Ожидаемые результаты и риски реализации программы развития

В результате реализации настоящей программы развития будет создан университет нового типа, способствующий опережающей кадровой и финансово-экономической политике, социальной модернизации системообразующих отраслей экономики и промышленности на основе применения мультидисциплинарных знаний и межотраслевых технологий мирового уровня.

Областью академического совершенства в Университете остается подготовка в финансово-экономической и смежных областях, но спектр направлений подготовки будет значительно расширен в сторону перехода от монохарактера профессиона​льной подготовки по экономическим направлениям к мультидисциплинарности с расширением образовательного поля Финансового университета как в части математических и компьютерных наук, так и в части востребованных гуманитарных направлений подготовки.

Направления трансформации образовательной модели Университета как конкурентоспособного образовательно-научно-инновационного центра:

  • создание комплекса образовательных программ образовательного-научно-отраслевого кластера для внедрения в образовательный процесс обязательных модулей по soft skills, востребованных в различных отраслях экономики;
  • переход к проблемно-ориентированному образованию с увеличением практико-ориентированных образовательных программ, а также формирование критериев и методик оценки проблемно-ориентированности и практико-ориентированности образовательных программ;
  • внедрение цифровых технологий в образовательном процессе;
  • развитие системы дополнительного профессионального образования по типу обучения на протяжении всей жизни;
  • формирование «предпринимательского мышления», получение опыта предпринимательской деятельности студентами, интеграция образования в реальный сектор экономики посредством бизнес-инкубатора;
  • повышение академической мобильности преподавателей и обучающихся.

    Новая образовательная модель Университета предусматривает значительную оптимизацию портфеля образовательных программ бакалавриата, трансформацию существующей модели четырехлетнего профильного обучения в модель «2+2», предусматривающую идентичный контент подготовки в первые два года обучения на одном направлении подготовки, мягкую профилизацию, возможность выбора (корректировки) направления подготовки на третьем году обучения, выстраивание индивидуальных образовательных профессиональных траекторий обучающихся. Магистратура должна стать опережающей, экспертной, корпоративной и более гибкой. Будет значительно усилен практико-ориентированный компонент через партнерство с потенциальными работодателями и систему профессиональной сертификации, а также стажировок преподавателей в реальном секторе экономики.

    Основной тренд развития образовательных программ – подготовка креативных профессионалов через проектное обучение, способных быстро и качественно ставить и решать задачи на стыке дисциплин с акцентом на комплексные современные знания и компетенции в сфере цифровых технологий и работы с данными, отраслевых бизнес-процессов и IT-решений.

    Безусловным приоритетом остается разработка образовательных программ, содержание которых отвечает требованиям образовательных стандартов, рынка труда и работодателей и способствует эффективному трудоустройству выпускников независимо от уровня образования. В этом направлении планируется организация регулярных мониторинговых исследований в части требований работодателей к квалификации потенциальных работников, оперативное реагирование на поступающие запросы и «достраивание» образовательных траекторий необходимыми компетенциями.

    Университет сохранит все существующие уровни высшего образования: бакалавриат, магистратуру, аспирантуру и докторантуру, продолжит развитие среднего (лицей) и среднего профессионального образования, подтверждая качество диплома выдачей Diploma Supplementв зачетных единицах ECTS (European Credit Transfer System).

    Будет завершен переход на собственные образовательные стандарты по всем направлениям подготовки высшего образования. При этом значительно возрастет доля разрабатываемых образовательных программ, прошедших профессионально-общественную и международную аккредитации.

    Помимо традиционных методов в обучении по основным образовательным программам будут активно задействованы дистанционные образовательные технологии, что приведет к росту доступности и качества образования. Использование онлайн-технологий будет активно способствовать развитию сетевых, в том числе трансдисциплинарных, образовательных программ с российскими и зарубежными образовательными организациями.

    Финансовый университет намерен в дальнейшем расширять линейку продуктов дополнительного профессионального образования, направленных на развитие компетенций по стратегическим, среднесрочным и краткосрочным приоритетным национальным направлениям развития на федеральном и региональном уровнях. Планируется разработка современных дополнительных образовательных программ по основным направлениям образовательной деятельности Университета для обеспечения индивидуальных образовательных потребностей студентов и выпускников в течение всей жизни, а также внешних потребителей образовательных услуг.

    В решении стратегической задачи стать лидером российского бизнес-образования нового типа, основанного на системной интеграции инженерно-технологического и финансово-экономического профессионального образования, будет осуществлена разработка концепции «инженерного» бизнес-образования по программам МВА бизнес-образовательных кластеров.

