24 ноября Институт онлайн-образования принял участие в онлайн-конференции образовательной платформы Юрайт «Методика подготовки интерактивного занятия». 

Марина Александровна Селиванова, главный специалист Лаборатории онлайн-обучения и анализа данных в образовании Института онлайн-образования, открыла конференцию онлайн-классом «Роль цифровых технологий в обучении».  Выступление доступно по ссылке (таймкод – 13:41 – 1:04:01). Мы подготовили для вас обзор ключевых тем выступления.  

Роль цифровой трансформации в изменении методик преподавания 

Цифровая трансформация учебного процесса подтолкнула преподавателей к интересным методическим экспериментам при проведении учебных занятий с применением цифровых сервисов  и инструментов. Их органичная интеграция в образовательный процесс и помощь в формировании персональной учебной среды – ключевая задача инициативного проекта Института онлайн-образования «Цифровая мастерская преподавателя». Интересно, что проект был запущен в ноябре 2019 года, – тогда никто не предполагал, что использование цифровых инструментов в образовании и помощь преподавателям в переходе в «онлайн» станут настолько актуальными. В период пандемии и экстренного перехода на дистанционное обучение мастерская стала источником ответов на волнующий вопрос: «Как же организовать образовательный процесс в условиях дистанта?».  

В настоящее время количество участников Цифровой мастерской преподавателя превышает 2 000, и этот показатель растёт с каждым вебинаром, – они проходят систематически каждый второй и четвёртый четверг месяца.  

Исследование Института онлайн-образования  

В 2020 году ИОО был проведен опрос среди участников проекта «Цифровая мастерская преподавателя». Результаты ответов на вопрос о потребности в применении цифровых инструментов и сервисов в образовательном процессе продемонстрировал, что 45% респондентов ощущают потребность в подготовке видеоматериалов, 43,3% – в создании интерактивных презентаций с обратной связью, 32,5% – в проведении интерактивных опросов и викторин в режиме реального времени, 30,8 % – в создании онлайн-курсов.  

Бизнес-симуляция: опыт применения в Финансовом университете  

Помимо использования цифровых инструментов и сервисов для организации учебного процесса можно использовать и бизнес-симуляции. В Институте онлайн-образования уже применяются симуляторы:   

Все они направлены на практическую тренировку как профессиональных навыков, так и развитие у студентов навыков коммуникации, управления и принятия решений в нестандартных ситуациях.   

Некоторые из них (например, «Управление корпорацией») работают автономно и жёстко не привязаны к программе каких-либо курсов, но используются в процессе обучения. Симуляторы также интегрированы в онлайн-курсы на «Открытой онлайн-академии», что позволяет расширять их пользовательскую базу. 

В 2021 Институтом онлайн-образования (совместно с компанией «SIMULIZATOR») был запущен  инновационный симулятор «Платформа профессиональных проб». Он представляет собой программу, симулирующую работу на различных должностях в виртуальных организациях, и предназначен для повышения степени осознанности профессионального выбора студентов. Платформа профессиональных проб предусматривает отработку практических навыков, что даёт возможность студенту в режиме «реального времени» попробовать себя в профессиональных сферах. 

В октябре 2021 «Платформа профессиональных проб» была зарегистрирована Федеральной службой по интеллектуальной собственности и началось тестирование платформы: более 400 студентов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации были зарегистрированы на все эпизоды и на две недели погрузились в игру, чтобы построить свою профессиональную виртуальную карьеру.  

Развитие цифровых компетенций – непрерывный образовательный тренд  

Применение новых образовательных технологий и интеграция цифровых инструментов – это комплексный и непрерывный процесс, требующий особого подхода. Именно эта идея заложена в магистерскую программу Института онлайн-образования «Цифровые образовательные практики и технологии». Программа направлена на подготовку лидеров в области цифрового образования, способных управлять EdTech-проектами.