Институт финансовой грамотности

Комментарий Института финансовой грамотности – федерального методического центра по финансовой грамотности взрослого населения Финуниверситета по поводу жёсткой позиции Владимира Путина в отношении мошенников с личными средствами россиян:

Наталья Назарова, директор Института финансовой грамотности федерального методического центра по финансовой грамотности взрослого населения Финуниверситета:  

«Владимир Путин коснулся темы мошенничества в ходе прямой линии дважды: в контексте телефонных мошенников, буквально отбирающих личные средства россиян, и в вопросе о подделке медицинских документов. В обоих случаях даны поручения Центральному банку контролировать движение денежных средств и правоохранительным органам, в частности МВД, предотвращать преступления.

Здесь встает вопрос о временном лаге: телефонные мошенники не дают жертвам опомниться. Недавно они стали чаще представляться не сотрудниками банка – к этому все уже привыкли и вешают трубку, а, например, «офицерами ФСБ». Легенда буквально завораживает жертву, люди идут к банкомату, снимают деньги и несут их в какие-то «тайники», оставляют в оговоренных местах. Кто же будет звонить в МВД, когда им каждые 3 минуты перезванивает и психологически атакует «сотрудник в погонах»?

Второй вопрос – проверка данных. Это важнейшее право и обязанность финансово грамотного гражданина. Позвонили с незнакомого номера, даже идентичного банковскому? Сразу вешаем трубку и перезваниваем на телефон банка, указанный на официальном сайте или обратной стороне банковской карты. Потребовали срочных действий – в течение 4 минут, 2 часов? Средства по счетам перечисляются фактически мгновенно, отменить операцию можно по письменному заявлению или действием только пользователя в приложении. Просят назвать пин-код, CVV-код с обратной стороны карты? НИКОГДА этого не делайте.

Несовершенство финансовых знаний россиян – один из источников обогащения мошенников. Главный ответственный за Ваши средства, ценности – это Вы сами. Банковские органы, правоохранительные – наши помощники  в этом, но все опасности контролировать они пока не в силах​.

К сожалению, теперь и Ваш голос может стать ключом к краже средств, если Вы оформили в банке свой цифровой портрет. Пожалуйста, не отвечайте на вопросы с неизвестного входящего номера о финансах «да», «нет», «согласен», не называйте свои фамилию, имя, отчество. Используйте вместо этого вариации: «предположим», «возможно», «слушаю», «я не могу ответить на этот вопрос» или задавайте вопрос в ответ, например, об источнике Ваших личных данных, защищенных законами Российской Федерации.

Чтобы средства были в сохранности, нужно знать, откуда может прийти беда и попытка их украсть. Холодная голова, знание паттернов мошенничества, базовые финансовые знания – вот наша главная защита от мошенников».