Методические указания для проведения промежуточной аттестации в электронной информационно-образовательной среде с использованием дистанционных образовательных технологий

В соответствии с приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14.03.2020 №397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» и на основании приказа Финуниверситета от 16.03.2020 № 0486/о «Об организации образовательной деятельности в Финансовом университете в условиях предупреждения распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» (в редакции приказа от 27.03.2020 № 0650/о) в Методических указаниях раскрыты варианты проведения промежуточной аттестации в электронной информационно-образовательной среде с использованием дистанционных образовательных технологий.

Скачать методические указания одним файлом

Предлагаемые методические указания направлены на описание приоритетных моделей (схем) проведения промежуточной аттестации. При этом обращаем внимание, что, указанный документ не заменяет и не изменяет Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры (утвержден приказом Финуниверситета от 23.03.2017 №0557/о в редакции изменений и дополнений) и Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации аспирантов и экстернов в Финансовом университете (утвержден приказом Финуниверситета от 31.01.2020 №0147/о). Также при проведении промежуточной аттестации с применением ДОТ следует учитывать, что плановые объемы данного вида работ, отраженные в ИПРП преподавателя, не могут быть увеличены (нормы времени не изменяются).

1. Проведение промежуточной аттестации в форме зачета и экзамена

В соответствии с приказом Финуниверситета от 27.03.2020 № 0650/о промежуточную аттестацию в форме зачетов и экзаменов в электронной информационно-образовательной среде с использованием дистанционных образовательных технологий необходимо проводить в соответствии с расписанием. Это означает, что сам зачет и экзамен проводится по ссылке с сервиса «Расписание учебных занятий» (https://ruz.fa.ru) в том информационном ресурсе, с помощью которого и осуществлялось проведение учебных занятий (сервиса MS Teams или Adobe Connect).

Предлагается 3 базовых модели проведения зачета (экзамена). Выбор модели для каждой дисциплины (как исключение для каждой группы) с возможным установлением дополнительных ограничений или дополнений в рамках каждой модели, но без изменения ее сути, осуществляет руководитель департамента (заведующий кафедрой), который организует и доведение варианта проведения зачета (экзамена) до сведения преподавателей и обучающихся путем размещения на сайте департамента (кафедры) или по электронной почте. В частности, возможно предусмотреть:

  • сочетание тестовых заданий с задачей или кейсом (для модели 1 и 2);
  • установление иных баллов за письменную часть и собеседование (для модели 2);
  • определять принцип выбора обучающимся (преподавателей) вопросов, кейсов, заданий (для всех моделей);
  • разделение общего перечня вопросов РПД на группы по уровню сложности с установлением предельного количества баллов за ответ на вопрос из каждой группы;
  • установление ограничений по количеству вопросов на беседе (опросе), например, не более 2 вопросов (для модели 2 и 3);
  • иные варианты.
    Особо обращаем внимание, что указанные модели будут реализовываться только в апреле- начале мая текущего года. По итогам опыта их проведения будет принято решение о сохранении или модернизации той или иной модели.

1.1. Удаленное тестирование (решение задачи или кейса)

В основе предложенной модели лежит подход, предполагающий возможность оценивания освоенных компетенций обучающегося с помощью тестовых заданий, задач, кейсов без очного присутствия преподавателя. При этом действующая балльно-рейтинговая система оценивания (40 баллов текущего контроля и 60 баллов промежуточной аттестации) сохраняется, и баллы за тестирование (решение кейса, задачи и т.п.) выставляется исходя из 60 баллов.

В этом случае преподаватель обеспечивает доступ к прохождению тестирования (ссылка на банк тестовых задания, рассылка индивидуальных тестовых заданий, и др.) либо высылает кейс задания (задачи), позволяющие обеспечить объективную оценку результатов освоения дисциплины без дополнительных вопросов со стороны преподавателя. Задание по содержанию и сложности должно быть сформулировано таким образом, чтобы у обучающегося не было возможности найти готовый ответ в учебно-методических материалах по дисциплине или в сети Интернет.

При этом тестирование (решение задачи или кейса) проводится в установленное расписанием время с периодическим контролем за ходом его выполнения через вебинар. Имеется в виду требование к обучающимся включить камеру компьютера, обеспечив возможность преподавателю просмотра хода прохождения тестирования (выполнения заданий). Время проведения тестирования (решения задачи или кейса) не может превышать 2-х академических часов, в связи с чем целесообразно ограничить количество заданий (задач).

