20 ноября 2020 г. состоялось заслушивание отчета научно-исследовательской работы (НИР) по теме «Направления углубления экономического сотрудничества стран – членов ШОС», выполненной Институтом исследований международных экономических отношений (ИнИМЭО) в рамках государственного задания 2020 года. Заказчик исследования – Аппарат Правительства Российской Федерации.
 
Представляя его, руководитель НИР директор ИнИМЭО д.э.н. профессор В.В. Перская отметила, что объектом исследования была деятельность Шанхайской организации сотрудничества по созданию форматов и механизмов углубления экономического сотрудничества стран–членов ШОС, в т.ч. с учетом вовлечения во взаимодействие государств-партнеров и наблюдателей, а целью – выработка предложений по развитию направлений углубления экономического сотрудничества стран–членов ШОС. В ходе работы были проанализированы основные положения Хартии ШОС и современное состояние экономического сотрудничества стран–членов ШОС; исследованы потенциал такого сотрудничества, имеющиеся препятствия и трудности; проанализированы условия его углубления и возможные риски снижения темпов развития; исследованы развитие систем платежей и расчетов в национальных валютах стран ШОС и основные факторы, способствующие их использованию.
 
Проведенный анализ позволил констатировать, что среди факторов, определяющих условия углубления экономического сотрудничества стран ШОС, приоритетными является использование возможностей организации для развития национальных экономик, внедрения инноваций и привлечения инвестиций в национальные проекты.
 
В.В. Перская отметила, что деятельность ШОС в сфере экономики выступает базисным звеном, способствующим фундаментальному закреплению внешнеполитической стратегии государств-членов, партнеров и наблюдателей. Экономическую составляющую деятельности ШОС следует оценивать по аналогии с деятельностью ЭКОСОС, а экономическое сотрудничество стран ШОС – это базис развития региональной интеграции евразийского континента.
 
Среди общих экономических интересов стран ШОС она выделила использование возможностей ШОС для развития национальных экономик, в т.ч. привлечения финансов из-за рубежа; ускоренное цифровое преобразование национальных экономик; создание современной транспортной инфраструктуры, в т.ч. международных транспортных коридоров; развитие электронной торговли; обеспечение проблемы продовольственной безопасности; формирование новых рынков сбыта нефти и газа (для России и Казахстана), получение доступа к нефтегазовым источникам энергии и сырьевым ресурсам (для Китая, Индии и Пакистана).
 
К основным рискам, которые могут сдерживать развитие экономического сотрудничества, она отнесла эрозию национального суверенитета сотрудничающих с Китаем стран, принятие порой властями решений исходя сугубо из национальных интересов, ухудшение ситуации из-за обострения макроэкономической нестабильности и финансового неравенства и пандемии коронавируса, влияние внешней международной среды, в т.ч. санкций США, и сбои в функционировании международных цепочек поставок вследствие торговой войны между США и Китаем.
 
Коснувшись темы развития в ШОС систем платежей, она подчеркнула, что платежные сервисы могут стать основой для развития различных платежных решений.
 
В.В. Перская сформулировала рекомендации по развитию сотрудничества в рамках ШОС, в т.ч. предложила создать переговорные площадки для формирования правового поля с сферах информационной безопасности стран ШОС и защиты критически важной инфраструктуры, сформировать переговорную площадку для выработки правил работы компаний в сфере электронной торговли, создать региональные центры торгово-экономического сотрудничества со странами ШОС, инициировать в ШОС переговорный процесс по обновлению норм регулирования мировой торговли для обеспечение справедливой конкуренции.
 
В целях обеспечения продовольственной безопасности, по ее мнению, необходимо выработать общую стратегию по стандартам, применяемым в отношении качества продуктов питания; по аналогии с Всемирной продовольственной программой ООН (ВВП ООН) создать структуру оперативного реагирования на чрезвычайные вызовы продовольственной безопасности; с использованием опыта ВПП ООН создать региональную складскую и транспортную инфраструктуру нового поколения, провести оптимизацию путей от производящих сельскохозяйственную продукцию предприятий до мест ее реализации.
 
Отчет получил положительную оценку членов комиссии.