовленности |
ОК
9. | Использовать
информационные технологии в
профессиональной деятельности |
ОК
10. | Пользоваться
профессиональной документацией на
государственном и иностранном языках |
ОК
11. | Использовать
знания по финансовой грамотности,
планировать предпринимательскую
деятельность в профессиональной сфере |
Выпускник,
освоивший образовательную программу,
должен обладать профессиональными
компетенциями, соответствующими видам
деятельности (далее - ПК)
№ п/п | Профессиональные
компетенции
|
ПК
1.1. | Обрабатывать
первичные бухгалтерские документы |
ПК
1.2. | Разрабатывать
и согласовывать с руководством
организации рабочий план счетов
бухгалтерского учета организации |
ПК
1.3. | Проводить
учет денежных средств, оформлять
денежные и кассовые документы |
ПК
1.4. | Формировать
бухгалтерские проводки по учету
активов организации на основе рабочего
плана счетов бухгалтерского учета |
ПК
2.1. | Формировать
бухгалтерские проводки по учету
источников активов организации на
основе рабочего плана счетов
бухгалтерского учета |
ПК
2.2. | Выполнять
поручения руководства в составе
комиссии по инвентаризации активов
в местах их хранения |
ПК
2.3. | Проводить
подготовку к инвентаризации и проверку
действительного соответствия
фактических данных инвентаризации
данным учета |
ПК
2.4. | Отражать
в бухгалтерских проводках зачет и
списание недостачи ценностей
(регулировать инвентаризационные
разницы) по результатам инвентаризации |
ПК
2.5. | Проводить
процедуры инвентаризации финансовых
обязательств организации |
ПК
2.6. | Осуществлять
сбор информации о деятельности объекта
внутреннего контроля по выполнению
требований правовой и нормативной
базы и внутренних регламентов |
ПК
2.7. | Выполнять
контрольные процедуры и их
документирование, готовить и оформлять
завершающие материалы по результатам
внутреннего контроля |
ПК
3.1. | Формировать
бухгалтерские проводки по начислению
и перечислению налогов и сборов в
бюджеты различных уровней |
ПК
3.2. | Оформлять
платежные документы для перечисления
налогов и сборов в бюджет, контролировать
их прохождение по расчетно-кассовым
банковским операциям |
ПК
3.3. | Формировать
бухгалтерские проводки по начислению
и перечислению страховых взносов во
внебюджетные фонды и налоговые органы |
ПК
3.4. | Оформлять
платежные документы на перечисление
страховых взносов во внебюджетные
фонды и налоговые органы, контролировать
их прохождение по расчетно-кассовым
банковским операциям |
ПК
4.1. | Отражать
нарастающим итогом на счетах
бухгалтерского учета имущественное
и финансовое положение организации,
определять результаты хозяйственной
деятельности за отчетный период |
ПК
4.2. | Составлять
формы бухгалтерской (финансовой)
отчетности в установленные
законодательством сроки |
ПК
4.3. | Составлять
(отчеты) и налоговые декларации по
налогам и сборам в бюджет, учитывая
отмененный единый социальный налог
(ЕСН), отчеты по страховым взносам в
государственные внебюджетные фонды,
а также формы статистической отчетности
в установленные законодательством
сроки |
ПК
4.4. | Проводить
контроль и анализ информации об активах
и финансовом положении организации,
ее платежеспособности и доходности |
ПК
4.5. |
Принимать
участие в составлении бизнес-плана |
ПК
4.6. | Анализировать
финансово-хозяйственную деятельность,
осуществлять анализ информации,
полученной в ходе проведения контрольных
процедур, выявление и оценку рисков |
ПК
4.7. | Проводить
мониторинг устранения менеджментом
выявленных нарушений, недостатков и
рисков |
ПК
5.1. | Работать
с нормативно-правовыми актами,
положениями, инструкциями, другими
материалами и документами по ведению
кассовых операций |
ПК
5.2. | Осуществлять
операции с денежными средствами,
ценными бумагами, бланками строгой
отчетности |
ПК
5.3. | Работать
с формами кассовых и банковских
документов |
ПК
5.4. | Оформлять
кассовые и банковские документы |
ПК
5.5. | Вести
кассовые книги, составлять кассовую
отчетность |
ПК
5.6. | Работать
с ЭВМ, знать правила ее технической
документации |
Основными
сферами деятельности выпускников
являются бухгалтерские службы в
организациях различных организационно-правовых
форм.