    Проекция имеющихся в Университете компетенций на краткосрочное модульное дополнительное профессиональное образование позволит выстраивать образовательные программы для отраслевых сегментов и существенно расширить круг слушателей. Программы дополнительного профессионального образования, в свою очередь, будут являться для Университета одним из важнейших каналов распространения результатов передовых исследований и формирования позитивного социального воздействия (импакта).

    В научно-исследовательской и инновационной сферах реализация программы развития позволит обеспечить:
  • выполнение на мировом уровне мультидисциплинарных научных исследований в финансово-экономической и социальной сферах, а также по актуальным и перспективным направлениям в сфере цифровых технологий;
  • разработку, опережающее развитие передовых наукоемких межотраслевых технологий;
  • трансфер и коммерциализацию научных разработок, отвечающих постоянно возрастающим требованиям национальной экономики;
  • создание распределенной сети малых инновационных наукоемких предприятий, научно-внедренческих, консалтинговых фирм и бизнес-инкубаторов.

Основная стратегическая цель научно-исследовательской и инновационной деятельности – интеграция Университета в экономическую, социальную и отраслевую проблематики, а также достижение востребованных научных результатов, внедряемых в деятельность региональных органов власти, бизнеса и общественных организаций.

В настоящее время Финансовый университет вносит весомый вклад в комплексный анализ процессов модернизации экономики и общества страны и в разработку рекомендаций по экономической политике государства, бизнеса и гражданского общества.

Научно-исследовательская экосистема Университета должна включать:

  • финансовые ресурсы, концентрирующиеся с помощью участия в грантах и программах долгосрочного финансирования, поддерживающих все стадии предпринимательских инициатив, присутствие представителей финансовых подразделений, венчурных фондов, сообществ бизнес-ангелов и инвесторов;

  • человеческий капитал, состоящий из квалифицированных сотрудников Университета, выпускников, а также профессионалов в области бизнеса;

  • наукоориентированную политику, направленную на развитие научных, в том числе междисциплинарных исследований, путем создания консорциумов;

  • развитую инфраструктуру, позволяющую обеспечить быстрый доступ ко всем необходимым ресурсам для научных исследований.

Инновационная деятельность станет сутью и целью развития научной деятельности, направленной на создание инноваций и управление ими. В значительной степени она определит возможности развития Финансового университета, его интеллектуального капитала, станет ключевым ресурсом, в том числе научно-педагогических работников. 

Инновационная деятельность Университета в настоящее время достаточно активно развивается в различных формах и аккумулируется в виде результатов интеллектуальной деятельности. Вместе с тем, дальнейшее ее развитие может быть связано с одной стороны с коммерциализацией готовых инноваций, а с другой – с разработкой модели экосистемы интеллектуально-ориентированных технологий. 

Основным вектором развития инновационной экосистемы станет интеграция образования и науки, ориентированная на предпринимательский университет посредством внедрения цифровых инструментов и технологического трансфера.

Создаваемая внутри Финансового университета инновационная экосистема в целях коммерциализации созданных инноваций предусматривает формирование на базе технологии IREG механизмов поддержки процесса преобразования объектов интеллектуальной собственности в технологии, а также их правовую защиту, тестирование, проведение пилотного проекта, поиска инвестиций (бюджетного, внебюджетного, грантового, венчурного) для внедрения в практику.

Развитие внешней (внеуниверситетской) инновационной экосистемы Университета будет осуществляться по принципу сетевого взаимодействия с ведущими образовательными и научными организациями, профильными государственными органами и общественными организациями (в том числе и зарубежными), в форме консорциумов, обеспечивающих создание непрерывной цепочки, прослеживающей полный процесс проведения исследований и разработок до коммерческого использования созданных технологий, преодоления технологического барьера в целях обеспечения Российской Федерации научно-технологического лидерства.

Одним из важнейших условий трансформации Финансового университета в образовательно-научно-инновационный комплекс является интеграция результатов интеллектуальной деятельности в интересах государственной экономической политики. В области стратегического планирования будут укрепляться инновационные инструменты функционального экономического и социального прогнозирования, в том числе применением технологии Blockchain.

Таким образом, Университет выступит в качестве и генератора передачи передовых научных исследований и технологий в реальные сектора экономики, а также создателя новых продуктов и компаний (стартапов).

