Факультет международных экономических отношений



Shkirko.jpg Шкирко Дарья, студентка 4 курса факультета МЭО​

4GRGP1miuNc.jpeg
Михаил Дмитриевич Прохоров - российский бизнесмен, владелец частного инвестиционного фонда «Группа ОНЭКСИМ» и основатель проекта Sensorium Galaxy. Помимо своих профессиональных достижений, Михаил Дмитриевич своим личным примером доказывает, что воспитание, интеллект и образование никогда не выйдут из моды.

Михаил Дмитриевич, спустя два года после Вашего выпуска из Финансового Института произошел распад СССР. В начале своей трудовой деятельности было ли Вам трудно адаптироваться к новым законам рыночной экономики, к которым советская система Института никого не готовила?

Сложнее было психологически в целом входить во взрослую жизнь, где ответственность за себя несешь только ты. А с адаптацией в условиях новых экономических реалий проблем как раз не возникло, так как уже в студенческие годы у меня было несколько кооперативов. Мы постигали законы рынка на своем опыте, учились на своих ошибках. Поэтому, когда я пришел работать в банк, у меня было уже четкое понимание правил игры.

 

Вы упоминали, что сначала хотели получить высшее образование в области филологии. Во время обучения на факультете МЭО эта склонность давала о себе знать? Может, вы писали статьи? Если да, на какие темы?

Моя тяга к «слову» абсолютно точно помогала мне при написании курсовых и рефератов, иногда даже не только для себя. Позднее мне захотелось попробовать себя в крупном жанре, я начал писать статьи в журнал «Русский Пионер». Особенно хорошо мне удавались фельетоны. На какие темы сейчас уже не вспомню, но всегда это было на злобу дня.

 

Известный факт, что кроме учебы Вы проявили себя также и в спорте. Какие достижения для вас наиболее радостны?

Да, во время учебы меня увлекало все, кроме шахмат. Я выступал за все институтские сборные: футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис, легкая атлетика.. Сейчас, конечно, результаты скромнее, и то скорее от отсутствия времени, чем от лени. Но много лет назад я поставил себе цель: делать в 75 лет то, что я мог в 20 лет. И остаюсь ей верен.

 

В своём интервью В.В. Познеру Вы упомянули, что в Вашем кооперативе прошли стажировку более двухсот выпускников Института. Так как компании в принципе всегда холодно относились к выпускникам без опыта работы, как вы понимали, что вчерашний студент достойно справится со своими обязанностями?

Я сам был студентом, поэтому просто не задавал себе таких вопросов. У нас была возможность что-то делать, пробовать, менять, и мы это делали. Не все получалось сразу, но мы быстро адаптировались и шли дальше. Когда ты молод и тебе нечего терять, не думаешь о риске, не просчитываешь стратегии, просто пробуешь. И радуешься, когда получаешь желаемый результат.

 

Наверняка на самых начальных этапах своего профессионального пути Вы часто сталкивались с намеренным препятствованием достижению Ваших целей со стороны окружающих. Где Вы находили силы идти дальше и чем руководствовались в такие моменты?

Залог успеха в бизнесе, как и в любой другой сфере, это преданность тому, что ты делаешь. Когда горишь своим делом, вникаешь в каждую деталь, силы находятся сами собой, не нужно дополнительных стимулов и мотиваторов. Но свое дело – это огромный труд, и если вы заранее не готовы к преодолению бесконечной череды препятствий, в бизнес лучше не идти.

 

Добиться успеха в бизнес-среде и при этом остаться в гармонии с самим собой, своими взглядами и убеждениями – какой подход используете Вы, чтобы этот баланс сохранился?

У меня есть очень простая формула, которой я стараюсь следовать во всех сферах жизни: жить каждый день, как последний, и чтобы за это не было стыдно. Очень доступная, на первый взгляд истина, но в каждодневной суете про нее легко забыть. Тогда в некоторых ситуациях может казаться, что, если один раз отступиться от принципов и идеалов, ничего страшного не произойдет, ведь жизнь длинная, будет возможность исправить. Но это иллюзия. Наше настоящее и, главное, наше будущее – это последствия нашего выбора каждый день: быть верным себе или нет.

 

Ровно за месяц до начала пандемии на встрече в Финансовом университете Вы сказали, что пока не видите необходимости в массовом внедрении роботов в общество, что их недостатки пока перевешивают пользу. Изменили ли события последнего года Ваше мнение?

Я говорил не совсем про это. Главная проблема роботизации – это потеря рабочих мест для людей. Поэтому массовое внедрение роботов неизбежно приведет к социальным потрясениям. Чтобы этого избежать, нужно заранее к этому подготовиться. Нужен баланс между техническим прогрессом и возможностью людей иметь достойную работу с хорошей зарплатой. Кроме того, любая технологическая трансформация затронет налоговую систему, пенсионную, систему образования и т.д. Это огромный пласт работы для всей государственной системы, которую нельзя перенастроить за день, неделю или даже месяц. На это уйдут годы.

 

Я не случайно затронула тему инноваций, поскольку в данный момент Вы сами увлечены и активно развиваете проект под названием Sensorium Galaxy – развлекательные мероприятия, концерты с участием звезд мирового уровня – и все это происходит в виртуальной реальности, с невероятными по масштабу спецэффектами. Как родилась идея проекта и почему Вы в него поверили?

Основные технологические сдвиги происходят каждые 10 лет. Мобильная связь – интернет – социальные сети – облачные технологии – VR. Все люди, которые вовремя вложили деньги в эту цепочку, неплохо заработали. Меня всегда притягивал мир современных технологий, и я надеюсь, что окунулся в эту стихию вовремя. Sensorium Galaxy – это даже не настоящее, это будущее социальных платформ, которая аккумулирует все актуальные технологии и дает возможность пользователю погрузиться в абсолютно новую реальность.

 

Сможет ли взаимодействие через виртуальную реальность заменить полноценное человеческое общение в будущем, и такая ли это глобальная проблема, как принято считать?

Давно ли вы были в ресторане? Там же нет ни одного столика, за которым люди хотя бы в течение часа разговаривали, не заглядывая в телефон. Соцсети уже изменили общение, причем не в лучшую сторону. Большинство людей разучилось общаться даже с самыми близкими. Выражать свои эмоции теперь модно с помощью эмодзи, а не слов. Любые технологии меняют нашу жизнь и стиль общения, и нам уже пора научиться балансировать между живой коммуникацией и технологиями. В то же время мы ищем синергию, комбинируя разные подходы и форматы, поэтому приняли решение развивать свой VR-проект.

 

Что выделяет Sensorium среди его конкурентов в сфере экономики впечатлений?

Как заинтересованное лицо, не хочу делать проекту дополнительную рекламу. Мне кажется, на этот вопрос лучше ответят пользователи, которые среди множества онлайн площадок выбирают именно нашу.

 

Как-то Вы сказали, что Sensorium – один из немногих проектов, которые вызывают у Вас эмоции. Если немного абстрагироваться от финансовой составляющей проекта, какой отклик он вызывает в Вашей душе?

Это драйв и новые ощущения, чувство полета и покорения невозможного. Для меня как бизнесмена – это вторая молодость. Очень хочется сделать значимый рывок с нуля и показать хорошие результаты. Такого опыта в технологической сфере у меня пока не было, это определенно новый вызов.

 

 

Фото предоставлено пресс-службой Финуниверситета