Шадринский
филиал располагает материально-технической
базой, обеспечивающей проведение всех
видов дисциплинарной и междисциплинарной
подготовки, практической работы
обучающихся, предусмотренных учебным
планом, и соответствующей действующим
санитарным и противопожарным правилам.
Учебная
лаборатория
«Информационных
технологий в профессиональной
деятельности»
оснащена:
компьютерами по количеству обучающихся
и 1 компьютер преподавателя, которые
оснащены оборудованием для выхода
в информационно-телекоммуникационную
сеть Интернет;
программным
обеспечением: операционной системой
Windows;
пакетами лицензионных
программ: MS Office 2016, СПС КонсультантПлюс,
«1С: Бухгалтерия 8.3»;
рабочими
местами по количеству обучающихся;
рабочим
местом преподавателя, оснащенным
мультимедийным оборудованием;
доской
для мела;
многофункциональным
устройством;
комплектом
учебно-методической документации,
включающим учебно-методические указания
для студентов по проведению практических
и лабораторных работ.
Учебная
лаборатория «Учебная бухгалтерия»
Оснащена:
автоматизированными
рабочими местами бухгалтера по всем
объектам учета
по количеству обучающихся;
рабочим
местом преподавателя, оснащенным
мультимедийным оборудованием;
доской
для мела;
кассовыми аппаратами;
сейфом;
программным
обеспечением: операционной системой
Windows;
пакетами лицензионных
программ: MS Office 2016, СПС КонсультантПлюс,
«1С: Бухгалтерия 8.3»;
комплектом
учебно-методической документации.
Помещения
для самостоятельной работы обучающихся
оснащены компьютерной техникой с
возможностью подключения к
информационно-телекоммуникационной
сети «Интернет» и обеспечением доступа
в электронную информационно-образовательную
среду.
Реализация
образовательной программы в Шадринском
филиале Финуниверситета обеспечивается
штатными педагогическими работниками,
с привлечением внутренних и внешних
совместителей.
В
Шадринском филиале 20 штатных преподавателей,
из них имеют высшую квалификационную
категорию 18 преподавателей имеют высшую
квалификационную категорию, что
составляет 90% от числа штатных
преподавателей.
Педагогические
работники получают дополнительное
профессиональное образование по
программам повышения квалификации, в
том числе в форме стажировки в организациях,
направление деятельности которых
соответствует области профессиональной
деятельности выпускников, 1 раза в 3
года.
Все
преподаватели дополнительно прошли
повышение квалификации по программам:
«Особенности
организации образовательного процесса
и доступной среды для обучающихся с
инвалидностью и ограниченными
возможностями здоровья в образовательной
организации»;
«Оказание
первой помощи в образовательной
организации»;
«Современные
информационно – коммуникационные
технологии в образовательной деятельности».
Все
педагогические работники имеют
удостоверение о проверке знаний и
навыков в области требований охраны
труда.
Доля
педагогических работников (в приведенных
к целочисленным значениям ставок),
обеспечивающих освоение обучающимися
профессиональных модулей, имеющих опыт
деятельности не менее 3 лет в организациях,
направление деятельности которых
соответствует области профессиональной
деятельности выпускников, в общем числе
педагогических работников, реализующих
образовательную программу, составляет
не менее 25
процентов
Воспитательная
работа в филиале является частью единого
образовательного процесс и реализуются
в образовательном процессе, в учебном
процессе, во внеучебное время.
Цель
воспитательной работы - в воспитательном
пространстве колледжа создать и
поддерживать воспитывающую систему,
направленную на развитие личности,
создание условий для самоопределения
и социализации обучающегося на основе
социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в обществе правил
и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества и государства.
В
процессе воспитательной работы
используются следующие технологии:
технология
коллективного творческого воспитания;
технологии
воспитания на основе системного подхода;
технология
индивидуализированного (персонифицированного)
воспитания;
технология
воспитывающего обучения;
технологии
воспитания субъектной социальной
активности человека;
этнопедагогические
технологии.
Основными
направлениями воспитательной работы
являются:
формирование
современного научного мировоззрения
и системы базовых ценностей;
развитие
студенческого самоуправления;
духовно
нравственное воспитание;
патриотическое
воспитание;
создание
целостной системы, способствующей
сохранению и укреплению здоровья;
формирование
экологической культуры;
формирование
профессионала;
формирование
установок толерантного сознания и
поведения;
формирование
правовой культуры.
Обучение
осуществляется на русском языке.