В целях привлечения талантливой молодежи Финансовый университет намерен развиваться по следующим трекам:

  • расширение географии и предметных областей олимпиад, создание цифровых сервисов профориентации (открытые вводные онлайн-курсы, цифровые сервисы самодиагностики, рекомендательные и прогнозные сервисы, сервисы оценки уровня готовности к сдаче ЕГЭ, создание личного кабинета участника олимпиад с возможностью формирования профессиональной траектории развития);
  • привлечение школьников к участию в конференциях, конкурсах научных работ, кейс-чемпионатах, хакатонах по направлениям подготовки и профилям Университета;
  • возможность реализации проектов в рамках работы лабораторий и научно-исследовательских инновационных центров (участие в научно-исследовательских работах, грантах, открытие и ведение собственных бизнес-проектов);
  • создание центров выявления талантливой молодежи в регионах России и за рубежом (программы сетевого взаимодействия), в которых будут проводиться профориентационные мероприятия, срезы знаний, повышение квалификации учителей;
  • разработка для абитуриентов уровня магистратуры гибкой модели отбора через унификацию системы вступительных испытаний, обеспечение возможности раннего приглашения к зачислению обучающихся на 3–4-м курсах.

Университет на основе интеграции с органами государственной власти и образовательными организациями общего образования постоянно усовершенствует систему поиска и воспитания молодежных талантов, ценностного развития обучающихся.

Одним из ключевых элементов образовательной экосистемы является воспитательная работа. Данное направление ориентировано на создание обширного социокультурного студенческого пространства, позволяющего сформировать здоровую личность студента с высоким уровнем культуры, развитым гражданско-патриотическим сознанием, эстетическим вкусом, а также в полной мере подготовить к самореализации не только в профессиональной сфере, но в сфере жизненных целеполаганий.

Приоритетными траекториями Университета в воспитании обучающихся являются:

  • создание условий для воспитания у обучающихся активной гражданской позиции и ответственности, основанных на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях общества;
  • широкое привлечение обучающихся к участию в деятельности социально-значимых, познавательных, творческих, культурных, благотворительных мероприятиях, в волонтерском движении, а также развитие программ патриотического воспитания обучающихся, в том числе военно-патриотического;
  • адаптация системы воспитания к взглядам, увлечениям и интересам современной молодежи;
  • развитие социокультурной и спортивной инфраструктуры, направленной на формирование традиций ведения здорового образа жизни.

Стратегическая цель развития международной деятельности Университета планируется к достижению через согласованные действия по следующим траекториям:

  • совершенствование образовательной среды, способствующей развитию программ международной академической мобильности обучающихся (формирование комфортной среды для иностранных обучающихся и преподавателей, системный переход на принципы международной образовательной среды);
  • развитие имеющихся альянсов и создание новых с ведущими университетами мира для совместной разработки и реализации программ по модели двойного диплома, формирование глобальной сети партнеров с целью проведения совместных исследований и обмена опытом;
  • продвижение бренда Финансового университета в международном образовательном пространстве;
  • экспорт дополнительного профессионального образования с ориентацией на программы на английском языке для иностранных граждан, работающих или планирующих работать в сфере бизнеса России, имеющие международную аккредитацию программы МВА.

Одним из механизмов в системе мер, направленных на повышение конкурентоспособности и востребованности выпускников, является развитие единой системы содействия занятости и трудоустройству, укрепление и развитие партнерских взаимоотношений с выпускниками разных лет, их сплоченности и вовлечения в жизнь Университета. 

Приоритетными задачами в этом направлении являются:

    • развитие Единого центра развития карьеры полного цикла, реализующего работу по профориентации, отбору и созданию кадровых резервов для компаний, организации практик и стажировок обучающихся, а также трудоустройству, карьерному сопровождению и поддержке карьеры молодых выпускников и выпускников с опытом работы. Финансовый университет должен стать «социальным лифтом» для обучающихся и выпускников;
    • систематизация работы с партнерами и расширение сотрудничества с российскими и зарубежными организациями, начиная с их вовлечения на стадии создания и обновления образовательных программ, разработки новых дисциплин, и заканчивая их активным участием в трудоустройстве студентов и выпускников, предложением наиболее конкурентоспособных условий работы;
    • увеличение количества практико-ориентированных мероприятий с участием работодателей;
    • выстраивание взаимодействия с менторами, готовыми помогать студентам решать возникающие в процессе учебы сложности и выстраивать карьерную траекторию.

Особое внимание планируется уделить развитию ключевого партнерства с работодателями, готовыми инвестировать в комплексное сотрудничество с Университетом.

