Главная

Код специальности: 08.00.10

 

Научный руководитель

Маркина Елена Валентиновна,

кандидат экономических наук, доцент, профессор Департамента общественных финансов, первый проректор по учебной работе Финансового университета, член-корреспондент Российской академии экономических наук и предпринимательской деятельности

 

История возникновения и процесс функционирования каждой научной школы своеобразны и неповторимы. Вместе с тем, становление любой научной школы теснейшим образом связано с состоянием и развитием соответствующей отрасли науки. Именно состояние науки предопределяет теоретическую базу исследований, осуществляемых конкретной научной школой; в то же время уровень разработки школой актуальных проблем влияет на появление новых научных идей, их обоснование и быстроту распространения.

Формирование научной школы государственных и муниципальных финансов в рамках МФЭИ-МФИ-ФА-ФУ проходило синхронно с развитием отечественной финансовой науки. Защищенная Ровинским Н.Н. в 1940 г. диссертация на соискание учёной степени доктора экономических наук на тему «Основные проблемы государственного бюджета СССР» заложила основу для научных разработок в области бюджетных отношений, помогла становлению нового научного направления, составившего ядро научной школы государственных финансов. Огромный вклад самого Ровинского Н.Н. и его последователей - проф. Азарха М.Р., проф. Аллахвердяна Д.А., проф. Винокур Р.Д., проф. Злобина И.Д., проф. Родионовой В.М., проф. Шера И.Д., проф. Шерменева М.К. и др. в разработку бюджетной проблематики позволяет с полным основанием утверждать, что в МФИ была создана, а затем успешно функционировала научная школа государственных финансов, отразившая эволюцию научных взглядов на бюджет и его экономическую сущность.

Первоначально бюджет рассматривался с позиции планово-финансового документа, в котором отражалась величина денежных средств, обеспечивающих функционирование Советского государства. Трактовка бюджета только в аспекте финансового плана была широко распространена в советской учебной и научной литературе вплоть до конца 40-х годов.

В работах Александрова А.М., Боголепова М.И., Зверева А.Г., Плотникова К.Н. и Ровинского Н.Н., а также других авторов, в энциклопедических изданиях, учебниках и учебных пособиях тех лет давалась обстоятельная характеристика бюджета как основного финансового плана образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Однако подобная трактовка, хотя и раскрывала роль бюджета в экономике страны, тем не менее, не отражала экономическую природу бюджета, его место в системе денежных отношений. Оставалось неясным, какое место занимает бюджет в системе общественных отношений, относится ли он к явлениям базиса или надстройки и т.д.

Ответы на эти вопросы были найдены в конце 50-60-х годов, когда финансовая наука сделала крупный шаг вперед и финансы стали рассматриваться как экономические, распределительные отношения, а бюджет - в качестве одной из сфер этих отношений. Раскрывая экономическую природу бюджета, Бачурин А.В. подчёркивал: «Нередко в экономической литературе сущность государственного бюджета сводят лишь к его роли в финансовом планировании. Бюджет определяется как основной финансовый план государства... Такая характеристика бюджета не раскрывает в полной мере его материального содержания и выражаемых им экономических отношений»; она «характеризует лишь его организационно-правовую сторону».

Крупный вклад в разработку идеи об экономической природе бюджета, его месте в системе распределительных отношений был внесён в первую очередь представителями научной школы государственных финансов Московского финансового института. В 50-60-е годы прошлого века в трудах Ровинского Н.Н., Аллахвердяна Д.А., Винокур Р.Д., Злобина И.Д., Плотникова К.Н. и др., в учебной и научной литературе уже давалась разносторонняя характеристика бюджета: и как системы экономических распределительных отношений, и как централизованного фонда денежных средств государства, и как основного финансового плана страны. Вместе с тем в ряде публикаций сначала робко, а затем всё более уверенно выдвигается и обосновывается положение о том, что бюджет может рассматриваться в качестве экономической категории.