После проверки работ (проверка должна быть осуществлена в сроки, указанные в «Положении о проведении текущего контроля…») преподаватель высылает обучающимся по электронной почте результаты выполненного задания с указанием на допущенные обучающимся ошибки и общий итог (в баллах) освоения дисциплины.

Одновременно в письме с результатами тестирования (кейса) указывается время, которое преподаватель отводит обучающимся для отправки (в письменном виде) вопросов по результатам проверки (условно, например, в течение 12 часов с момента передачи результатов на почту) и отвечает на возникшие вопросы. Таким образом реализуется право обучающихся на просмотр работы и пояснения по оцениванию ответов на задания, предусмотренное п. 6.8. «Положении о проведении текущего контроля…».

По истечении времени, отведенного на вопросы студентов, и ответов преподавателя на эти вопросы, результаты зачета (экзамена) вносятся в ведомость промежуточной аттестации и заполняются в порядке и в сроки, установленные «Положением о проведении текущего контроля и ….».

Занесение ведомостей осуществляется преподавателем лично, а подписание ведомости при невозможности посещения территории Финансового университета может быть осуществлено руководителем департамента.

1.2 Гибридная модель (задание + онлайн беседа)

Предлагаемая модель устанавливает следующую схему выставления баллов промежуточной аттестации:

1. 40 баллов текущего контроля определяются по итогам изучения всей дисциплины;

2. 30 баллов[см. сноску 1] из 60 отводится для выполнения письменного задания, выдаваемого обучающемуся индивидуально, с четким установлением срока его выполнения (но не более 60 минут);

3. 30 баллов выставляются в ходе онлайн беседы преподавателя с обучающимися[см. сноску 2].

    Важно учитывать следующие моменты:

  • формулирование письменного задания должно предполагать выполнение задания обучающимся самостоятельно (индивидуально), а также должно быть сформулировано таким образом, чтобы у обучающегося не было возможности найти готовый ответ в учебно-методических материалах по дисциплине или в сети интернет.;
  • задание может быть представлено в виде кейса, многофакторной задачи, проблемного вопроса, требующего аргументации, рассуждений, анализа и др.;
  • обучающиеся должны быть заранее проинформированы о перечне возможных задач (заданий, вариантах кейса и т.д.) и критериях их оценивания. Необходимо выслать указанный перечень на почту группы не позднее чем за 5 календарных дней до даты рассылки самого задания;
  • задание целесообразно выслать и принять не позднее чем за 1 день до даты проведения экзамена (зачета), установленного в расписании, с тем, чтобы преподаватель до проведения личного собеседования подвел итоги результатов текущего контроля и письменного задания;
  • необходимо определить время для выполнения письменного задания (но не более 2-х академических часов) и способ передачи преподавателю ответа на задание;
  • результаты проверенного письменного задания должны стать основой для проведения онлайн беседы, предполагающей 5-7 минутное собеседование в установленное расписанием время. Собеседование строится в формате «вопрос-ответ» и не предполагает предоставления обучающемуся времени на подготовку к ответу;
  • возможно формирование 2-х групп вопросов, первая из которых предполагает знание базовых положений и основ дисциплины, а вторая – предполагает раскрытие в ответе более глубоких проблем и тем. Студенты при этом должны заранее быть проинформированы о таких группах вопросов;
  • предпочтительным является формирование малых групп обучающихся (5-6 человек на 40 минут) с приглашением следующей группы после завершения ответов предыдущей.
  • По результатам собеседования преподаватель поясняет оценку и подсчитывает итоговое количество баллов за изучение дисциплины, объявляя ее обучающемуся.
  • Результаты зачета (экзамена) вносятся в ведомость промежуточной аттестации и заполняются в порядке и в сроки, установленные «Положением о проведении текущего контроля и ….».

1.3 Онлайн-беседа, опрос (коллоквиум)

Эта модель может быть оптимальна для проведения зачета (экзамена) по дисциплинам по выбору или научно-методологическим семинарам, на которых выполнялись различные формы текущего контроля самостоятельной работы обучающихся и велась активная дискуссия в ходе семинарских и практических занятий.

Предлагается в рамках вебинара проводить опрос в малых группах обучающихся (5-6 человек на 1 академический час) на материалах творческих заданий или проблемных вопросах по всему курсу данной дисциплины.

Задания или список проблемных вопросов, сформированный по аналогии с моделью 2, передаются обучающимся не позднее чем за 5 рабочих дней до даты проведения промежуточной аттестации. Общее время проведения вебинара (до 5 астрономических часов) рассчитывается, исходя из числа обучающихся с перерывами между общением в малых группах. Зачет (экзамен) проводится в указанную в расписании дату.

