Методика оценки привлекательности городов для жителей, туристов и бизнеса

​Результат интеллектуальной деятельности в виде секрета производства (ноу-хау)

«Методика оценки привлекательности городов для жителей,туристов и бизнеса»​​

разработан в рамках научно-исследовательской работы по теме:

«Социокультурное проектирование и управление привлекательностью городов для жителей, туристов и бизнеса»  

в рамках государственного задания на 2018 год

Эффективное управление развитием городов России и повышение уровня их привлекательности для жителей, туристов и бизнеса в современных условиях немыслимо без четкого научно обоснованного представления о будущем состоянии данных социально-экономических систем. При этом, наличие множества пересекающихся и взаимно определяющих информационных, материальных, финансовых и других потоков обосновывает необходимость применения не только экспертных, но и формализованных методов для решения задач прогнозирования уровня привлекательности городов. Таким образом, оценка привлекательности крупных городов России для жителей, туристов и бизнеса является сложной задачей, связанной с необходимостью как учета различных факторов изменения привлекательности городов по отдельным аспектам, так и определения интегрального значения уровня привлекательности города.

В рамках проведенного исследования предложен подход к формированию комплекса экономико-математических моделей и инструментария прогнозирования уровня привлекательности городов России для жителей, туристов и бизнеса, включающий следующие этапы:

  1. Формирование базы данных показателей привлекательности городов России;

  2. Выбор и обоснование методов моделирования;

  3. Определение особенностей, требующих учета при разработке экономико-математических моделей;

  4. Разработка и реализация комплекса моделей прогнозирования уровня привлекательности городов России;

  5. Разработка функциональных блоков инструментария мониторинга и прогнозирования уровня привлекательности городов;

  6. Разработка сценариев и прогнозов изменения уровня привлекательности городов России;

  7. Формирование рейтинга городов России;

  8. Разработка методики применения предлагаемого инструментария для решения практических задач управления развитием городов.

Реализация данных этапов позволит сформировать модельный инструментарии, предоставляющий возможность обосновывать параметры прогноза уровня привлекательности городов России для жителей, туристов и бизнеса с учетом изменения основных показателей социально-экономического развития.

​Сформированная методика позволяет в достаточной степени полно охарактеризовать привлекательность городов России для жителей, туристов и бизнеса. В тоже время, при оценке уровня привлекательности целесообразным представляется рассматривать не только отдельные показатели, но и ситуацию в целом.  Расчет интегрального коэффициента привлекательности городов предлагается осуществлять на основе определения среднегеометрической величины нормированных значений частных показателей. Полученные значения интегрального показателя привлекательности городов России для жителей, туристов и бизнеса позволят сформировать соответствующий рейтинг городов.