Первыми, кто выдвинул эту идею, были Ровинский Н.Н. и Плотников К.Н., а обосновал её Аллахвердян Д.А.; последний утверждал, что «бюджет социалистического государства необходимо рассматривать как экономическую категорию, выражающую определённые экономические связи и отношения...». Специфика этой категории в том, что она «выражает экономические отношения, связанные с образованием и распределением централизованного общегосударственного фонда денежных средств».

Признание за бюджетом «ранга» экономической категории со стороны главных исследователей теории бюджета не сразу нашло понимание широких слоёв научной общественности. Приверженцы идеи рассмотрения бюджета только с позиций финансового документа долго не соглашались рассматривать бюджет как экономическую категорию. Упорные дискуссии по этой проблеме велись и в 60-е, и в 70-е годы, не приводя к однозначному мнению. Из-за консерватизма позиции части учёных период 60-70-х годов прошлого века в развитии отечественной финансовой науки характеризовался наличием сразу двух теоретических концепций. Сторонники одной рассматривали бюджет и как экономическую категорию, и как основной финансовый план страны; представители другой считали возможным говорить о бюджете только как о финансовом документе.

Идеи научной школы МФИ, трактовавшей бюджет как экономическую категорию и основной финансовый план страны, получили своё дальнейшее развитие в 80-е годы прошлого века, когда на кафедре «Финансы» в содружестве с работниками Министерства финансов СССР (Дундуковым Г.Ф., Шеховцовым Г.К. и др.) и Министерства финансов РСФСР (Молчановым И.П. и др.) стали активно разрабатываться теоретические и практические вопросы бюджета: его сущности и функций, бюджетного планирования, бюджетного механизма регулирования экономики, более активного использования бюджетных инструментов для стимулирования социально-экономических процессов и т.п. Именно в этот период на кафедре Родионовой В.М. была подготовлена и защищена диссертация на соискание учёной степени доктора экономических наук, посвящённая бюджету. Разработка автора внесла ясность в трактовку основополагающих бюджетных понятий, способствовала углублению знаний об их содержании, раскрывала потенциал и пути более активного использования бюджета в интересах развития советского общества.

В 80-е годы прошлого века существенный шаг вперёд в развитии науки о бюджете заключался в том, что впервые была раскрыта специфика бюджета как экономической категории, показано, что появление бюджета в качестве самостоятельной сферы стоимостного распределения общественного продукта было объективно предопределено потребностями воспроизводства и потребностями политической надстройки общества, требующими централизации части финансовых ресурсов общества в руках государства. Именно в 80-е годы впервые были обстоятельно исследованы функции бюджета и доказано, что бюджет выполняет две функции - распределительную и контрольную; однако функции бюджета отличаются особенностями, обусловленными сферой, объектом и направленностью действия этой экономической категории.

Каждая экономическая категория при правильном и целенаправленном ее использовании превращается, как известно, в действенный инструмент хозяйствования. Необходимо отметить, что к началу 80-х годов вопрос о бюджете как экономическом инструменте хозяйствования с теоретических позиций был разработан недостаточно глубоко: высказывались разные мнения даже по вопросу о том, какая из организационно-правовых форм бюджета выступает звеном хозяйственного механизма - конкретные виды бюджетных отношений, централизованный фонд денежных средств государства или основной финансовый план страны. Поэтому в научных исследованиях кафедры «Финансы» большое внимание было уделено выяснению места и роли бюджета в составе экономических инструментов хозяйствования, исследованию специфических форм его использования в практике руководства народным хозяйством страны. Это имело не только чисто теоретическое, но и большое практическое значение.

Важным показателем любой научной школы, отражающим её приоритетность и значение в рамках всего научного сообщества, является многогранность исследований, проводимых представителями этой конкретной школы. Более того, разносторонние научные исследования представителей научной школы свидетельствуют о степени развития самой научной школы, т.е. о том этапе её функционирования (становление, развитие, расцвет, застой или упадок), который оценивается появлением (или отсутствием) новых научных идей, интересных и глубоких по содержанию публикаций, притоком молодых ученых и т.п.