Университет формирует стратегию по вовлечению выпускников в деятельность организации, рассматривая их как потенциальных научно-педагогических работников, заказчиков или участников исследований, работодателей, инвесторов, а также активных участников продвижения Эндаумент-фонда.

Таким образом, к 2030 году Финансовый университет должен стать одним из лидеров сетевого взаимодействия по применению совместных образовательных программ, обеспечению трудоемкости образовательных программ дисциплинами университетов-партнеров, совместному использованию научно-исследовательского оборудования и интердисциплинарных исследований, созданию консорциумов с академическими институтами, образовательными организациями и представителями бизнеса, позволяющих обеспечивать трансфер знаний, инноваций, технологий по приоритетным направлениям развития Университета.

Стратегической целью развития филиальной сети на перспективу до 2030 года является модернизация, повышение эффективности и, при необходимости, оптимизация 27 филиалов, находящихся в 26 субъектах Российской Федерации. Концепция пространственного развития Финансового университета на территории Российской Федерации предусматривает формирование в каждом филиале комплексной системы непрерывного образования, обеспечивающей высокий уровень качества образовательной, научно-исследовательской, международной, консалтинговой деятельности, а также рентабельность и социально-экономическую эффективность образовательной и финансовой моделей. На площадке каждого филиала с учетом мониторинга регионального рынка труда будет сформирован и реализован портфель образовательных программ и интеллектуальных продуктов, способных обеспечить конкурентоспособность филиалов на рынке образовательных и научно-исследовательских услуг регионов.

Одной из приоритетных задач развития филиальной сети является дальнейшее эффективное взаимодействие с органами исполнительной и законодательной власти, бизнес-сообществом, некоммерческими организациями и объединениями субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, направленное на разработку в филиалах новейших интеллектуальных и образовательных продуктов и материалов, востребованных на территориях регионов присутствия Финансового университета.

Стратегическая цель инфраструктурной деятельности – обеспечение бесперебойного функционирования Университета и создание условий для решения задач образовательной, научно-исследовательской, инновационной и воспитательной деятельности. Развитие инфраструктуры Университета направлено на создание комфортной среды для качественного обучения, научных исследований и внедрения инноваций, проживания студентов и организации здорового образа жизни и досуга студентов, научно-педагогических работников и партнеров.

Особое внимание планируется уделять развитию образовательной экосистемы, в которой объектом внимания является студент. При этом планируется увеличение пространства для проектной работы (коворкинговых зон), а библиотека становится коммуникативным студенческим центром.

Развитие инфраструктуры Университета будет планироваться с учетом: современных трендов, связанных со снижением роли традиционной инфраструктуры и повышением роли инновационной; возможности использования инфраструктуры партнеров, самих студентов (принцип BYOD); доступности среды Университета для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; оптимизации имущественного комплекса с целью сокращения затрат на содержание имущества, внедрение энерго- и водосберегающих технологий.

Развитие имущественного комплекса Университета предполагается осуществлять путем строительства новых корпусов, реконструкции существующих; проведение систематического анализа имущественного комплекса на предмет эффективного использования зданий (помещений), находящихся в пользовании Университета и его филиалов.

Значимым этапом развития Финансового университета является усовершенствование собственной информационно-образовательной платформы для создания и развития цифровых сервисов по управлению учебным процессом и планированию научной деятельности, а также внедрение современных ИТ-инструментов с применением «цифрового следа» обучающегося для повышения эффективности образовательного процесса.

Таким образом инфраструктура и имущественный комплекс Университета позволят использовать инновационные технологии ресурсосбережения и безопасности в целях соблюдения требований к обеспечению комфортных условий для осуществления образовательного процесса, в том числе для лиц с ограниченными возможностями.

Факторами роста доходов в соответствии со стратегическими инициативами будут являться: ценовая политика Университета как лидера на профильных рынках платных образовательных услуг с одновременной гибкой системой скидок для обучающихся; возможностью использования модели проектного обучения, интегрированной с модулем универсальных компетенций и фундаментальной научной подготовки; реализацией программ обучения с учетом индивидуальных траекторий; выполнением фундаментальных и прикладных исследований по заказам различных отраслей экономики; реализацией потенциала роста доходов в области дополнительного профессионального образования за счет выхода в новые сегменты и форматы; дополнительным привлечением ресурсов бизнес-сообщества на образовательные и исследовательские проекты; интернационализацией образования; проведением интердисциплинарных исследований с университетами-партнерами; созданием совместных консорциумов; коммерциализацией результатов интеллектуальной деятельности; разработкой стратегии фандрайзинга.