В ходе вебинара преподаватель опрашивает обучающихся по указанным проблемам или заданиям с целью определить уровень освоения пройденного материала. Каждый обучающийся отвечает на вопросы, не повторяющиеся в ходе обсуждения. По результатам обсуждения ответы обучающихся оцениваются индивидуально (исходя из 60 баллов) и доводятся до сведения обучающихся.

В ведомость промежуточной аттестации вносится общая сумма баллов, полученных обучающимся по результатам текущего контроля и онлайн собеседования. Ведомости заполняются в порядке и сроки, установленные «Положением о проведении текущего контроля и ….».

2. Проведение промежуточной аттестации в форме защиты курсовой работы, защиты отчета по практике

В соответствии с приказом Финуниверситета от 27.03.2020 № 0650/о промежуточную аттестацию в форме защиты курсовой работы, защиты отчетов по практике необходимо проводить в электронной информационно-образовательной среде с использованием дистанционных образовательных технологий после определения даты проведения защиты с обязательным информированием обучающихся и Управление организации и контроля учебного процесса об установленных датах защиты. Таким образом порядок организации защиты будет включать следующие этапы:

  1. Преподаватели, осуществляющие руководство практикой или курсовой работой, и соответственно обязанные провести защиту отчетов (курсовых) (далее преподаватель), обязаны проинформировать департамент (кафедру) о дате и времени защиты для занесения указанных сведений в расписание. Даты информирования определяет департамент исходя из сроков проведения защиты, с учетом необходимости внесения сведений в расписание и информирования обучающихся.
  2. Департамент (кафедра) формирует единые сведения о датах и времени проведения защиты и передает информацию в установленном порядке служебной запиской в Управление организации и контроля учебного процесса (не позднее чем за 3 рабочих дня до даты защиты). В соответствии с этими сведениями формируется расписание защит курсовых работ (отчетов по практике), которое отражается в расписании (https://ruz.fa.ru) и доводится до сведения обучающихся.
  3. Преподаватель должен проконтролировать своевременное размещение студентами курсовой работы (предоставление всех отчетных документов по практике в электронном виде с отсканированными страницами с печатями и подписями руководителя практики от организации), проверить размещенную работу (присланный отчет) и дать развернутую оценку в соответствии с положениями о курсовой работе (положением о прохождении практики) и направить вопросы и замечания не позднее чем за 1 день до защиты.
  4.  Обучающиеся в день проведения защиты должны подключиться к вебинару, доложить результаты проделанной работы и ответить на заданные руководителем вопросы.
  5. Преподаватель организует защиту курсовой работы (отчета по практике) путем онлайн беседы (вебинара) с обучающимся. По результатам собеседования объявляется оценка с последующим занесением в ведомость.
  6. Непосредственное подписание ведомости с оценкой за курсовую работу (прохождение практики) осуществляется после представления самой работы (отчетных документов по практике) в печатном виде в департамент /кафедру).

3. Вопросы апелляции и иные вопросы

3.1 Основания для апелляции, предусмотренные п. 7.1 Положения о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры в Финансовом университете, могут быть рассмотрены лишь в условиях сохранения записи собеседования (опроса) со стороны преподавателя или обучающегося.

3.2 Апелляция проводится в порядке, установленном разделом 7 «Положения о проведении текущего контроля и ….».

3.3 Не являются основанием для апелляции доводы студента о нарушении регламента проведения экзамена в части свободы выбора билета (п. 3.6. Регламента). Вместе с тем, преподаватель может определить свой выбор вопроса для обучающегося исходя из некой озвученной логики (например, комбинировать выбор по дате или месяцу рождения, номеру студента в журнале и другим основаниям).

3.4 Допускается выставление обучающемуся зачета по дисциплине на основании высоких результатов текущего контроля без проведения опроса (собеседования) (п. 4.3. Положения)

3.5 Ликвидация академической задолженности в первый раз происходит в установленном порядке по той же модели, по которой проходил сам экзамен. Порядок ликвидации академической задолженности в комиссии определяется руководителем департамента (кафедры) и доводится до сведения деканата и обучающегося.


[1] Руководитель департамента может установить иное соотношение письменной части и онлайн беседы, проинформировав обучающихся и преподавателей об указанном соотношении.

[2] В целях обеспечения объективности оценивания и возможности рассмотреть апелляцию обучающегося преподавателю необходимо осуществлять запись вебинара.