Центр перспективных исследований и разработок в сфере образования

Киселёва Наталья Ильинична

Директор центра

(499)943-1402

left_big.png 

 

27.05 2021 состоялась секция 6: рынок образовательных услуг: траектории развития и точки роста.

Секцию открыли директор Центра перспективных исследований и разработок в сфере образования к.с.н., доцент Киселёва Наталья Ильинична и директор российского центра экспорта образования, руководитель проекта Global Russian Education Day (Global RED) Нерсесян Дмитрий Сергеевич. 
2.1.png
222222222222222222222.png
33333333.png


По словам модераторов, динамично развивающийся рынок образовательных услуг является перспективным сегментом экономики с точки зрения инноваций и инвестиций и предоставляет широкое поле для исследовательской деятельности. Актуальность соответствующих исследований определяют такие феномены современности, как, трансформация человеческого мышления и образовательных запросов населения под влиянием новейших технологий, изменение траекторий развития вузов и появление альтернатив традиционному высшему образованию, возможности дистанционного доступа к масштабным базам данных и лучшим образовательным ресурсам всего мира, проблема отставания образования от потребностей стремительно изменяющегося рынка труда.

Почетное первое слово предоставили директору института финансовой грамотности к.э.н. Назаровой Наталье Александровне, а иностранными спикерами на секции стали: Сергей Тарасов – ректор Открытой европейской академии экономики и политики (Чехия), руководитель проектов европейской ассоциации преподавателей высшей школы,  с темой выступления «Европейская рамка квалификации и трансформация рынка труда в условиях пандемии» и Татьяна Шалунова – директор Бизнес-школы Profi Training «Особенности и перспективы в образовании на примере Узбекистана»

На вопрос со-модератора Дмитрия Сергеевича «Насколько можно интегрировать европейские рамки и российские рамки для того чтобы создать «бесшовное» пространство рынка труда, где люди могли бы перемещаться, не подтверждая на каждом этапе свои знания и квалификацию» ректор Открытой европейской академии экономики и политики ответил: «Плюс европейской модели в том, что они открыты к сотрудничеству, они готовы к коллаборациям, делиться своей моделью. Первые проекты уже есть в России, Узбекистане, Казахстане, где прописывается общее положение. Идея заключатся в мобильности студентов, в мобильности рынка труда, потому что нехватка рабочей силы огромная. Возможность сотрудничества как методологическое, практическое, да в целом любое».

Есть образовательный стандарт есть профессиональный стандарт и между ними больше разница в том, что может и то хочет сделать вуз и что требует работодатель. В какой степени в европейском сообществе есть унисон между возможностями, ресурсами и практикой, которые есть в образовательной среде и реальным рынком труда?

На каждый бизнес-процесс нужна компетенция, т.к. универсальные, многофункциональные сотрудники уже не так востребованы.

Немецкая система является идеальным шаблоном дуального образования, где 30% теории и 70% практики - пример полной интеграции учебного процесса в производство. Они обучаются тому, что, нужно исходя из ситуации на рынке труда сегодня.

Татьяна Шалунова директор Бизнес–школы Profi Training рассказала про опыт работы в сфере финансовой грамотности, про работу бизнес–школы со специалистами по финансам, с бизнесменами и финансами их компаний, про тенденции, которые есть в Узбекистане, Киргизии, про курсы повышения квалификации и т. д.

Татьяна отметила, что меняются образовательные программы, наблюдается тенденция на прикладные курсы, обучения онлайн не приводит к развитию soft skills. Директор бизнес-школы поделилась методами проведения онлайн курсов «каждое видео длится 15 минут, сопровождается материалами, проводится оценка личного прогресса, проводится работа с преподавателем». 

Татьяна Шалунова директор Бизнес–школы Profi Training (Узбекистан)

8.png
 

Трифонов Павел Владимирович - доцент Департамента менеджмента и инноваций Финуниверситета к.э.н., доцент.  

1790bb2a-7562-4056-ad70-f1944d0f4f6c.jfif
 

Павел Владимирович поделился своим опытом по подготовке практико-ориентированных заданий по операционному менеджменту в условиях деструктивных воздействий пандемии, организация семинарских занятий в интерактивном формате, с практико-ориентированными заданиями, рассказал, как адаптироваться во время пандемии, когда необходимо создать, сохранить уровень заданий и качество обучения. Как поменялся рынок, что теперь востребовано и актуально, отметил, что новым вызовом для преподавателей, является создание образовательного продукта в системе. ​

Серышев Роман Викторович - доцент Департамента менеджмента и инноваций Финуниверситета, к.э.н., доцент. Роман Викторович поделился результатами применения компьютерных обучающих игр в образовательном процессе. Показал какие проблемы решает данная система.