Финансовая модель предполагает обеспечение финансовой устойчивости, мобилизацию внутренних ресурсов, диверсификацию источников финансирования и повышение уровня внутренней операционной эффективности.

Результаты реализации программы развития в экономико-финансовой и управленческой сферах:

  • формирование Университета нового типа, конкурентоспособного в международном образовательном пространстве, осуществляющего выполнение фундаментальных и прикладных исследований по широкому спектру направлений, внедрение и применение межотраслевых технологий мирового уровня, подготовку высококвалифицированных кадров для экономики страны;

  • формирование в Университете распределенной Форсайт-структуры эффективно взаимодействующих между собой подразделений на основе принципа «проблемно- и ресурсно-ориентированного виртуального предприятия» - от традиционного образовательного ядра (кафедры и лаборатории классического типа) до распределенной сети образовательно-инновационных центров (ресурсных, авторизованных, консалтинговых, повышения компетенции и профессиональной переподготовки кадров, трансфера, компетенции, превосходства);

  • создание и развитие системы трансфера мультидисциплинарных знаний и инновационного пояса консорциумов вокруг Университета.

Организационно-управленческая структура должна ориентироваться на максимальное использование потенциала Университета и партнеров для обеспечения подготовки и успешного трудоустройства выпускников в соответствии с профилем образовательных программ.

В целях системного взаимодействия с органами государственной власти, общественными и коммерческими организациями планируется формирование ряда организационных элементов в структуре Университета:

  • по направлениям работы Правительства Российской Федерации (с привлечением академиков РАН (членов ВЭО) и членов Правительства). При этом, развивая компетенции в традиционной финансовой специализации, необходима реализация совместных сетевых программ через стратегические альянсы с лидерами образования в непрофильных для Университета направлениях (совмещение реализации образовательных программ филиалов с выполнением конкретных научно-образовательных проектов в регионах);

  • по формированию финансово-экономических компетенций в отраслях экономики и бизнеса, объединяющих представителей профильных научно-педагогических школ ведущих университетов мира, компаний и регуляторов (участие в разработке соответствующих профессиональных стандартов и образовательных программ).

Планируется к внедрению система трех карьерных треков: научного, преподавательского и административного с соответствующими системой мотивации и критериями работы. Каждый из треков предполагает разный баланс трех видов деятельности, позволяя фокусировать усилия научно-педагогических работников и административного аппарата.

Особое внимание планируется уделять позиционированию Университета в национальных и международных рейтингах. Сохранится стремление к лидирующим позициям в национальных рейтингах в приоритетных областях развития Университета, а также к расширению присутствия Университета в международных рейтингах.

В процессе реализации Университетом программы развития особое значение планируется уделить анализу и нейтрализации возможных рисков достижения ее целей. Система управления ходом реализации программы развития будет ориентирована на две основные группы рисков: внешние и внутренние.

К группе внешних рисков можно отнести риски, связанные с темпами роста мировой и национальной экономик.

Возможность реализации мероприятий программы развития Финансового университета соотносится с развитием социальной, экономической, инфраструктурной среды. Любые социально-экономические изменения в стране неизбежно скажутся на развитии Университета и реализации программы развития.

Воздействие внешних рисков возможно минимизировать прогнозированием событий, перспективным планированием деятельности Университета, принятием своевременных и эффективных мер преодоления возникающих трудностей.

К наиболее вероятным внутренним рискам следует отнести организационно-управленческие и проектные риски.

Организационно-управленческие риски связаны с возможным дефицитом информации о быстроменяющихся требованиях работодателей к конкретным компетенциям научно-педагогических работников; необходимостью оперативной перестройки образовательного процесса и привлечением специалистов-практиков; формированием заинтересованности предприятий, организаций и представителей органов власти в применении исследовательских результатов научной деятельности; возможными коммуникационными разрывами, следствием которых может стать недостаточная вовлеченность сотрудников и студентов Университета в реализацию мероприятий программы развития.

Проектные риски связаны с недостаточной обеспеченностью образовательных и научных проектов необходимым человеческим капиталом. Особенно актуальны эти проблемы в связи с сохраняющимся в Университете дефицитом структурных единиц, сопровождающих применение цифровых высоких технологий в общем, и высококвалифицированных IT-специалистов в частности.

К важным инструментам снижения рисков можно отнести повышение эффективности управления Университетом, укрепление финансовой устойчивости, развитие системы внутренней экспертизы реализации мероприятий программы развития.