Научная школа - это сложившаяся форма совместной научной деятельности коллектива исследователей разного возраста и квалификации, объединяемых общим направлением работ и руководимых признанным лидером, обладающим не только научным, но и личным авторитетом. Важнейшее значение для формирования научной школы имеет научная идея, выдвинутая лидером и получающая реализацию и дальнейшее развитие в соответствующих исследовательских программах. В настоящее время Е.В. Маркиной сформирован такой тип научной школы, который представляет собой одновременно и научное направление, и исследовательский коллектив.

Научная школа «Теория и методология государственных и муниципальных финансов» сформирована на базе Департамента общественных финансов Финансового университета, признана решением Ученого совета Финуниверситета 28 марта 2014 года.

Школа является ведущим научным объединением, выполняющим научно-исследовательские работы по научному направлению «Теория и методология государственных и муниципальных финансов».

Цель деятельности научной школы: создание нового научного знания, актуального для теории и практики государственных и муниципальных финансов, и на этой основе - развитие научного потенциала Финансового университета, обеспечение преемственности поколений в научном сообществе, осуществление интеграции науки и образования.

Деятельность научной школы направлена на решение следующих основных задач:

  • выполнение коллективом научной школы фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ по государственным контрактам с органами государственной власти, договорам с высшими учебными заведениями, научно-исследовательскими организациями;
  • создание условий для более полного развития творческих способностей членов научной школы;
  • участие в подготовке научных и научно-педагогических кадров;
  • обеспечение преемственности поколений в науке и развитие научного потенциала Финансового университета;
  • повышение эффективности взаимодействия членов научной школы в области научно-исследовательской деятельности;
  • оказание помощи в становлении молодых ученых, привлечение их к научно-исследовательской деятельности;
  • участие в развитии учебно-методического обеспечения учебных дисциплин в рамках федеральных государственных образовательных стандартов.

Основные принципы деятельности научной школы: научность, системность, перспективность, профессионализм, публичность, сотрудничество, прикладной характер и результативность.

Результаты деятельности научной школы отражаются в опубликованных научных работах (монографиях, статьях в российских рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки России, в зарубежных научных журналах, индексируемых иностранными организациями (Scopus, Web of Science и др.), учебниках и учебных пособиях и других изданиях, включая электронные), в выступлениях на научных мероприятиях различного формата («круглых столах», симпозиумах, конференциях, семинарах и т.д.), результатах выполнения научно-исследовательских работ, защищенных диссертациях.

Ведущие ученые научной школы

  • Маркина Елена Валентиновна, руководитель научной школы, кандидат экономических наук, доцент, профессор Департамента общественных финансов, первый проректор по учебной работе Финансового университета;
  • Солянникова Светлана Петровна, кандидат экономических наук, доцент, руководитель Департамента общественных финансов;
  • Поляк Георгий Борисович, доктор экономических наук, профессор, профессор Департамента общественных финансов;
  • Баятова Инна Марковна, кандидат экономических наук, доцент, профессор Департамента общественных финансов;
  • Курочкин Вадим Васильевич, кандидат экономических наук, профессор, профессор Департамента общественных финансов;
  • Куцури Георгий Николаевич, доктор экономических наук, доцент, профессор Департамента общественных финансов;
  • Седова Марина Леонидовна, кандидат экономических наук, доцент, профессор Департамента общественных финансов;
  • Федорова Ирина Юрьевна, доктор экономических наук, доцент, профессор Департамента общественных финансов;
  • Шаров Виталий Филиппович, доктор экономических наук, доцент, профессор Департамента общественных финансов;
  • Васюнина Маргарита Леонидовна, кандидат экономических наук, доцент, доцент Департамента общественных финансов;
  • Горлова Оксана Степановна, кандидат экономических наук, доцент, доцент Департамента общественных финансов;
  • Полякова Ольга Александровна, кандидат экономических наук, доцент, доцент Департамента общественных финансов;
  • Сангинова Лола Додохоновна, кандидат экономических наук, доцент, доцент Департамента общественных финансов;
  • Строков Анатолий Иванович, кандидат экономических наук, доцент, доцент Департамента общественных финансов;
  • Шмиголь Наталия Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент Департамента общественных финансов.