По результатам проведенного им исследования 80% респондентов дали положительный ответ на вопрос «Научились ли Вы чему-то с помощью данной формы учебной деятельности?», игра мотивировала к дополнительному изучению материалов - 69% участников опроса.  Роман Викторович утверждает, что развивающие игры облегчают изучение сложны ситуаций и позволяют осмыслить реальные бизнес-ситуации.  С применением компьютерных обучающих игр повышается вовлеченность студентов в учебную деятельность. В завершении своего выступления Роман Викторович акцентировал внимание, что потенциал развивающих игр в процессе обучения значительный, игры помогают в борьбе с фрагментацией знаний, способствуют выработке собственного видения предмета исследования, положительно способствуют обучению и мотивации студентов, вносят вклад в повышение качества образовательного процесса. 

444444.png
 


Кандидат социологических наук, доцент Департамент политологии Финуниверситета – Родионова Марина Евгеньевна выступила с докладом «Гендерная асимметрия рынка образовательных услуг: российский и международный анализ». 

Марина Евгеньевна поделилась со слушателями интересными данными о занятости женщин в науке и технологиях в странах ЕС и России. Интересным оказался тот факт, что в ЕС 37,5 миллионов женщин в возрасте от 15 до 74 лет заняты в сфере науки, когда мужчин – 35,5 миллионов человек.

Марина Евгеньевна отметила, что для женщин – исследователей научная работа была   интересна и давала возможность реализовать себя. 64% опрошенных женщин главной причиной выбора профессии указали «творческий и инновационный характер научного труда».  Более того, она также затронула вопросы о том, как развивать soft skill в онлайн пространстве, какими инструментами можно пользоваться при проведении занятий. 

555.png 

Была представлена статистика по странам СНГ:
14.png 

 
6666.png 

 
777.png 

Махаматов Тимур Таирович – доцент Департамента гуманитарных наук Финунивесита, к.филос.н., доцент.

888.png

 

Тимур Таирович: Россия как культурное поле имеет определенную духовно -ценностную платформу и образование — это тот невидимый столб, на котором держится духовно-ценностная платформа и на ней держится все государство. Главное сокровище государства – это молодежь ни деньги, ни рынок и здания, реальные живые люди.  Образование держится на отношениях учитель – ученик. Беном – учитель – ученик. Когда от педагога передаются ценностные основы вместе с системно информативным содержанием.  Есть ли разница между знанием и информацией. А ведь разница есть. Знание – это переваренное информация на ряду с ее ценностным основами знание всегда живое одухотворенное. Информация – просто инструмент, некая инструментальная среда. Самая большая опасность превратиться в софистов, которые за деньги натаскивают. Китай силен тем, что он, не отвергая никаких достойных достижений западной науки и западного образования и всего того что создал мир, железобетонно стоит на корнях свей традиционной культуры - на конфуцианских ценностях, где учеба это самый благородный и благодарный труд.  

Полевой Сергей Анатольевич – профессор Департамента управления бизнесом Финуниверситета, д.т.н, доцент. 

576ab402-243a-4307-accd-e0a38f5c1f9a.jfif

По словам Сергея Анатольевича вузу нужны новые курсы по работе в распределенных удаленных командах в условиях, когда люди разобщены, когда мы должны поддерживать друг друга на расстоянии. Преподаватели должны максимально учить сту​дентов работать в распределенных условиях понимать и чувствовать другого человека. Сложно считать эмоции человека с экрана не всегда при хорошем разрешении, а все это влияет на качество работы в команде. В связи с этим вопрос насколько наши будущие выпускники конкурентноспособные насколько они готовы быстро адаптироваться. Это тот самый вызов, который мы пока - что так и не можем преодолеть, поэтому необходимо создавать специальные курсы или тренинги. 

Молочкова Светлана Алексеевна студент 2 курса, направление обучения «Государственное и муниципальное управление» Ярославский филиал Финуниверситета.

9999.png

 

Студентка Светлана Алексеева рассказала про гаджеты и новые технологии в образовательном процессе, в котором должны разрабатываться новые педагогические подходы и методы, помогающие сочетать образ жизни современного студента с обучением при помощи гаджета.

По результатам исследования спикер констатировала, что полностью переходить на дистанционный формат обучения на данный момент времени не стоит, поскольку до конца проработаны многие моменты дистанционного обучения и более того общество не готова полностью погружаться в виртуальную реальность.

Огородникова Дарья Петровна   магистрант 1 курса Факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финуниверситета. Дарья рассказала про перспективы развития рынка образовательных услуг в России: пути адаптации к жестким конкурентным условиям.

10000000.png

 

В рамках секции обсуждались вопросы модернизации рынка труда, системы профессиональных стандартов, финансовой грамотности, применения компьютерных обучающих игр в образовательном процессе, гендерной асимметрии рынка образовательных услуг, цифровых последствий пандемии, академической мобильности, традиционных ценностей образования и запросы современного рынка.

В дискуссии приняли участие: Киселёва Наталья Ильинична к.с.н., доцент Департамента социологии Финуниверситета, директор Центра перспективных исследований и разработок в сфере образования, Нерсесян Дмитрий Сергеевич директор Российского центра экспорта образования, руководитель проекта Global Russian Education Day (Global RED), Тарасов Сергей Анатольевич  ректор Открытой европейской академии экономики и политики (Чехия), Шалунова Татьяна директор Бизнес-школы Profi Training (Узбекистан), Фролова Елена Викторовна профессор Департамента социологии Факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финуниверитета, д.соц.н, профессор,  Рогач Ольга Владимировна к.соц.н., доцент Департамента социологии Факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финуниверситета, Звягин Леонид Сергеевич к.э.н., советник проректора по цифровизации группы советников Финуниверситета,  доцент кафедры «Системный анализ в экономике», Молочкова Светлана Алексеевна студентка 2 курса  направления обучения «Государственное и муниципальное управление» Ярославский филиал Финуниверситета. Воронкова Елена Константиновна к.э.н, доцент кафедры финансов и цен Финансового факультета Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, Долгова Мария Владимировна к.э.н, доцент кафедры финансов и цен Финуниерситета, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Дудина Ольга Мухаметшевна к.филос.н., доцент Департамента социологии Факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финуниверситета, Серышев Роман Викторович к.э.н., доцент Департамента менеджмента и инноваций Финуниверситета, Полевой Сергей Анатольевич д.т.н, профессор Департамента управления бизнесом Финуниверситета. Трифонов Павел Владимирович к.э.н., доцент Департамента менеджмента и инноваций Финуниверситета, Мудракова Ольга Александровна к.фм.н., доцент Факультет информационных технологий Российского государственного социального университета, Кунижева Диана Анзоровна аспиранта Департамента социологии Факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финуниверситета. Письменная Елена Евгеньевна д.с.н., профессор Департамента социологии Факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финуниверситета, Павлюкевич Кристина аспирантка Департамента социологии Факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финуниверситета, Огородникова Дарья Петровна студентка 1 курса магистратуры Факультета социальных наук и массовых коммуникаций, Амерсланова Айнара Надировна к.э.н., начальник Управления программ развития, старший преподаватель Департамента аудита и корпоративной отчетности факультета налогов, бизнес-анализа и аудита, Финуниверситета, Родионова Марина Евгеньевна к.с.н. доцент Департамент политологии Финуниверситета, Мельничук Марина Владимировна д.э.н., профессор, руководитель Департамента английского языка и профессиональной коммуникации Финуниверситета, Голубева Ксения Александровна аспирантка Департамента социологии Факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финуниверситета, Махаматов Тимур Таирович к.филос.н., доцент Департамента гуманитарных наук Финуниверситета.

По итогам секции докладчики поделились своими наработками, пришли к выводу о том, что экспорт образования действительно является современным трендом и мы должны уметь позиционировать свой вуз, уметь продавать свои знания, уметь изучать новые вопросы и решать старые, до сих пор не решен вопрос о том, как позиционировать свой вуз, привлекать работодателей в учебный процесс. Работа секции прошла продуктивно, все доклады участников сопровождались обсуждением, в связи с чем иностранными спикерами было предложено проведение круглого стола «Привлечение работодателей в учебный процесс», поскольку во взаимодействии работодателя и вуза нужен посредник –  переговорщик, который бы выстраивал коммуникацию между вузом и работодателем.